Столетие Николаевского костела в Киеве

6 декабря исполняется сто лет с того дня, когда в Киеве был освящен костел Святого Николая в Киеве – одно из красивейших сооружений города.

"ХОРОШИеНОВОСТИ", 30 ноября 2009 года

Одновременно будет отмечаться и 110 лет со дня закладки храма. Юбилей отметят торжественной мессой в костеле, в котором также вот уже почти 30 лет располагается Дом органной и камерной музыки. Постройка второго киевского костела (первый – Св. Александра – находится на ул. Костельной, 17) началась по проекту молодого архитектора С. Воловского в 1899 году. Строительство велось под руководством уже знаменитого на тот момент киевского архитектора В. Городецкого – будущего автора «Дома с химерами». Костел возведен в формах неоготики, с большим вниманием к деталям (что характеризует стиль Городецкого). При строительстве здания, впервые в строительной практике того времени, была применена новаторская технология закладки фундамента на бетонных сваях (инженер А. Страус). В конструкциях также широко использовался новый на тот момент железобетон. Таким образом, костел стал «архитектурно-инженерной» лабораторией начала ХХ века. Изначально костел был очень богато украшен – как снаружи (сказались эстетические пристрастия Городецкого и общее внимание того времени к готическим и мистическим мотивам), так и изнутри. Интерьер был решен в сочетании серого и розового цветов. Витражи были изготовлены рижской фирмой «Эрнст Тоде» и стали подлинным настоящим украшением костела. В главном алтаре находились три больших витража, изображавших сцены Рождества Христова, Страдания Спасителя и Воскресения. В храме был мраморный амвон, на котором стояли скульптуры Девы Марии и Иисуса Христа. Помимо главного алтаря, в костеле имелись еще четыре: Божьей Матери, Св. Николая, Св. Антония, Сердца Иисуса. Красивейшие люстры, терракотовый пол с метлахской плиткой, обильные мраморные украшения – все это можно было увидеть в храме до 1930-х. В 1936 г. костел был закрыт, и началось его ограбление и разрушение. До войны в здании располагался склад. В 1943-м, во время боев за освобождение Киева, костел подвергся артобстрелу и пострадал от пожара. В послевоенные годы здесь разместился Киевский государственный областной архив, а в башнях были установлены «глушилки» иностранных радиостанций. В это время в бывшем костеле были уничтожены витражи, погибли остававшиеся в интерьере скульптуры. В 1960-х годах здание начало разрушаться из-за строительства метро, которое прошло почти под костелом – фундамент на бетонных сваях «поплыл» от постоянной вибрации. Здание сделалось аварийным. И только в 1978 г. было принято постановление о передаче собора Дому органной и камерной музыки. Для костела мастерами чешской фирмы «Rieger-Kloss» был специально изготовлен концертный орган. При конструировании максимально учитывалась органичность сочетания форм инструмента с интерьерами Николаевского костела. У органа 55 регистров, распределенных по трем мануальным клавиатурам и педали, 3846 труб различных диаметров и длины (от 13 мм до 6 м), сделанных из металла и дорогих черных и красных пород дерева. Орган имеет широкую тембровую палитру: на нем исполняются произведения различных стилей и направлений – от старинной музыки до современных авторов. С 1992 г. в храме начали проходить богослужения возрожденной римо-католической общины. По договоренности, они чередуются с концертами Дома органной и камерной музыки. В 2001 г. костел посетил Папа Иоанна Павел ІІ. Недавно храм вновь пережил реставрацию, вызванную строительством рядом офисного комплекса. В настоящее время храм официально не передан религиозной общине. Основным предметов споров является то, что Дому органной и камерной музыки не выделено новое помещение. Вызывает вопрос и судьба органа, установленного в свое время в алтарной части храма, что нарушает каноны богослужения. Тем не менее, здание Николаевского костела, творение великого Городецкого, остается одним из самых красивых сооружений Киева и пользуется огромной популярностью у туристов, поклонников музыки и архитектуры, всех ценителей прекрасного.