Страстная Седмица

26 февраля 2012, 12:56 | Страстная Седмица | 0 |   | Код для блога |  | 

Страстная Седмица – вторая и наиболее насыщенная уникальными богослужениями часть Великого поста. Начинаясь с Лазаревой субботы, она ведет верующих к переживанию пасхального трехдневия. Следуя мысленно за Иисусом Христом в последние дни Его земной жизни, мы проходим с Ним путь через смерть к Воскресению.

Лазарева  суббота

Вторая часть  Великого поста начинается с Лазаревой  субботы. В пятницу шестой седмицы  на «Господи воззвах» поется стихира «Душеполезную совершившее Четыредесятницу», знаменующая окончание первого периода поста. С другой стороны, в нынешней Триоди указание на окончание Четыредесятницы присутствует и после изобразительных Великой Среды: настоятель просит у братии прощения за все, чем согрешил «и во всей святей Четыредесятнице». Такая двоякость нынешнего устава объясняется разным способом подсчета сорока дней: если включать в число постных дней воскресенья, то сорок дней истекают в пятницу 6-й седмицы, а если воскресенья исключить, то 40-й день наступит только в Великую Среду.

Празднованию  воскрешения Лазаря посвящена отчасти  вся шестая седмица поста: в песнопениях  с понедельника по пятницу многократно  вспоминается это чудо и предшествовавшие ему события. На утрени Лазаревой  субботы поется тропарь «Общее воскресение…», единый для этого дня и праздника  Входа Господня в Иерусалим. Кроме того, на субботней утрене поются некоторые воскресные песнопения: тропари по непорочных «Ангельский собор», песнь «Воскресение Христово видевше» (хотя Евангелие перед нею не читается), «Свят Господь Бог наш» после канона, воскресные дополнительные стихи к хвалитным стихирам и богородичен «Преблагословенна еси, Богородице Дево». Канон Лазаревой субботы составлен из двух четверопеснцев — Космы Маюмского и Иоанна Дамаскина (VIII век), которые были отредактированы и дополнены до полного канона более поздними студийскими гимнографами Феофаном и Иоанном монахом. На каноне с этого дня и до понедельника второй седмицы по Пасхе перед девятой песнью не поется «Честнейшую».

На литургии Лазаревой субботы вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся»: вместе с Великой Субботой этот день в древности был преимущественно крещальным днем. Причем, если в Великую Субботу в Византии крестили преимущественно взрослых и детей постарше, то в субботу Лазаря крестили маленьких детей, отсюда и отсутствие в Лазареву субботу каких-либо назидательных чтений, связанных с крещальной тематикой, в отличие от Великой Субботы.

Вход  Господень в Иерусалим

Следующий день — Вход Господень в Иерусалим, один из подвижных двунадесятых праздников. Как и во всякий Господский праздник, совпадающий с воскресным днем, воскресная служба отменяется, и поются только песнопения праздника. Это единственный праздник, имеющий два тропаря: общий для этого дня и Лазаревой субботы «Общее воскресение» и второй — «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш». Второй тропарь снова указывает на то, что в Лазареву субботу крестили младенцев, и многие христиане в этот день вспоминали собственное крещение.

Многократно на богослужении Входа Господня в Иерусалим  поется стихира «Днесь благодать  Святаго Духа нас собра…». Она же поется и во время проведения церковных соборов. Это один из самых древних гимнографических текстов в современном обиходе, гораздо старше остальных стихир этого праздника. Некоторые связывают ее появление с монашеским обычаем покидать обитель на время Четыредесятницы для уединенного подвига в пустыне и возвращаться в монастырь к Страстной Седмице. О таком обычае повествует, например, известное многим житие преподобной Марии Египетской, которое читается за богослужением на утрени пятой седмицы Великого поста.

За всенощным  бдением после чтения Евангелия  читается молитва на благословение  ваий — пальмовых листьев или  распустившихся древесных ветвей. В  нашей практике обычно вайя окропляют  святой водой, хотя нигде в уставе об этом не сказано, и греки только благословляют, но не окропляют ветви. Благословленные вайя раздаются народу настоятелем во время целования Евангелия, и все стоят с этими ветвями до самого причащения, встречая таким образом Иисуса Христа. Подразумевается, что всенощное бдение действительно совершается ночью, и по его окончании сразу служится литургия. В отличие от предыдущих воскресений Великого поста, когда служилась литургия св. Василия Великого, в этот праздник совершается литургия св. Иоанна Златоуста, в чине которой присутствуют все элементы господского праздника: антифоны, входное и задостойник.

Великие Понедельник, Вторник  и Среда

На вечерне  в день Входа Господня в Иерусалим  в стихирах уже появляется тематика Страстей. На малом повечерии поется трипеснец св. Андрея Критского. Почти для каждого дня Страстной Седмицы Триодь содержит два канона: один из них, авторства Космы Маюмского, поется на утрени, второй, написанный, как правило, Андреем Критским — накануне на повечерии.

В Великие Понедельник, Вторник и Среду совершаются  богослужения, включая литургию Преждеосвященных Даров, почти не отличающиеся от будничных  служб Четыредесятницы. Тропарь один для первых трех дней: «Се Жених грядет в полунощи», — призывает христиан в духовном бодрствовании встретить Спасителя, идущего на страдания и смерть. Песнопения трех первых дней Страстной Седмицы содержат воспоминания событий, произошедших в последние дни перед Страстями Спасителя. В Великий Понедельник вспоминается проклятие бесплодной смоковницы, растущей на пути в Иерусалимский Храм, а также Иосиф Прекрасный, проданный братьями в египетское рабство. В Великий Вторник — притча Христова о десяти девах. В Великую Среду — помазание блудницею миром ног Иисуса Христа и предательство Иуды. Все эти темы подробно поясняются в синаксариях по шестой песни канона на утрени. На вечерне и утрени в эти дни читаются отрывки из Евангелия, соответствующие дню. Читаются и паремии: две на вечерне и одна на 6-м часе, но в отличие от Четыредесятницы, паремии берутся из книг Исхода и Иова (на вечерне) и Иезекииля (на 6-м часе).

На часах тоже читается Евангелие, но уже не избранные  отрывки, а полностью — начиная  с первой главы Евангелия от Матфея и до 17-й главы Евангелия от Иоанна (до прощальной беседы Иисуса с  учениками, которая входит в число  страстных чтений утрени Великой  Пятницы). Чтение Евангелия на часах  — один из самых поздних элементов  нынешнего устава, в практику этот обычай вошел не ранее XV века. Символически эти чтения изображают Иисуса Христа, учащего в Храме в последние дни перед страданиями. Чтение Евангелий в монастырях заполняло собой почти весь день, между оканчивающейся на рассвете утреней и до начала вечерни.

В Великую  Среду совершается последняя  в году литургия Преждеосвященных Даров  и по ее окончании последний раз  читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Последний раз в этот день читаются и кафизмы — до вечера Светлой субботы. В этот же день на «Господи воззвах» на «и ныне» поется стихира единственной известной женщины-песнописца Кассии «Господи, яже во многия грехи впадшая жена…». Преподобная Кассия (IX век), поэтесса знатного происхождения, основательница монастыря в Константинополе, известна как автор стихиры на Рождество Христово «Августу единоначальствующу» и четверопеснца Великой Субботы, включая ирмосы «Волною морскою». Четверопеснец Великой Субботы позже был переделан в полный канон, и от первоначального творения св. Кассии в богослужебном употреблении остались только ирмосы.

Великий Четверг

Богослужебная тематика Великого Четверга — воспоминание Тайной вечери Спасителя, за которой  Иисус впервые причастил учеников Своим Телом и Кровью. Тропарь  дня — «Егда славнии ученицы…» — вводит тему Тайной вечери, которая затем раскрывается в чтении Евангелия от Луки, 22:1–39, и развивается в каноне Космы Маюмского. Паремия из пророка Иеремии читается на 1-м часе, а не на шестом.

Божественная  литургия св. Василия Великого в  этот день соединяется с вечерней — таким образом, уставом предполагается длительный, в течение всего дня, строгий пост. На вечерне читаются три паремии: из книг Исхода и Иова, обычные для дней Страстной Седмицы, и третья — из книги пророка Исаии, предзнаменование Страстей Христовых. Последняя паремия относится к чтениям собственно литургии и является остатком древней практики чтения за Божественной литургией трех отрывков из Писания: ветхозаветного пророчества, Апостола и Евангелия.

После третьей  паремии поется Трисвятое, и читаются Апостол и Евангелие. Апостольское чтение взято из послания апостола Павла к Коринфянам и представляет собой самое древнее упоминание о Тайной вечере (послание апостола Павла к Коринфянам написано ранее всех четырех Евангелий). Евангельское чтение составное: в текст Евангелия от Матфея включены фрагменты Иоанна и Луки, так что в итоге чтение выходит самое длинное евангельское чтение за литургией из всего церковного года. За литургией несколько раз поется гимн «Вечери Твоея тайныя…» — вместо Херувимской песни, причастного стиха и заключительного тропаря «Да исполнятся уста наша…». На литургии в этот день, как правило, очень много причастников, а кроме того, часть Св. Даров приготовляется для причащения больных в течение всего года.

После заамвонной молитвы литургии в монастырях или архиерейских соборах совершается чин умовения ног, упоминаемый в Триоди. Текст чина печатается в архиерейском Чиновнике или Большом Требнике. Во время его совершения диакон читает повествовательные фрагменты соответствующего зачала Евангелия от Иоанна, а архиерей — реплики Иисуса Христа, написанные от первого лица. Вокруг архиерея сидят 12 священников, изображающие апостолов. Во время чтения слов «и начат умывати ноги учеником и отирати лентием, имже бе препоясан» архиерей омывает ноги священников водой и вытирает их «лентием», которым он препоясан, подобно Спасителю на Тайной вечери. Это чинопоследование впервые известно в Иерусалиме в VI-VII веках. Предполагают, что оно стало отражением распространившейся уже тогда тенденции подчеркнуть «изобразительный символизм» страстного богослужения.

В Великий  Четверг могут совершаться и  другие особенные чины. Так, в этот день Патриарх в некоторых Поместных  Церквах освящает миро. Освящение  мира в этот день связано с обычаем  совершать крещение в Великую  Субботу. В Византии в кафедральных соборах и повсеместно на Руси в этот день совершали чин омовения святого престола, который теперь не печатается в богослужебных книгах. Возникший в Константинополе, этот чин представлял собой приготовление к пасхальным торжествам: уборка храма начиналась с омовения престола в Великий Четверг.

Кроме того, в Великий Четверг в древности, когда был распространен институт кающихся (отлучение от полноты церковного общения на длительное время за серьезные  грехи), могло совершаться принятие кающихся в общение с Церковью. Отсюда происходит византийский обычай совершать в этот день таинство Елеосвящения, или Соборования, известный с XIV века. К тому времени Елеосвящение стало не только совершаться над больными, но и пониматься как особый род покаяния. И доныне в греческой практике в Великий Четверг после утрени совершается общее Елеосвящение. Отличительная особенность этого чина — отсутствие семи помазаний в седмеричном цикле апостольских и евангельских чтений и молитв. Помазание елеем совершалось однократно, в конце чина, при целовании Евангелия. Эта же практика была в ходу и на Руси — повсеместно до середины XVII века, а затем в крупнейших соборах и монастырях. Обычай совершать Елеосвящение в другие дни Великого поста и иных многодневных постов появился в Украине (а также России и Беларуси) лишь в последние годы ХХ века.

Великая Пятница

Великая Пятница  открывает собой пасхальное трехдневие. Это главные дни литургического года, посвященные центральным событиям истории нашего спасения: переходу Сына Божия от Креста через Сошествие во ад к Воскресению из мертвых. Богослужения Великой Пятницы начинаются с «Последования святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа». Оно создано на основе утрени, но по уставу должно начинаться во втором часу ночи, то есть вечером Великого Четверга через час после захода солнца. Чтение 12-ти отрывков из Евангелия, повествующих о Страстях Господних, перемежающихся с пением антифонов, отражает иерусалимскую традицию стациональных богослужений, известную уже из описания Эгерии (IV век). В Великую Пятницу все жители Иерусалима и паломники вместе с епископом ходили по местам, связанным с событиями Страстей, и читали там соответствующие Евангелия, а во время переходов с места на место пели антифоны.

После 6-го Евангелия  поются Блаженны. В современном уставе Блаженны поются на изобразительных  или литургии, а на утрени встречаются  только дважды: в Великий Четверг  и в четверг 5-й седмицы Великого поста, на так называемом «Мариином  стоянии» — обе эти службы ярко выраженного палестинского происхождения.

Утром в Великую  Пятницу совершаются Царские  часы, названные так потому, что  в Византии на них приходил император, обычно часы пропускавший. На каждом из них читаются особые псалмы, ветхозаветное пророчество, Апостол и Евангелие. Евангелия о Страстях Христовых на четырех часах читаются поочередно от каждого из евангелистов.

На вечерне  Великой Пятницы совершается  вынос плащаницы. После входа  и прокимна читаются обычные для Страстной седмицы паремии из Исхода и Иова, а затем — пророчество Исаии о страждущем Мессии, Который «оправдает многих и грехи их на Себе понесет». Апостольское чтение из послания к Коринфянам говорит о значении Креста Христова: «Слово о кресте для погибающих есть безумие, для нас же, спасаемых, есть сила Божия». Евангельское чтение составное, объединяющее рассказы разных евангелистов. В нынешней разбивке этого составного чтения есть смысловая ошибка: согласно Луке, один из разбойников, повешенных рядом с Иисусом, раскаялся, но в составном чтении после рассказа Луки о благоразумном разбойнике помещено повествование Матфея со словами «Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» (Мф. 27:44). Стоит отметить, что современные издания богослужебных указаний Московской Патриархии рекомендуют вставлять отрывок из Луки о покаянии благоразумного разбойника не до, а после цитированного выше 44-го стиха 27-й главы Евангелия от Матфея.

Вынос плащаницы  из алтаря на середину храма совершается  при пении отпустительных тропарей на вечерне. В категориях «изобразительного символизма» это обозначает снятие тела Иисуса с Креста и погребение. Плащаница представляет собой большого размера плат с изображением лежащего во гробе тела Спасителя. Первоначально в литургическое употребление в византийском обряде вошел воздух («аер») — прямоугольный покров для Святых Даров, которым покрывали Евангелие во время процессии входа. Сам термин «плащаница» входит в употребление в славянских книгах только с конца XVI века, и в Триоди до сих пор отсутствует упоминание о выносе плащаницы.

На повечерии  Великой Пятницы поется канон  «на плач Пресвятой Богородицы»  авторства Симеона Логофета — более поздний, чем другие каноны на повечериях этой седмицы, написанные Андреем Критским. Этот канон обычно читает священник, стоя перед плащаницей.

Великая Суббота

«Сия суббота есть благословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен», — поется в кондаке Великой Субботы. Находясь посередине между Крестом и Воскресением, Великая Суббота является уникальным днем церковного года, когда плач претворяется в радость. Это единственная суббота в году, являющаяся днем строгого поста: литургия (св. Василия Великого) в этот день совершается вечером. В тематике этого дня сочетаются глубочайший кенозис Слова Божия, «даже до ада сошедшего» в поиске падшего Адама, и начало победы над адом и смертью.

Утреню Великой Субботы часто называют службой  «погребения плащаницы», хотя на самом  деле погребению тела Спасителя литургически соответствует вынос плащаницы на вечерне Великой Пятницы. А хождение с плащаницей вокруг храма в Великую Субботу, по замечанию прот. Александра Шмемана, означает победное шествие Иисуса Христа по аду и разрушение ада.

Значительную часть утрени занимает пение «Непорочных» — 17-й кафизмы, входящей обычно в состав воскресных (в современной практике утрачено), субботних и заупокойных богослужений. Пение «Непорочных» перемежается с «похвалами» — небольшими репликами, которые к концу кафизмы становятся все короче. Их тематика постепенно меняется от погребального плача к разрушению ада и ожиданию Воскресения. Сразу после кафизмы поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Ангельский собор удивися…».

Канон Великой  Субботы представляет собой произведение трех авторов. К первоначальному  четверопеснцу св. Космы Маюмского (кон. VII – нач. VIII века) в IX веке до полного канона дописала песни св. Кассия, уже упомянутая выше (см. замечание в описании служб Великой Среды), она же написала и ирмосы «Волною морскою». В конце IX – начале Х века тропари Кассии полностью переписал епископ Идрунтский (Отрантский) Марк, автор первых «Марковых глав» в нашем типиконе. Почему так произошло, до конца неясно. В XII веке Феодор продром писал, что «мужи» сочли неприличным соединять четверопеснец св. Космы с песнями, написанными женщиной. Хотя не исключено, что желание переписать творение Кассии возникло из стремления привести канон к единому виду — с тремя тропарями в каждой песни (у Кассии их было по два) и акростихом (у Кассии отсутствовал).

После канона поется воскресный эксапостиларий «Свят Господь  Бог наш», а перед великим славословием — воскресный богородичен «Преблагословенна  еси, Богородице Дево» (как и в  субботу Лазареву). После славословия  совершается шествие с плащаницей вокруг храма. В Триоди это шествие  обозначено как «вход с Евангелием», и нынешняя процессия представляет собой развитие практики входа. Вход в конце утрени был особенностью константинопольского богослужения. Со временем Евангелие во время процессии  входа стали оборачивать литургическим  воздухом, а позже воздух приобрел самостоятельную литургическую  функцию как плащаница.

В конце процессии  после входа в храм читаются паремия, Апостол и Евангелие. Паремия  взята из книги пророка Иезекииля  — пророчество о сухих костях, воскресающих по повелению Божьему. Апостол из послания к Коринфянам говорит о Христе как о «новой Пасхе». Затем поется «Аллилуйя» с воскресными стихами псалма «Да воскреснет Бог». В евангельском чтении говорится о страже, поставленной у гроба Спасителя по просьбе первосвященников и фарисеев.

Литургия  Великой Субботы совершается  в соединении с вечерней. Эта служба полна крещальной тематики. В древности  преимущественно в этот день совершалось  крещение взрослых, проходивших интенсивную  подготовку к этому таинству на протяжении всего Великого поста. Для того чтобы  было достаточно времени совершить  крещение (в баптистерии, за пределами собственно храма), на вечерне полагается значительно большее, чем обычно, количество паремий. Последняя из паремий, 15-я, из книги пророка Даниила, относится уже к числу чтений литургии, а не вечерни.

Крещению  посвящено апостольское чтение из послания к Коринфянам: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились». Этот же отрывок читается и во время совершения таинства Крещения. Перед Евангелием вместо обычного «Аллилуйя» поются стихи 81-го псалма «Воскресни, Боже, суди земли…». Во время пения духовенство переоблачается из темных одежд в светлые и начинается воскресная тематика. Евангельское чтение Великой Субботы — 28-я глава Матфея — свидетельствует о пустой гробнице на рассвете первого дня недели и явлении воскресшего Спасителя.

Из других богослужебных  особенностей литургии Великой Субботы  — крещальная песнь «Елицы…» вместо Трисвятого, тропарь «Да молчит всякая плоть человеча» вместо Херувимской песни. После отпуста литургии, которая, согласно уставу, должна закончиться во «втором часу ночи» (через 2 часа после захода солнца) совершается благословение хлеба и вина для подкрепления сил молящихся, остающихся в храме слушать чтение книги Деяний Апостольских перед пасхальной утреней. Благословляются только хлеб и вино, без обычных елея и пшеницы. Связано это с тем, что на трапезе после литургии Великой Субботы устав позволяет только хлеб, вино и фрукты, и поэтому нет смысла благословлять елей и пшеницу, из которых раньше в монастырях варили для братии кашу.

Последняя служба Великой Субботы — так называемая пасхальная полунощница, во время которой еще раз поется канон Великой Субботы «Волною морскою». Во время пения последней песни канона плащаница уносится в алтарь и полагается на престоле. Следующее богослужение начнет уже собственно воскресные торжества.

Система Orphus
Рейтинг
0
1