На Закарпатье почти 700 приходов УПЦ МП, и с начала войны ни один официально не перешел в ПЦУ

На Закарпатье почти 700 приходов УПЦ МП, и с начала войны ни один официально не перешел в ПЦУ - фото 1
Весной прошлого года владыка Варсонофий заявлял, что с начала полномасштабной войны ни один приход УПЦ (в единстве с МП) на Закарпатье не перешел в ПЦУ.

Об этом в интервью «Еспресо.Захід» заявил секретарь Закарпатской епархии ПЦУ, капеллан Чопского пограничного отряда протоиерей Сергей Емец.

К сожалению, с весны ничего практически не изменилось. Люди вроде хотят переходить, многие обращаются к нам, звонят и священникам, и владыке, но самих переходов практически нет. Священники и сама их церковь чинят препятствия, чтобы приходы не переходили.

Как именно они препятствуют?

Когда община поднимает вопрос о переходе в ПЦУ, то священники УПЦ (МП) начинают пугать людей: мол, не похороним вас, не отслужим службы. Для пожилого человека услышать, что его не отпоют в родной церкви в родном селе, – страшно. Молодые же часто отвечают, что в эту церковь ходила бабушка, ходят родители и я буду, и мне все равно, что это за церковь. К тому же очень мощно работает пропаганда с их стороны. Поэтому все это так сложно происходит, хотя желающие перейти из УПЦ есть во всех приходах. Религиозные вопросы часто очень болезненные, и никто в них не слишком хочет вмешиваться, особенно со стороны власти. Хотя если речь идет о российской Церкви, то это вопрос не только религии, но и безопасности.

Если община хочет перейти в ПЦУ, какими должны быть ее шаги, чтобы правильно оформить такой переход?

Прежде всего, община должна собраться и принять решение, что они хотят перейти в ПЦУ. Каждая религиозная община – это самостоятельное юридическое лицо, поэтому имеет право принимать такие решения на общем собрании. После собрания они должны принять соответствующий протокол о переходе. Далее они должны обратиться к нам, если принимают решение перейти именно в ПЦУ. Для нас важно, чтобы решение принимала большая часть общины. Позиция нашего владыки Варсонофия такова, что если недостаточное количество людей хочет перейти, то лучше ничего не начинать, потому что это приведет разве что к суете на приходе.

Часто думают: если приход перейдет в ПЦУ, мы будем заставлять всех служить на украинском языке. На самом деле у нас в уставе четко прописано, что есть два богослужебных языка: церковнославянский и украинский. Община сама решает, какой язык им подходит больше.

Сколько всего приходов Московской православной церкви есть на Закарпатье?

Насколько я знаю, на Закарпатье есть около семи сотен приходов УПЦ. У них здесь достаточно серьезная сеть. Пожалуй, одна из крупнейших в Украине.

Как вы считаете, почему именно на Закарпатье такое большое количество сторонников УПЦ МП, которые упорно держатся за российскую Церковь?

Вспомните историю, как появилась Православная церковь Московского патриархата на Закарпатье. Просто в один прекрасный момент они вывезли всех священников-греко-католиков и заняли их храмы.

Очень часто их священники, то, что они проповедуют, – это уровень секты, где если ты хочешь перемен, то не такой, не наш. К тому же вся Московская церковь отвернулась от православного мира, когда они запретили служить со Вселенским Патриархом. Они сами себя загнали в такую ситуацию, из которой рано или поздно придется выходить, но как они будут смотреть людям в глаза?

В Волынской епархии ПЦУ недавно сообщили, что с начала полномасштабной войны 43 волынских прихода УПЦ присоединились к ПЦУ, но только три – со священниками, а со времени получения Томоса – это 130 общин с 16 пастырями. Если на Закарпатье общины начнут переходить в Православную Церковь Украины без священников, сможете ли обеспечить им достаточное количество священнослужителей?

Проблема со священниками – это один из моментов, который сдерживает людей переходить в ПЦУ. Если бы приходы начали массово переходить без священников, то на Закарпатье тоже не хватало бы священников. На самом деле идеальный вариант, если община переходит вместе с пастырем. И мы просим, чтобы общины убеждали своих священников.

У нас есть хорошие примеры. Например, отец Михаил в Бычкове. Он был одним из первых, кто сознательно присоединился к ПЦУ и продолжает служить на своем приходе. Ни разу к нему не возникало никаких вопросов, так же ему не ставили никаких условий. Единственное, что у них изменилось на приходе, – учредительные документы.

Честно говоря, мне даже жаль некоторых священников УПЦ МП. Знаю, что среди них есть много тех, кто хотели бы присоединиться к ПЦУ, но не решаются. Есть откровенно запуганные. Но есть часть сознательных агентов, которые просто выполняют свою работу.