• Главная
  • Новости
  • Патриарх Филарет объяснил, почему в свое время не поддерживал автокефалии Украинской Православной Церкови, и каким видит механизм объединения УПЦ КП и УАПЦ...

Патриарх Филарет объяснил, почему в свое время не поддерживал автокефалии Украинской Православной Церкови, и каким видит механизм объединения УПЦ КП и УАПЦ

10.10.2011, 09:10
Патриарх Филарет объяснил, почему в свое время не поддерживал автокефалии Украинской Православной Церкови, и каким видит механизм объединения УПЦ КП и УАПЦ - фото 1
Этот механизм Патриарх Филарет назвал простым и понятным.

Філарет.jpgВ интервью по случаю 20-летия Собора Украинской Православной Церкви, который поддержал необходимость автокефалии, и 90-летия Всеукраинского Собора 1921 г., провозгласившего создание УАПЦ, Глава УПЦ КП Патриарх Филарет объяснил, в чем для него заключается значение этих событий и каким он сегодня видит механизм объединения всех сторонников автокефалии Украинской Церкви. По его словам, этот механизм является простым и понятным.

Один из вопросов касался того, что в свое время Патриарх Филарет выступал против УАПЦ, и именно это якобы и поныне является препятствием для объединения.

Патриарх Филарет объяснил, что не мог поддержать автокефалию Украинской Церкви, когда Украина была еще независимым государством, а была в составе Советского Союза.

«Если бы я поддержал тогда Автокефальную Церковь – или в 60-80-х годах, или даже в годы так называемой перестройки – меня бы просто отстранили от служения, а на мое место поставили преданного Москве. Наконец, так и сделали – но уже было другое время, Украина была независимой, и поэтому уничтожить дело автокефалии не смогли ... Пока в деле автокефалии я не чувствовал поддержки Церкви, которую я возглавлял, и пока Украина не стала независимой – я не мог выступить за автокефалию ... Тогда, в 1989-91 гг, я действительно критиковал УАПЦ, – но для этого была веская причина. Ибо на волне патриотизма среди многих действительно преданных автокефалии, к УАПЦ бросилось и много недостойных, карьеристов, которые быстро начали пробиваться к ее руководству. Но время показало, кто есть кто – ибо рано или поздно лукавые, такие как Масендич, отпали от Украинской Церкви.

Вместе с тем, сейчас можно видеть, что именно благодаря тому, что многие священники в Галичине выступили за автокефалию Украинской Церкви – в этой части Украины в условиях восстановления структур греко-католической Церкви удалось сохранить присутствие и влияние Православия. Ведь тогда многих священников соблазняли тем, что настоящий украинский патриот может быть только греко-католиком, а кто православный – Слуга Москвы. Священники же УАПЦ и Киевского Патриархата на Галичине в этот период, в условиях гонений, насилия смогли сохранить верность Православию, отстоять православную веру. И не только сохранить, но и приумножить – потому что за эти годы на Галичине построено большое число новых православных храмов, среди которых много построено общинами УАПЦ. За это им честь и благодарность », – пояснил в интервью Глава УПЦ КП.

Как утверждает Патриарх Филарет, в прошлые годы много сеялось раздора и недоверия – и делалось это для того, чтобы не допустить объединения УАПЦ и Киевского Патриархата. Ибо, как пояснил Первоиерарх, противники автокефалии Украинской Церкви хорошо понимают, какой толчок для развития дает такое объединение.

«УПЦ Киевского Патриархата в 1992 году появилась благодаря единению тех, кто выступал за автокефалию в составе УАПЦ, и тех, кто выступал за автокефалию в составе УПЦ. Я искренне воспринял это объединение. И думаю в Киевском Патриархате со мной все согласятся, что и возрождения УАПЦ в 1989 г., и избрание первого Патриарха Киевского и всей Украины Мстислава на Соборе в 1990 г. – это часть нашей общей церковной истории, важные этапы нашей общей борьбы за церковную независимость», – отметил Патриарх Филарет.

Предстоятель УПЦ КП также назвал, «простым и понятным» механизм для объединения всех сторонников автокефалии Украинской Церкви.

«Я не раз говорил раньше и сейчас могу повторить: с нашей точки зрения механизм для объединения является простым и понятным. Он заключается в том, что кто что имеет – тот с тем и остается после объединения. Есть священник настоятелем прихода – он и остается настоятелем. Благочинный, или как говорят в Галичине – декан –  остается на своем посту. Епископ будет руководить дальше своими приходами. Кто занимал выдающееся место в обще-церковном руководстве – тот будет иметь достопочтение и после объединения. То есть никто ничего не теряет. Наоборот – тот, кто объединится, только приобретет. Ибо сейчас, будем говорить прямо, Киевский Патриархат имеет большее влияние в обществе, чем УАПЦ. Поэтому нужно не колебаться, а делать решительные шаги навстречу друг другу. Мы к таким шагам готовы и открыты для сотрудничества со всеми, кто разделяет и поддерживает автокефалию Православной Церкви в Украине».