• Главная
  • Доминиканцы – Орден Проповедников...

Доминиканцы – Орден Проповедников

14.11.2012, 14:28
Доминиканцы – Орден Проповедников - фото 1
Доминиканцы – монахи Ордена Проповедников, OP (Ordo Fratrum Praedicatorum, OP). Католический монашеский орден, основанный в начале XIII века св. Домиником Гузманом в Тулузе (Франция).

Символ Ордену ДомініканівДоминиканцы – монахи Ордена Проповедников, OP (Ordo Fratrum Praedicatorum, OP). Католический монашеский орден, основанный в начале XIII века св. Домиником Гузманом в Тулузе (Франция).

Орден Проповедников был основан во времена, когда в Западной Европе массово распространялись различные еретические движения, противостоявшие Католической Церкви. В начале XIII века в Южной Франции действовала группа католических священников-проповедников испанского происхождения, целью которой было противостояние учению альбигойцев (Альбигойцы были французскими последователями учения катаров (от греч.  Katharos – чистый). Его суть заключалась в дуалистической ереси, согласно ей весь мир является творением злого Демиурга и только человеческая душа – частицей добра. Соответственно, задача человека – освобождение от всего земного, телесного. Не признавали веры в воплощение Иисуса Христа, утверждая, что он был только чистым духом, а его тело было только призраком. Катары остро критиковали Католическую Церковь за обряды, которые считали суеверными церемониями, а также за недостойную жизнь (временами роскошную), «обмирщание» духовенства). Руководителем этой группы проповедников в 1207 году стал Доминик Гузман. В апреле 1215 года по инициативе о.Доминика эта община была реорганизована в новый монашеский орден, получивший благословение епископа Тулузы Фулка. После консультаций с Папой Иннокентием III, новый монашеский институт принял и адаптировал устав святого Августина. В 1216 году о.Доминик с коллегами написали первую часть конституции нового ордена. В частности, они акцентировали на полной нищете монахов (это в значительной степени было ответом на упреки католикам со стороны альбигойцев). Поэтому доминиканцев относили к одному из «нищенствующих» орденов, так называемых «мендикантов». 22 декабря 1216 года Папа Гонорий III буллой Religiosam vitam подтвердил основание нового Ордена Проповедников. Выдающуюся роль в формировании духовной традиции доминиканцев сыграл Раймонд Пеньяфортский, один из первых Генералов Ордена, написавший основные правила для своего ордена.

Еще при жизни о.Доминика Гузмана монастыри Ордена Проповедников начали появляться в разных уголках Европы. Этому способствовало оживление церковной жизни после IV Латеранского собора, который состоялся в 1215 году. Доминиканцы пришли на помощь местным епископам, беря на себя послушание проповедников в епархиях. В 1221 году существовало уже восемь провинций и 70 монастырей доминиканцев в Испании, Провансе, Франции, Ломбардии, Риме, Венгрии, Англии и Германии. К 1228 году были сформированы провинции в Польше, Скандинавии, Греции, а также на Святой Земле. В 1256 году Орден насчитывал 13000 членов, а в 1347 – более 21000. Еще перед образованием мужской ветви, в 1206 году была основана женская ветвь сестер-доминиканок в местности Пруиль, на юге Франции. Это были доминиканки контемплятивного, т.е. созерцательного, характера. А позже был основан также Третий Орден (устав был утвержден в 1285 году), так называемые терциарии, к которому могли присоединяться и светские люди (сначала назывался Орден братьев и сестер покаяния). Первый капитул Ордена состоялся в 1220 году в Болонье, на котором Доминик Гузман снова был избран Магистром Ордена, то есть Главным Настоятелем или Генералом, несмотря на физическое истощение из-за постоянных путешествий, проповедования и ночей, проведенных в молитве.

Главной задачей доминиканцев стала проповедь, а монастыри Ордена основывались, главным образом, в центрах крупных городов, где было большое скопление людей. В сельских отдаленных местностях доминиканцы основывали «дома проповеди», где на некоторое время могли останавливаться священники для осуществления интенсивной евангелизационной миссии. По инициативе о.Доминика при доминиканских монастырях одновременно возникали учебные заведения, где образование получали не только члены Ордена, но и епархиальные священники и семинаристы. Члены Ордена Проповедников также привлекались к университетской системе образования. В частности, доминиканцы преподавали и возглавляли кафедры богословских дисциплин в университетах Парижа, Оксфорда, Болоньи, Падуи. Так, в Париже доминиканцы работали над совершенствованием текста Вульгаты, библейскими комментариями и симфониями. Доминиканский Орден дал миру ряд крупных богословов, таких как: Альберт Великий, Роберт Килуордби, Петр Тарантезский (впоследствии Папа Иннокентий V) и одного из крупнейших католических богословов всех времен – св. Фому Аквинского. А именем доминиканца Робера де Сорбонна, основателя доминиканского коллегиума в Париже, впоследствии был назван Университет. Среди членов Ордена Проповедников было также много мистиков, как Майстер Экхарт, Иоганн Таулер и Генрих Сузо.

Для лучшей подготовки проповедников доминиканцы готовили разного рода материалы: сборники проповедей, руководства для подготовки проповедей, книги с иллюстративным материалом. Активность Ордена доминиканцев, привлекавшая внимание многих людей, со временем привела к конфликтам с диецезиальным клиром. Ссоры между монахами и священниками продолжались на протяжении целого XIII века. В 1300 году Папа Бонифаций VIII издал буллу SuperCathеdram, которой несколько ограничил деятельность нищенствующих Орденов.

Благодаря хорошему образованию, которое получали доминиканцы, и широкой эрудированности, представителей Ордена начали назначать руководителями инквизиций. Этот выбор был понятен по той причине, что Орден Проповедников в первую очередь был основан для противодействия еретическим движениям. Кроме этого, доминиканцы часто становились духовниками знатных родов Европы, проповедниками для крестоносцев, а также выполняли дипломатические миссии. На 1500 год из доминиканских монастырей вышло два Папы, 28 кардиналов и сотни епископов Католической Церкви. Доминиканцы были исповедниками при дворах королей Франции, Англии, Испании и Португалии.

Отдельным участком деятельности доминиканцев были миссии. Уже в XIII веке представители Ордена Проповедников появились в Африке, а в доминиканских школах началось изучение восточных языков. На Востоке Европы братья-проповедники работали среди балтийских народов, литовцев и жителей Руси. В 1230 году был основан монастырь под Киевом. В это же время появилась и доминиканская провинция в Греции и на Святой Земле. Доминиканцы активно проповедовали на тех территориях, которые были заняты крестоносцами, а также проникли аж до Индии. На территории Персии Орден Проповедников смог создать архиепархию, которую официально установил Папа Иоанн XXII и которая состояла из 6 викарных епископств. Однако завоевания Тамерлана перекрыли христианским миссиям путь на Восток. В конце XV века доминиканцы основали миссию в Конго. В XVI веке – в Латинской Америке и на Филиппинах. В 1330 году к доминиканцам присоединилась группа армянских монахов (вардапетов), которые образовали общину св. Григория Просветителя, она имела на территории Армении 50 монастырей.

В XIV–XV веках в Ордене Проповедников начались кризисные явления. Прежде всего, они были связаны с несоблюдением внутренних правил. Как противодействие этим тенденциям в среде доминиканцев стали проводиться реформы ради возвращения к идеалу бедности и добросовестного выполнения правил. Реформированные общины объединялись в обсервации и подчинялись напрямую руководству Ордена. Но эти процессы не привели к расколу доминиканцев. К тому же Папа Сикст IV разрешил нищенствующим Орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинианцы) иметь собственность, что в некоторой степени дало новое дыхание и Ордену Проповедников. Сильный удар доминиканцам нанесла эпидемия «черной смерти» – чумы, интенсивно распространившейся в Европе в XIV в.и унесшей сотни тысяч жизней.

Также влияние доминиканцев уменьшилось после начала Реформации. Многие монастыри и несколько провинций были закрыты. Немалую роль в ослаблении влияния доминиканцев сыграло и возникновение новых монашеских орденов, в основном, иезуитов, которые заняли ведущие позиции в католической Контрреформации. Доминиканцы активно участвовали в Тридентском соборе и написании его документов. Однако новые условия, к которым прибавились и политические изменения в Европе, потеснили позиции доминиканцев в Католической Церкви.

Несмотря на это, в начале XVIII века Орден переживал времена своего подъема. Количество членов достигало 40000. В 1720 году существовало 1200 монастырей и 200 домов. Доминиканцы работали в Америке и Вест Индии. Но в последующие 100 лет эта цифра стремительно уменьшалась. Среди причин упадка были антиклерикальные настроения в Западной Европе, давление со стороны светских правителей во Франции и Габсбургской империи. Многие монастыри были закрыты. Так, только в Италии из 750 домов доминиканцев осталось лишь 105.

Ситуация изменилась только после 1850 года. Возрождение началось с восстановления провинции во Франции, которую возглавил Жан Батист Генри Лакордер. Орден смог восстановить силы после упадка и обновить внешние структуры. Была основана провинция в Австро-Венгерской империи, возобновлена в Испании и Бельгии, в Тулузе, Лионе. Была восстановлена юрисдикция Ордена над испаноязычными провинциями, которые откололись раньше и существовали автономно. Однако конец XIX века снова стал для доминиканцев временем притеснений во Франции, Германии и Италии со стороны светской власти. В это время доминиканцы также помогали Папе Льву ХIII в восстановлении томистических студий (что позднее привело к появлению неотомизма) и взяли под свою опеку богословский факультет в Фрибурге, Швейцария. В 1910 году доминиканцы основали коллегиум «Ангеликум» в Риме. В 1963 году Папа Иоанн XXIII поднес коллегиум до уровня Университета (Папский Университет Святого Фомы Аквинского в Риме). В 1929 году доминиканцы вернулись в Оксфорд, а в 1939 – в Кембридж. Орден также основал Институт Восточных студий в Каире.

В ХХ веке доминиканцы значительно восстановили свои старые позиции. Количество членов Ордена увеличилось с 3,5 тысяч до 10. Из среды Ордена вышло много выдающихся богословов, труд которых кардинально повлиял на работу II Ватиканского собора. В частности, одними из самых известных богословов этого времени являются Ив Конгар и М.Д.Шени. Важным шагом в развитии Ордена стало основание Американской Провинции св. Иосифа, которая в ХХ веке (на 1900 год в США было только 100 монахов) значительно выросла.

Также в ХХ веке произошла реорганизация многих сфер жизни доминиканского Ордена. Были пересмотрены литургическая сторона жизни (1923, 1961–65), Конституция Ордена (1932), правила Третьего Ордена (1932). Были созданы Институт истории (1929) и литургическая комиссия (1924). Доминиканцы ощутили на себе последствия всех войн, сопровождавших ХХ век. В течение Второй мировой войны погибло более 100 монахов.

Также в ХХ веке, кроме своей образовательной деятельности, монахи продолжили миссионерскую работу. Так, в 1922 году доминиканские миссии присутствовали в 20 странах, а в 1957 – в 40. Кроме традиционных форм проповедничества, Орден вошел в сферу радио, телевидения и кино. В 1958 году доминиканец Генри Пир получил Нобелевскую премию за гуманитарную работу среди беженцев.

На сегодняшний день Орден насчитывает почти 6000 монахов (из них примерно 4500 священников). Орден состоит из 47 провинций, 2 Вице-провинций и 10 Генеральных Викариатов. Орден также включает около 200 женских созерцательных монастырей и более 50 тысяч терциариев. Кроме того, с Орденом связано множество женских доминиканских конгрегаций. Во главе Ордена стоит Генеральный Магистр, избираемый на 9 лет. В выборах участвуют провинциалы и по 2 представителя от каждой Провинции или Викариата. Несколько монастырей (не менее 3) составляют Провинцию, во главе с провинциалом или приором. Резиденцией Генерального Магистра является монастырь св. Сабины в Риме.

В Украину и Россию доминиканцы вернулись в начале 90-х годов ХХ века. В Киеве основали монастырь, при котором открыли Колледж католической теологии, с 2000 года он получил статус Института Религиозных наук. Также была основана редакция «Приходской Газеты», с 2008 года выходящая под названием «Католический вестник». Кроме того, при Институте существует издательство «Кайрос». В Фастове был возвращен храм, позже основан Дом св. Мартина де Поррес, который занимается беспризорными детьми. В Черткове и Ялте доминиканцы вернули храмы и ведут в этих местах приходы. В 2010 году Орден Проповедников после 65-летнего перерыва вернулся во Львов, где занимается душпастырством среди молодежи. До 2000 года был дом в Мукачево, в котором воспитывались кандидаты в Орден.

В России у доминиканцев был свой дом в Москве, сейчас в нем временно нет общины, но братья регулярно посещают город для разного рода служения. В С.-Петербурге Ордену Проповедников в начале 90-х прошлого века удалось вернуть себе храм св. Екатерины Александрийской в центре города, который является старейшим и крупнейшим католическим храмом России.

Одежда братьев-доминиканцев белого цвета, так как во времена основания Ордена такой цвет свидетельствовал о нищете: некрашенный материал для одежды был самым дешевым. На ремне каждый брат носит розарий, который по традиции св. Доминик получил от Пресвятой Девы Марии. Поверх основной рясы доминиканцы, особенно выходя из монастыря, надевают черный плащ (капу) с капюшоном – черный цвет символизирует искупление. Поэтому в некоторых странах доминиканцев называют «Черными Братьями», как например, в Англии, Black Friars. Девиз Ордена Проповедников – Veritas, «Истина», потому что у доминиканцев особое призвание проповедовать истинную веру всем, везде и разными способами. Иногда доминиканцы используют в качестве девиза слова Фомы Аквинского: Contemplata aliis tradere, «Передавать плоды созерцания другим». Таким образом, Орден Проповедников не просто один из действующих орденов Католической Церкви, а контемплятивно-действующий, что и было замыслом св. Доминика: подражать Иисусу Христу, который сначала молился Отцу и затем распространял Благую Весть среди народа.

Литература:

  • Официальный сайт доминиканцев в Украине
  • Католическая Энциклопедия. – Москва: Издательство францисканцев, Т.1, 2002. – 973 с.
  • The New Catholic Encyclopedia, 2nd Edition Vol. 4. Thomson / Gale; Washington, DC: Catholic University of America, 2003 972p.
  • Доминиканцы // Православная энциклопедия. Т.15. М., Церковно-научный центр "Православная Энциклопедия", 2000.