Богослужения Великого поста: Четыредесятница

Великий пост — совершенно особое время церковного года, насыщенное редкими богослужениями, большинство которых совершаются только в этот период церковного года. Родившись из практики подготовки катехуменов ко Крещению, Великий пост стал временем возрождения и обновления всех христиан, придерживающихся византийского церковного обряда.

Великий пост состоит из двух главных частей: Четыредесятницы — 40-дневного поста, и Страстной седмицы. Если Четыредесятница посвящена преимущественно нашему покаянию и духовному обновлению, то во время Страстной седмицы внимание верующих сосредоточено уже не на себе (не на борьбе со своими страстями), а на самых главных событиях в земной жизни Сына Божия — последних днях Его пребывания в Иерусалиме, Тайной Вечере, предательстве, суде, распятии и смерти, которая через сошествие во ад переходит в торжество Воскресения.

Четыредесятница начинается с понедельника первой седмицы поста и заканчивается в пятницу шестой седмицы — в итоге получается ровно 40 дней поста. Первая великопостная служба совершается уже вечером в Прощенное воскресенье. На этой вечерне звучат великопостные распевы, а в конце службы совершается «чин прощения»: священнослужители и прихожане испрашивают прощения друг у друга, чтобы войти в предстоящий пост свободными от обид и получить прощение своих грехов от Господа.

На протяжении всего Великого поста по будням не совершается Евхаристия. Исключение делается только для Великого Четверга и Благовещения, если оно придется на этот период. Великопостные будничные службы — длиннее обычных, они пронизаны настроением «светлой печали», по выражению прот. Александра Шмемана. За каждой службой читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя или (чаще) шестнадцатью поклонами. На часах читаются кафизмы и поются специальные «тропари часа», в которых время дня соотносится с событиями истории спасения: сошествия Святого Духа в 3-й час, распятия Спасителя на Кресте в час 6-й и Его смерти в 9-й час. На будничных утренях стихословятся библейские песни, а кроме обычных канонов святым, память которых приходится на данный день, поются великопостные трипеснцы — каноны, состоящие из трех песней. От этих канонов получила название и великопостная богослужебная книга — Триодь, то есть «трипеснец». По субботам вместо трипеснца поется четверопеснец — канон, состоящий из 6, 7, 8 и 9-й песней. На вечерне читаются две паремии: из книг Бытия и Притчей. Еще одна паремия — из книги Исаии — читается на 6-м часе, куда она попала из константинопольской лекционарной системы (в Константинополе Исаию читали на службе тритекти, но в монашеском часослове эта служба отсутствует, и чтение паремии перенесли на 6-й час).

По вечерам в великопостные будни читается великое повечерие вместо обычного малого. С понедельника по четверг на первой седмице на повечерии читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского — один из шедевров византийской церковной гимнографии. Этот же канон, но уже не по частям, а полностью, входит в состав так называемого «Марииного стояния» — утрени четверга пятой седмицы, посвященной памяти преподобной Марии Египетской.

Хотя во время Великого поста с понедельника по пятницу Евхаристия не совершается, верующие имеют возможность причащаться на литургии Преждеосвященных Даров. Святые Дары для совершения такой литургии освящаются в воскресные дни. Первоначально литургия Преждеосвященных Даров предназначалась для всех неевхаристических дней Великого поста, теперь же она совершается по средам и пятницам, а также в дни Обретения главы Иоанна Предтечи, 40-ка мучеников Севастийских, если они придутся на будний день, в четверг 5-й седмицы и в Великие Понедельник, Вторник и Среду. Литургия эта построена на основе вечерни, и пост в дни ее служения, по замыслу, должен быть особо продолжительный — до вечера, то есть до времени причащения.

По субботам в течение Великого поста совершаются литургии свт. Иоанна Златоуста, а по воскресеньям — свт. Василия Великого. Исключение составляет 6-е воскресенье Великого поста — праздник Входа Господня в Иерусалим, когда совершается литургия Златоуста. В течение длительного времени в Константинополе главной литургией была литургия Василия Великого, чин которой в формулярах расположен перед литургией Иоанна Златоуста и, в отличие от последней, содержит полный текст всех молитв. В тексте же Златоустовой литургии в большинстве древних рукописей пропущены все молитвы, относящиеся к начальной части службы (молитвы антифонов, входа и Трисвятого). На первое место литургия Иоанна Златоуста стала выходить только начиная с рубежа X-XI веков. В конце концов, дело дошло до того, что в современной практике Церквей, придерживающихся византийского обряда, Златоустова литургия служится ежедневно кроме неевхаристических дней Великого поста, а литургия святого Василия Великого - только десять раз в году. Но примечательно, что дни, в которые нынешний устав предписывает совершение литургии святого Василия Великого, это наиболее важные дни церковного года: Великий Четверг, Великая Суббота, Навечерия Рождества Христова и Богоявления, пять воскресений Великого поста (а также собственно день памяти свт. Василия). Таким образом, подтверждается правило, сформулированное отцом Робертом Тафтом: литургическая структура подвергается наименьшим изменениям в наиболее важные дни церковного года. Безусловно, самыми важными днями церковного года для византийского обряда остаются Пасхальное трехдневие (от Распятия до Воскресения), построенное по его образцу богослужение Рождества и Богоявления, а также Великий Четверг и Четыредесятница. Сохранившиеся в церковном уставе дни служения литургии свт. Василия показывают, что ранее в Константинополе она предназначалась для всех воскресных и праздничных дней церковного года.

Богослужебная книга Постная Триодь сформировалась на протяжении VIII-X веков из гимнографических произведений различных авторов, живших как в этот период, так и более ранних. Нынешняя Триодь совмещает в себе несколько «пластов» гимнографии, отражающих эпохи развития устава. Часть песнопений Триоди соответствует более ранней иерусалимской богослужебной традиции, часть — послеиконоборческой константинопольской. Так, в нынешнем уставе чтение евангельской притчи о блудном сыне полагается в подготовительное воскресенье за две недели до начала поста, но в то же время канон на утрени во второе воскресенье поста посвящен теме блудного сына, на ту же тематику написаны стихиры в будние дни 3-й седмицы поста. Песнопения 3-й недели поста в этом древнейшем иерусалимском «срезе» великопостного устава посвящены притче о мытаре и фарисее, 4-й недели — о милосердном самарянине, 5-й недели — о богаче и Лазаре.

Нынешний устав по-другому распределяет основные «памяти» на протяжении поста. В первое воскресенье совершается память святых пророков и торжества православия (воспоминание восстановления иконопочитания в 843 году). Во 2-е воскресенье — память свт. Григория Паламы (по аналогии с торжеством православия: в XIV веке византийская Церковь отстояла богословие свт. Григория Паламы о нетварных энергиях), а по киевской традиции в это воскресенье совершается память всех преподобных Печерских.

Третье воскресенье поста — неделя Крестопоклонная: на всенощном бдении из алтаря выносится крест и полагается на средине храма в течение всей следующей седмицы. Эта традиция связана с константинопольской практикой выносить частицу древа Креста Господня для поклонения всем, кто собирался принять крещение в Великую Субботу: с середины Великого поста начиналась усиленная подготовка катехуменов к принятию святого Крещения. По этой же причине и на литургиях Преждеосвященных Даров со среды четвертой седмицы добавляется специальная ектения о «просвещаемых», то есть о тех, кто готовится в ближайшее время принять Крещение.

Четвертое и пятое воскресенья Великого поста посвящены соответственно преподобному Иоанну Лествичнику и Марии Египетской. Происхождение этих памятей связано с тем, что дни их почитания по календарю приходятся на время Великого поста и чаще всего случаются в будние дни. Но в древности в будние дни поста устав запрещал петь службы святым, и для того, чтобы не «потерять» праздники этих двух очень почитаемых в Палестине святых, было решено закрепить дни их памяти за днями воскресными. Интересно, что нынешний устав позволяет отменять службы святым Иоанну Лествичнику и Марии Египетской в эти воскресные дни, если они пропеваются в положенный день в соответствии с церковным календарем. А старообрядческий типикон предписывает поменять местами памяти преподобных Иоанна Лествичника и Марии Египетской, если день памяти прп. Марии по календарю совпадет с 4-м воскресеньем Великого поста.

В первую субботу Великого поста совершается память великомученика Феодора Тирона (в память о его чудесном явлении архиепископу Константинополя во времена Юлиана Отступника); связь этого воспоминания с субботой такая же, как и в случаях с прп. Иоанном Лествичником и Марией Египетской — чтобы не «потерять» память святого, совпадающую с будним днем. Вторая, третья и четвертая субботы посвящены поминовению усопших; но если в одну из этих суббот случится память 40-ка мучеников Севатийских, то заупокойное богослужение не совершается. Суббота 5-й седмицы называется «субботой Акафиста», или «Похвалой Пресвятой Богородицы»: на утрени этого дня читается Акафист — видоизмененный кондак из 24 строф с припевом «Радуйся, Невесто неневестная», авторство которого, по всей видимости, составное: к кондаку преподобного Романа Сладкопевца (VI век) «хайретизмы» дописал монофелитский Константинопольский патриарх Сергий (20-е годы VII века). Суббота Акафиста по происхождению тесно связана с Благовещением: это видоизмененное празднование Благовещения, перенесенное на субботу. Кроме того, синаксарий (назидательное чтение по 6-й песни канона) субботы Акафиста связывает этот день с памятью избавления Константинополя от нашествия персов и сарацин.

С 6-й субботы Великого поста — Лазаревой — начинается второй этап Великого поста: Страстная Седмица.

Кроме уставных богослужений, в приходской практике украинских церквей укоренилось совершение так называемых пассий в четыре воскресенья (или пятницы) Великого поста: со второго по пятое. Эта служба, составленная в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), включает в себя евангельские чтения о Страстях Христовых, поочередно из каждого из четырех Евангелий, а также некоторые песнопения из богослужения Великой Пятницы — стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного», прокимен «Разделиша ризы Моя себе», антифон «Днесь висит на древе». В конце чина произносится проповедь, к которой тщательно готовятся. Кроме того, пассия может включать в себя и чтение акафиста Кресту или Страстям Христовым. В 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской Лавре как прибавление к действующему уставу.

Андрей ДУДЧЕНКО