Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского

Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского - фото 1
Христианская же история этого места началась еще за тысячу сто лет до этого события — в VIII веке от Рождества Христова.

Елена Иванова. - "Боспор-Крым", 4-11 июня 2009

Горы Восточного Крыма очень красивы. Одни Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского из них сложены известняками, другие являются коралловыми рифами, выросшими на дне теплого древнего океана. Здесь можно увидеть скалистые обрывы, зубчатые вершины и ущелья. Но есть места, где скалы расступаются, образуя небольшие живописные долины. Именно в одной из таких долин, расположившейся у скального хребта Кизил-Таш (по-татарски «красный камень»), неподалеку от села Краснокаменка, и был основан в 1850-х годах мужской монастырь в честь святителя Стефана Сурожского.

Святитель Стефан Сурожский

Христианская же история этого места началась еще за тысячу сто лет до этого события — в VIII веке от Рождества Христова. И самым тесным образом она связана с именем святого угодника Божия — святителя Стефана Сурожского.
Внизу у моря в живописной бухте в те времена шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне Судак), в котором уже тогда действовали христианские храмы. Была здесь и епископская кафедра. В 724 году правящий сурожский епископ преставился ко Господу. Тогда жители города пришли в Царьград к Патриарху Герману с просьбой поставить им епископа. Во время выбора кандидатов среди просителей возникли несогласия: одни хотели одного, другие — другого. Но все сходились в том, что нужен был епископ, могущий искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси.
Пока Патриарх Герман размышлял, Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского кого бы назначить на сурожскую кафедру, ему явился ангел Господень и повелел для этой цели найти благочестивого монаха Стефана — добронравного, смиренного, а также очень грамотного и мудрого человека. Следует также сказать, что Стефан, желая безмолвной жизни, задолго до этих событий оставил монастырь, в котором принял иноческий постриг, и, найдя никому не известное уединенное место, прожил там довольно много времени в посте и молитве.

Ангел также явился и Стефану. Как говорится в Житии святого, он сказал отшельнику: «Я ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра Патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога».
Вскоре новый архиепископ Сурожский Стефан отправился на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью за пять лет своей архипастырской деятельности святитель смог убедить принять крещение почти всех жителей Сурожа и его окрестностей.

Но то время в Византии набрала силу иконоборческая ересь во главе с императором Львом Исавром. Многих из тех, кто почитал иконы, ссылали или даже убивали. Святой патриарх Герман пытался увещевать Льва Исавра, но усилия его были напрасны: вскоре и он по указу императора оказался в заточении.

В Сурож также было отправлено строжайшее императорское повеление не поклоняться иконам и кресту. На что Стефан Сурожский твердо ответил, что он не позволит своему народу отступить от закона Христова. Стефана схватили, его предали мучениям, а затем бросили в тюрьму. Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана из заточения. Он не только освободил и наградил его за все, что ему пришлось претерпеть, но снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины в 750 году.

Святителя Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа. Возле его святых мощей Господь творил чудеса: многие люди исцелялись Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского от своих душевных и телесных недугов.

Целебный источник

Но вернемся в Кизилташское ущелье. Сохранившееся предание гласит, что именно в этих местах, у подножия красных скал, любил уединяться и молиться Стефан Сурожский. Сегодня многим хорошо известен грот со святым источником, названным в честь святителя. Здесь явно видны остатки фундамента из необработанного камня на известковом растворе. Судя по форме, размерам и ориентации, эта постройка ничем не отличается в плане от известных в восточном Крыму христианских средневековых храмов. Ее западная часть была пристроена к гроту, который, вероятно, выполнял роль апсиды.
А П. И. Кеппен в 1837 году писал об этом месте: «Близ Отуз верстах в шести от деревни, несколько вправо от дороги таракташской, есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая иногда привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу».

Целебный источник

Источник считался целебным у народов разного вероисповедания. История же открытия его целебных свойств такова. Около 1825 года татарин из Отуз однажды пас скот. Спасаясь от ненастной погоды, он зашел в пещеру. Здесь в водах источника пастух нашел икону Божией Матери, писаную на доске. Он передал икону греческому купцу Пластару, а тот отвез ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Икона была оправлена в серебро и поставлена Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского в церкви в честь святителя Стефана Сурожского. Очень быстро весть о чудесной находке разлетелась по всей округе и к источнику начали стекаться богомольцы из окрестных поселений.
Вскоре у христиан установилась ежегодная традиция: собираться в этом святом месте на Богослужения 28 августа (даты приводятся по н. ст.), в день Успения Пресвятой Богородицы, и 22 мая, в день памяти святителя Николая Чудотворца. Бывало так, что в день Успения Пресвятой Богородицы, по свидетельству современников, у святого источника собиралось «до 700 душ народа болгарского, греческого, татарского и русского происхождения».
В 1830 году около родника в соседней пещере поселилась девушка-болгарка по имени Константина. Она жила одна, питаясь скудным подаянием. После появления в этом месте странствующих богомольцев Андронима и Пантелеимона, Константина перешла в урочище Топлы, где впоследствии был основан монастырь святой Параскевы. Здесь Константина приняла монашеский постриг с именем Параскевы.

Источник же, в котором была обретена икона Божией Матери, стали почитать святым. По многочисленным свидетельствам тех лет, водой из него исцелялись многие, страдавшие болезнями глаз, глухотой, болями в конечностях, нервными недугами. Кроме того, очень полезной «в лечении от ломот» считалась грязь со дна болотца, находящегося чуть ниже источника. Этой грязью намазывали больные суставы и давали ей высохнуть, после чего боль проходила.

Основание монастыря

Странники-богомольцы Андроним и Пантелеимон стали фактически первыми монахами будущего мужского монастыря. Своими силами они построили себе неподалеку от источника очень скромное жилище и здесь же глинобитную церквушку.
В 1856 году Кизилташ посетил святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. Он освятил эту небольшую церковку во имя святого Стефана Сурожского. В то же время к Владыке Иннокентию обратились именитые и состоятельные граждане Феодосии и Судака с просьбой об открытии в Кизилташе киновии (общежительного монастыря).

Их просьба была удовлетворена: вскоре по решению Святейшего Синода в Кизилташе был создан мужской общежительный монастырь. Первым настоятелем вновь образованной киновии стал игумен Арсений, прибывший сюда из Свято-Георгиевского монастыря. Под его руководством собрались одиннадцать монахов, которые и начали обустройство обители. Они построили небольшой домик и четыре землянки.

Судьба же первых поселенцев киновии сложилась по-разному. Андроник в 1857 году уехал на Афон, о его жизни не сохранилось более подробных сведений. А Пантелеимон остался в Кизилташском монастыре, принял постриг с именем Пахомия и прожил здесь двадцать пять лет. Умер он в 1874 году, за два года до смерти приняв схиму.

Святой преподобномученик Парфений Кизилташский

По-настоящему обитель начала строиться с назначением сюда игуменом иеромонаха Парфения. В Кизилташскую обитель он был переведен 20 августа 1858 года. Будучи прекрасным организатором, он сумел наладить в монастыре работу по строительству зданий и каменных террас, подсобное хозяйство под его руководством давало все необходимое для жизни монахов и богомольцев.
Мужественный и всегда бодрый, отец Парфений не был подавлен неприглядной обстановкой полной неустроенности, а Кизилташский монастырь святого Стефана Сурожского господствовал над нею. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся.
Вот что об игумене Парфении восторженно писал в своих «Очерках Крыма» известный писатель, педагог и путешественник Е. А. Марков: «Это был мужественный и деятельный хозяин Кизилташских лесов. Он из пустыни стремился сделать домовитое, всем обильное хозяйство, и уже почти достиг своей цели. Он первый, с зари до зари, работал на своих заводах и в своих плантациях. Горсть монахов помогала ему, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетеные мазанки. Парфений добыл все остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жег известку и кирпичи, прививал черенки в лесных грушах, разбивал виноградники, копал колодцы...

Из пещерки в скале сделался целый скит, с двумя гостиницами, с церковью, с кельями и разными службами. Энергия, предприимчивость и хозяйственная опытность Парфения сделали его в некотором роде руководителем окрестных владельцев. Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите... К нему обращались за советами, ему поручались дела. Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина».

(Продолжение следует)