• Главная
  • Украинская Автокефальная Православная Церковь...

Украинская Автокефальная Православная Церковь

20.06.2011, 13:19

Украинская Автокефальная Православная Церковь – одна из ветвей Киевской Церкви, на сегодня находится в неурегулированном каноническом статусе. Де-факто это состояние является автокефальным, однако оно не признается Церквами Вселенского Православия.

Предыстория

С начала своего основания Киевская митрополия находилась в юрисдикции Константинопольской Церкви, занимала 60 место в константинопольском диптихе. Руководили нею поставленные Константинопольским Патриархом греки. Однако уже в 1051 году известна первая попытка юрисдикционного обретения независимости Киевской Церкви от Царьграда, когда без согласования с Константинополем на киевскую кафедру избрали митрополита-русина Иллариона. Точно так же в 1147 году митрополитом стал Климент Смолятич, кандидатура которого тоже не была согласована с Церковью-Матерью.

 В начале XV в. киевский митрополит-грек Фотий переехал в Москву, прихватив с собой церковные ценности, что вызвало недовольство церковной и светской власти. Тогда решили его устранить с Киевского престола, а новым митрополитом избрали Григория Цамблака и направили просьбу о его признании в Константинополь. Однако под влиянием московского князя Василия и митрополита Фотия в Константинополе его не признали. В ответ собор русских епископов в Новогрудке обвинил Патриарха в симонии и заявил о своем праве самостоятельно выбирать митрополитов. Об этом решении сообщили Константинополю, но ответа не получили. Тогда епископы Киевской Церкви на следующем соборе в Новогрудке (1415 г.) сами рукоположили Григория Цамблака на митрополита Киевского, а в соборном послании по этому поводу вспомнили о предыдущих таких случаях с митрополитами Илларионом и Климом. Такие действия были названы каноническими (в качестве примера взята традиция Болгарской Церкви) и вызванными необходимостью. Новый митрополит получил признание от великого князя Витовта, который объяснил в письме Патриарху недостатки митрополита Фотия, в частности, что тот нарушил обещание оставаться править в Киеве. В ответ сам митрополит Фотий проклял участников собора в Новогрудке и самого митрополита Григория, а по его просьбе тогдашний Патриарх Евтимий лишил Григория церковного сана. Следующий Константинопольский Патриарх Иосиф II так же проклял митрополита Григория. Вернулся Фотий на киевский престол только после смерти митрополита Григория.

В очередной раз вопрос о полной юрисдикционной независимости от Константинополя был поставлен во времена митрополита Петра Могилы (1632–1646), когда Киевская митрополия имела права широкой автономии. Однако, начиная с 1654 года, после подписания Богданом Хмельницким союзного договора с Московией, церковная жизнь украинцев начала развиваться по тем же законам, что и общественно-политическая. Уже в 1686 году Киевская митрополия была выведена из юрисдикции Константинопольской Патриархии и включена в состав Московской Церкви (на сегодня это событие по-разному трактуется Московским и Константинопольским Патриархатами. Последний ставит под сомнение каноничность изменения юрисдикции Киевской Церкви). Впоследствии она утратила всю свою автономию (сохранение которой было одним из условий переподчинения) и стала обычной епархией РПЦ. В таком положении Киевская митрополия находилась до начала ХХ века.

События в Российской империи в начале ХХ века способствовали расшатыванию всех структур царской власти, в том числе и власти церковной, поскольку со времени "петровских реформ" Русская Православная Церковь утратила патриархальный уклад и стала одним из государственных ведомств империи.

На революционное время приходятся также и позитивные процессы в самой Русской Церкви. В 1917 году состоялся Поместный Собор, на котором восстановили патриаршество, что обеспечило РПЦ качественно новый исторический период развития в последующие годы. Однако руководство Русской Церкви не хотело замечать или реагировало болезненно на те перемены, которые уже состоялись или еще только набирали обороты в нерусских частях империи, как в политическом, так и в церковном аспектах. В Прибалтике, Грузии и Украине все сильнее стали звучать голоса о политической и церковной независимости от центра Российской империи. После обретения политической независимости Эстония в 1923 году устроила свою церковную жизнь на правах автономии в составе Константинопольского Патриархата, выйдя из подчинения Российскому Синоду. 12 марта 1917 года в Тифлисе Собор грузинского духовенства провозгласил восстановление древней грузинской автокефалии.

Подобно эстонскому и грузинскому народам, украинцы так же выразили стремление сделать свою церковную жизнь независимой от Русского Синода.

УАПЦ (митрополита Василия Лыпкивского)

В начале ХХ века в Украине – параллельно с освободительной борьбой за политическую независимость – началось движение за независимость церковную. В апреле–мае 1917 года в украинских епархиях состоялись церковные соборы. Основная мысль, которая их сопровождала, был созыв Всеукраинского Церковного Собора для нормализации церковной жизни в Украине. В том же году сформировали предсоборную Комиссию, председателем которой стал епископ Уманский Димитрий. На просьбу разрешить проведение Собора от Русского Синода прозвучал отказ. А в начале ноября комиссия была реорганизована во Всеукраинский Православный Церковный Совет (ВПЦС) под почетным председательством архиепископа Алексия (Дородницына).

Российский Поместный Собор 1917–1918 годов внедрил в церковную жизнь ряд жизненно важных реформ. Прежде всего – выборность епископата и предоставление украинским епархиям прав автономии. Новый Патриарх Московский Тихон благословил проведение Украинского Собора. Заседания Собора продолжались с 7 по 23 января 1918 года. Основным вопросом, наиболее остро звучавшим на Соборе, была независимость Православной Церкви в Украине. Однако соборные заседания прекратились в связи с большевистской оккупацией Киева.

После того, как 25 января большевиками был расстрелян митрополит Владимир (Богоявленский), его викарию – епископу Никодиму – поручили провести выборы нового Предстоятеля. Официальным кандидатом стал митрополит Антоний (Храповицкий). Вопреки тому, что Киевский митрополит должен был избираться на Всеукраинском Соборе, а не как киевский епарх, и должен был набрать 2/3 голосов делегатов (согласно постановлениям Всероссийского Собора 1917–1918 годов), епископ Антоний стал Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Украинские власти гетмана Павла Скоропадского, возглавившего страну в конце апреля 1918 г., признали избрание митрополита только после долгих переговоров.

Второе заседание Всеукраинского Собора состоялось летом 1918 года. Его состав качественно отличался от состава первой сессии Собора. Большинство было против автокефалии УПЦ. Делегаты во главе с епископатом выработали основные принципы автономии УПЦ в составе РПЦ и сформировали временный Синод во главе с митрополитом Антонием.

Однако уже в ноябре 1918 г. власть в Киеве перешла в руки Директории. Митрополита Антония, как противника украинской национальной идеи, арестовали и переправили в Западную Украину (вместе с ним был арестован митрополит Евлогий (Георгиевский)). 1 января 1919 года правительство Директории провозгласило автокефалию Украинской Православной Церкви. Однако отсутствие политической стабильности в стране не способствовало воплощению этого постановления в жизнь. Уже в феврале Киев был вторично оккупирован российской большевистской армией.

Сразу после летней (второй) сессии Всеукраинского Собора 1918 года, проукраинские церковные круги были отрезаны от всяческого влияния на церковную жизнь и в связи с этим начали действовать самостоятельно от иерархии.

Первые украинские приходы были созданы в 1919 году. Благодаря закону, изданному большевиками в феврале 1919 года, об отделении Церкви от государства, украинские общины получили возможность ходатайствовать о передаче им церковных сооружений, которые не находились в использовании (получили Никольскую церковь, Софиевский Собор, Андреевскую церковь и другие). Такие действия украинцев возмутили епископа Назария, который в то время заменял митрополита Антония (Храповицкого), и он издал запрет отправлять богослужение на украинском языке.

Противостояние между проукраинским священством и епископом Назарием (следствием которого стал запрет на служение наиболее активных священников) закончилось провозглашением новообразованным в 1919 году вторым Всеукраинским Православным Церковным Советом (ВПЦС) 5 мая 1920 года автокефалии Украинской Церкви.

Украинизация церковной жизни (прежде всего перевод богослужений на украинский язык) сразу не получила поддержки среди епископата. Это было вызвано последовательной политикой российского Синода – назначать на украинские кафедры исключительно пророссийских иерархов, которые бы оставались глухими к стремлениям украинцев.

С самого начала движения активисты идеи украинской автокефалии пытались отыскать благосклонного к ней архиерея. Рост числа украинских приходов и сознательное движение к юрисдикционной независимости усиливали эту потребность. По свидетельствам о.Василия Лыпкивского, на протяжении 1920 года архиепископ Полтавский Парфений, неформально возглавлявший украинские приходы, рукоположил около 30-ти священников. Однако прибытие в Киев нового экзарха Михаила (Ермакова) поставило точку в отношениях ВПЦС и полтавского архиерея.

Кроме владыки Парфения, ВПЦС искал поддержки таких архиереев, как Антонин (Грановский), который проживал на покое в Москве, и епископ Агапит Вишневский. Была попытка получить хиротонию у грузинского католикоса. Однако делегация на Кавказ смогла добраться только до Харькова. В конце концов, под давлением руководства РПЦ все епископы на территории Украины прекратили любые сношения с ВПЦС.

Для урегулирования церковной жизни Православной Церкви в Украине решили созвать Всеукраинский Церковный Собор.

Основными темами Собора, открывшегося 14 октября 1921 г., стало провозглашение Украинской Автокефальной Православной Церкви и удовлетворение потребности в епископате, крайне необходимом для полноценной жизни Церкви. Сначала приняли решение обратиться с просьбой о рукоположении епископа для украинцев к киевскому экзарху Михаилу (Ермакову), однако в ответ прозвучал отказ.

После долгих соборных споров решили рукоположить епископа «александрийским» или «пресвитерианским» образом (осуществлялся в Александрийской Церкви, при отсутствии православных епископов, пресвитерами и мирянами). 23 октября в Соборе Святой Софии после долгой совместной молитвы, в присутствии большого количества верующих 30 священников, положив руки друг на друга, рукоположили Василия Лыпкивского в епископы (по другим источникам Лыпкивский был рукоположен мощами (рукой) митрополита Киевского Макария). Вторую хиротонию (24-го октября) епископа Нестора (Шараевского) новый иерарх совершил вместе с Собором. К закрытию Собора (30 октября) рукоположили 11 епископов, а еще 5 – вскоре после окончания Собора. В результате Церковь получила иерархию из 18 епископов.

Нетрадиционность епископских рукоположений привела к тому, что уже во время Собора значительное количество людей оставило автокефальное движение. Часть отделилась уже после самой хиротонии Лыпкивского. Кроме хиротоний, деяния и постановления Первого Всеукраинского Собора также неоднозначны с точки зрения православной традиции. Если неканоническая хиротония была шагом вынужденным, то другие постановления Собора – относительно широкой собороправности, экклезиологии, брака (разрешался повторный брак для священников) – были сознательным выходом за пределы канонов Православной Церкви.

Общее наступление на Православную Церковь в СССР не оставило без внимания и УАПЦ. Уже в 1923 году началось давление на эту Церковь (даже был арестован Лыпкивский и т.д.). Однако вначале советская власть в целом лояльно относилась к УАПЦ исключительно с единственной целью – с ее помощью ослабить «Тихоновскую» Русскую Церковь. Вместе с тем большевистская власть способствовала внутренним расколам в УАПЦ. Так, в 1924 году председателем второго ВПЦС М.Морозом было образовано Братство «Деятельная Христова Церковь», как альтернатива УАПЦ. Братство было полностью подконтрольным советским органам власти.

Параллельно с УАПЦ (Лыпкивского) в Украине действовала еще одна автокефальная структура – Братское объединение Украинских Автокефальных Церквей (БОУАЦ). БОУАПЦ было создано в июне 1925 года в городе Лубны на Полтавщине епископом РПЦ – Полтавским викарием Феофилом (Булдовским). Это образование объединило вокруг себя ту часть проавтокефально настроенных верующих и священников, которые негативно отнеслись к нетрадиционным рукоположениям В.Лыпкивского. Однако в результате репрессий в 30-х годах объединение прекратило свою деятельность. Сам епископ Феофил в 1942 году присоединился к УАПЦ (Сикорского).

Украинское автокефальное движение 20-х годов, пока оно было выгодно большевикам в борьбе с Русской Церковью (так же ними поддерживалось «обновленческое движение» в самой РПЦ), все же не испытывало слишком сильных притеснений со стороны властей. Однако, как только возникла угроза структурного оформления и институционности национальной Украинской Церкви, большевистская власть усилила репрессии. На Втором Всеукраинском Соборе 1927 года под давлением советской власти от управления УАПЦ отстранили митрополита Василия Лыпкивского. Главой УАПЦ стал епископ Николай Борецкий. А через три года, в январе 1930 г., на очередном Соборе участниками были высказаны многочисленные самообвинения и вынесено постановление о самоликвидации УАПЦ. Всех архиереев УАПЦ, кроме Ивана Тедоровича, находившегося в то время в Америке, арестовали.

В 1934 году у УАПЦ отобрали Софиевский собор. Церковь как единое целое перестала существовать, оставив малые разрозненные группы, незначительное количество которых за восемь лет влилось в УАПЦ Поликарпа Сикорского.

УАПЦ (митрополита Поликарпа Сикорского)

Новый этап истории УАПЦ тесно связан с автокефалией Православной Церкви в Польше. На Архиерейском Соборе 1922 года православный епископат в Речи Посполитой при поддержке светской власти выступил за целесообразность автокефального статуса Православной Церкви в Польше. Предыдущее обращение к Патриарху Московскому Тихону не дало положительного результата (обращение направили в 1921 году от имени Польского Правительства). Однако автокефалию Польской Церкви признал Константинопольский Патриарх Григорий VII. Независимость Православной Церкви в Польше Вселенская Патриархия признала на правах Церкви-Матери, которая после специального расследования признала неканоническим акт перехода Киевской Митрополии в юрисдикцию Московской Патриархии в 1686 году. Главой Польской Автокефальной Православной Церкви стал митрополит Дионисий (Валединский).

Местоблюститель Московского патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) автокефалии Православной Церкви в Польше не признал.

В это время на украинских землях Западной Украины, которые после Первой мировой войны отошли к Польше, началась украинизация церковной жизни. В 1927 году в Луцке прошел Украинский Церковный Съезд. В волынских приходах активно внедрялось богослужение на родном языке, а также украинское произношение церковнославянских текстов. Началось издание ряда церковных газет на украинском языке.

Для опеки над украинскими епархиями в 1932 году рукоположили викарного епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского), архиепископом Волынским в 1934 году стал Алексей (Громадский).

Когда в 1939 году, согласно пакту «Молотова-Риббентропа», западноукраинские и западнобелорусские земли были оккупированы советской армией, а Польша – немецкими войсками, Московская Патриархия потребовала покаяния и вхождения в состав РПЦ епископов Польской Автокефальной Церкви на оккупированных Москвой землях. Этот ультиматум был отвергнут епископами Александром (Иноземцевым) и Поликарпом (Сикорским). Эти два архиерея были лишены возможности осуществлять свои архипастырские обязанности. А на их место в Москве были рукоположены новые епископы.

18 августа 1941 года, после немецкой оккупации украинских земель, на Архиерейском Соборе в Почаевской Лавре при участии тех епископов, которые признали верховенство Московского Патриархата, архиепископ Алексий (Громадский) был избран Главой Украинской Автономной Православной Церкви в юрисдикции Московского Патриархата (было провозглашено восстановление автономии УПЦ, предоставленной еще Патриархом РПЦ Тихоном). К этой юрисдикции присоединился также единственный уцелевший архиерей на территории, которая осталась после Первой мировой войны под советской оккупацией, схиархиепископ Антоний (Абашидзе).

Польская Православная Церковь на оккупированной немецкими войсками территории в 1939 году была подчинена архиепископу Берлинскому и Германскому Серафиму (Ляде) Русской Православной Церкви Заграницей, активно сотрудничавшему с руководством Рейха. Однако уже в 1940 году митрополит Дионисий (Валединский) восстановил свое право руководства Польской Автокефальной Церковью. В том же году для духовной опеки над украинским населением Холмщины и Подляшья был рукоположен епископ Илларион (Огиенко), а для православных верующих Лемковщины – архиепископ Палладий (Видибида-Руденко).

Образование Автономной Православной Церкви Московского Патриархата во главе с архиепископом Алексием (Громадским) не было признано митрополитом Дионисием. Не имея возможности лично управлять украинскими епархиями из-за запрета немецких оккупационных властей, 24 декабря 1941 года митрополит назначил архиепископа Поликарпа (Сикорского) «Временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины». Таким образом, на 1941-й год на территории Украины параллельно действовали две православные юрисдикции – одна в юрисдикции Московского Патриархата, а другая – под опекой митрополита Польской Автокефальной Церкви Дионисия (Валединского).

По инициативе архиепископа Поликарпа и по благословению митрополита Дионисия в феврале 1942 года в Пинске состоялось две епископские хиротонии: Никанора Абрамовича и Игоря Губы. В этом году украинский епископат провел Собор, который фактически провозгласил автокефалию Украинской Церкви. Однако, в отличие от УАПЦ формации митрополита Василия Лыпкивского, ее возглавили архиереи канонического рукоположения. Главой Церкви стал Поликарп (Сикорский), возведенный в сан митрополита. В этом же месяце были совершены хиротонии епископов: Екатеринославского Геннадия, Николаевского Михаила, Черкасского Владимира, Мелитопольского Сергия, Лубенского Сильвестра, Переяславского Мстислава, Ровенского Платона и Дубненского Вячеслава.

В июле 1942 года к УАПЦ присоединились около 400 приходов Харьковщины, Полтавщины и Сумщины, находившиеся под опекой Харьковского митрополита Феофила (Булдовского).

После переговоров, проведенных осенью 1942 года между епископами УАПЦ Мстиславом (Скрыпником) и Никанором (Абрамовичем) и Главой Автономной Церкви архиепископом Алексием, решили провести объединительный Собор двух украинских православных юрисдикций. Однако из-за противодействия немецкой оккупационной власти, которая пыталась любым способом предотвратить образование в Украине единой централизованной Православной Церкви, и из-за негативного отношения «автономного» епископата к принятию в УАПЦ духовенства «УАПЦ-Лыпкивского» в «сущем сане», единства так и не было достигнуто. Архиепископ Алексий (Громадский) вскоре отозвал свою подпись под объединяющим соглашением.

Политика немецких оккупационных властей не была полностью благосклонна ни к одной православной юрисдикции. Используя тактику содействия и сдерживания, она стимулировала развитие УАПЦ, видя в этом сильный антироссийский фактор, одновременно для сдерживания «автокефалистов» поддерживала Автономную Православную Церковь.

В 1942 году под давлением советских органов власти Архиерейский Собор Русской Православной Церкви лишил сана митрополита Поликарпа (Сикорского) и солидарных с ним архиереев. Московская Патриархия, вопреки церковным канонам и вероучениям о неповторимости священства как таинства, после советской оккупации Украины перерукоположила все украинское духовенство УАПЦ. Вселенский Патриарх не признал действующим решение Собора РПЦ и в 1990 году принял в сущем сане епископов УПЦ в Канаде, а 1995 г. – УАПЦ в США.

Командование Красной армии негативно относилось к идее независимой от Московской Патриархии украинской церковной власти. Поэтому с наступлением советских войск, чтобы избежать уничтожения, епископат УАПЦ перебрался в Варшаву. А все ее украинские приходы были включены в украинские епархии в юрисдикции Московского Патриархата.

На Вербное воскресенье 1944 года украинская автокефальная иерархия поднесла митрополиту Дионисию, как духовному лидеру автокефальной Церкви в Украине, титул "Патриарха Украины". Летом 1944 года епископат перебрался в Германию, где начался новый этап в истории УАПЦ – в изгнании.

На 1944 год в Западной Европе было 12 иерархов УАПЦ. Организация церковной жизни проходила под руководством митрополита Поликарпа (Сикорского). С 1953 по 1969 год место главы УАПЦ принадлежало епископу Никанору (Абрамовичу). А после его смерти митрополитом УАПЦ стал Мстислав (Скрыпник).

После Второй мировой войны украинские православные приходы в Северной и Южной Америке находились в разных юрисдикциях. Объединить епархии в единую структуру УАПЦ удалось епископу Мстиславу (Скрыпнику). После ряда недоразумений и переговоров между украинскими православными общинами США и Канады в 1950 году епископ Мстислав стал главой УПЦ в США, а во главе канадской УПЦ стал епископ Польской Автокефальной Православной Церкви Илларион (Огиенко), который ранее воздерживался от единства с УАПЦ. Однако часть православных украинцев осталась в юрисдикции Константинопольского Патриархата под омофором епископа Богдана (Шпильки).

В эмиграции внутри УАПЦ произошло несколько делений. Так, в 1947 году сторонники церковных реформ УАПЦ (Лыпкивского) собрались на Собор в городе Ашаффенбург. Они провозгласили восстановление первой УАПЦ – Собороправной. Возглавил Церковь епископ Григорий (Огийчук). Эта структура со временем разделилась на мелкие группы.

Возрождение УАПЦ в Украине

Новый этап истории УАПЦ начался 15 февраля 1989 года, когда при поддержке проукраинских сил в Киеве начал действовать инициативный комитет по восстановлению Украинской Автокефальной Православной Церкви в Украине. Его основной целью было возрождение УАПЦ и регистрация общин Церкви. После того как 19 августа 1989 года из юрисдикции Русской Православной Церкви вместе со своим приходом вышел протоиерей Владимир Ярема, настоятель львовского храма Петра и Павла, автокефальное движение начало набирать большие обороты. Во время богослужений в приходах УАПЦ было принято поминать тогдашнего Вселенского Патриарха Димитрия.

Сразу начались поиски епископов для восстановленной Церкви. 22 октября 1989 г. на Соборе священников и мирян во Львове было провозглашено возрождение УАПЦ. Возглавил возрожденную Церковь внештатный епископ Московского Патриархата Иоанн (Боднарчук) (14 ноября 1989 года он был запрещен в служении Синодом МП).

На начало 1990 года в УАПЦ перешло около 200 галицких приходов. Растущее количество общин заставляло руководство Церкви принять решение осуществить хиротонии новых епископов. Поскольку привлечь к этому процессу архиереев УАПЦ в эмиграции в то время было невозможно, нового епископа УАПЦ – Василия (Боднарчука) рукоположили Иоанн (Боднарчук), епископ Волынский и Ровенский РПЦ, Варлам (Илюшенко), который действовал тайно от Синода РПЦ, и епископ Яснополянский Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Викентий (Чекалин). Как оказалось позже, последний был самозванцем. Поэтому все совершенные с его участием хиротонии были повторены в 1991 году при участии епископа из зарубежной части УАПЦ Антония (Щербы).

В общем, весной 1990 года состоялось еще пять епископских хиротоний: Андрея Абрамчука, Даниила Ковальчука, Николая Гроха, Романа Балащука и Владимира Романюка.

5–6 июня 1990 года в Киеве состоялся Всеукраинский Православный Собор с участием около 700 делегатов со всей Украины, среди них было 7 епископов и более 200 священников. Собор утвердил факт восстановления УАПЦ и избрал Патриархом Киевским и Украины Мстислава (Скрыпника). Также был принят Устав Церкви. Сам митрополит Мстислав на этом Соборе отсутствовал, а свое избрание Патриархом принял не сразу. Местоблюстителем патриаршего престола в Киеве стал к тому времени уже митрополит Иоанн (Боднарчук).

2 октября 1990 года органы власти Украинской Советской Социалистической Республики официально зарегистрировали УАПЦ.

Демократизация политической жизни в Украине способствовала тому, что осенью 1990 года митрополит УАПЦ Мстислав (Скрыпник) получил возможность посетить Украину. 18 ноября 1990 года в Соборе Святой Софии в Киеве состоялась интронизация его на Патриарха Киевского и всей Украины.

В Украине Патриарх Мстислав вместе с епископом Вашингтонским Антонием (Щербой) рукоположили епископа Хмельницкого Антония (Фиалко) и епископа Днепропетровского Пантелеймона (Романовского).

После своего короткого пребывания в Украине Патриарх Мстислав вернулся в США. Своим заместителем, управляющим делами Патриархии в Киеве, он назначил епископа Ровенского Антония (Масендича), который впоследствии был возведен в митрополита Переяславского и Сичеславского.

Пребывание главы УАПЦ за пределами государства, а также ряд внутренних трений и конфликтов в украинской части УАПЦ в 1990–1991 годах привели к противостоянию внутри нее различных групп и архиереев. Это сделало невозможным для Церкви четко оформить свою структуру и нормализовать церковную жизнь.

Параллельно с этими событиями в украинском Экзархате Русской Православной Церкви, который на то время получил название Украинской Православной Церкви, происходили центробежные процессы от московского церковного центра. Возглавлял это движение митрополит Киевский Филарет (Денисенко). Поддержанный государственным руководством Украины митрополит Филарет начал диалог с управляющим делами Патриархии УАПЦ митрополитом Антонием (Масендичем) о возможности объединения в единую Церковь.

22 мая 1992 года в Киеве состоялся Всеукраинский Форум в защиту украинского православия, в котором приняли участие епископы, духовенство, миряне УПЦ и УАПЦ. А 25–26 июня 1992 года в Киеве в резиденции митрополита Филарета состоялся Всеукраинский Православный Собор, который объединил Украинскую Автокефальную Православную Церковь и часть Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) в единую структуру – Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата.

Украинскую Православную Церковь (Московского Патриархата) представляли митрополит Филарет, епископ Иаков (Панчук) и двое новых архиереев – Спиридон (Бабский) и Варсонофий (Мазурак). Со стороны УАПЦ в Соборе участвовали епископы Антоний (Масендич), Владимир (Романюк), Роман (Балащук), Софроний (Власов), Роман (Попенко) и Михаил (Дуткевич).

Собор подтвердил избрание митрополита Мстислава Патриархом Киевским и всей Украины.

Новая Церковь была зарегистрирована органами власти, а потому отменялась регистрация УАПЦ (юридически она перестала существовать). Однако часть духовенства и верующих УАПЦ негативно отнеслась к образованию новой структуры. Объяснялось это тем, что объединительный Собор и создание УПЦ КП происходили в отсутствие Патриарха Мстислава и без его благословения.

Сразу после объединения объединительного Собора епископы УАПЦ – Хмельницкий Антоний (Фиалко), Днепропетровский Пантелеймон (Романовский), Ивано-Франковский Николай (Гроха) и Поликарп (Палахнюк) подали прошение о переходе в РПЦ и были перерукоположены. А епископ Поликарп отрекся от епископского сана.

С 1 по 10 июля Патриарх Мстислав находился с визитом в Украине. Во время встречи с бывшим епископатом УАПЦ он выразил свое недовольство объединительным Собором и образованием новой структуры – УПЦ КП.

17 октября 1992 года глава УАПЦ вывел из штата митрополита Антония (Масендича) и епископа Владимира (Романюка).

12 декабря Патриарх в последний раз прибыл в Украину. Тогда же – 23 и 24 декабря – в Киеве состоялась встреча с верующими и духовенством, которые не признали объединение с частью УПЦ (МП) во главе с митрополитом Филаретом (Денисенко). Участие в совещании принял и архиепископ Львовский Петр (Петрусь). Следствием совещания стало обращение Патриарха Мстислава от 24 декабря на имя Президента Украины, Премьер-министра и Генерального прокурора Украины, в котором он настаивал на незаконности участия некоторых епископов и верующих в объединительном Соборе 25–26 июня 1992 года и нарушении Устава УАПЦ.

На такие действия Патриарха Архиерейский Собор УПЦ КП (17 архиереев) отреагировал постановлением от 15 декабря, что никакие действия первоиерарха (Мстислава (Скрыпника)) не имеют силы без предварительного согласования с Синодом. Самого Патриарха Мстислава приглашали принять участие в Соборе, однако он категорически отказался.

В ответ владыка Мстислав назначил нового управляющего делами Патриархии УАПЦ архиепископа Петра (Петруся) и поручил ему созвать в январе 1993 года расширенное архиерейское совещание в целях дальнейшего урегулирования статуса УАПЦ. Совещание состоялось во Львове 22 января, но, кроме архиепископа Петра (Петруся), на нем присутствовал только епископ Михаил (Дуткевич).

В ответ на действия архиепископа Петра (Петруся) в тот же день Архиерейский Синод УПЦ КП лишил его сана, а также тех священнослужителей, которые пытались восстановить деятельность УАПЦ.

11 июня 1993 года в городе Гримсби (Канада) умер Патриарх Мстислав (Скрыпник).

Поскольку в Украине одновременно две структуры считали его своим первоиерархом – УПЦ КП и лишенная регистрации УАПЦ, УПЦ в США дистанцировалась от обеих юрисдикций. Также американские епископы отказали в просьбе восстановленной УАПЦ принять участие в новых хиротониях для Украины.

Учитывая это, чрезвычайный Патриарший Совет 11 июня 1993 года принял решение о рукоположении двух новых иерархов: епископа Ровенского Феоктиста (Пересада) (30 июня) и Харьковского и Полтавского Игоря (Исиченко) (12 июля).

Вскоре после этого состоялось заседание Архиерейского Собора УАПЦ, на котором приняли решение просить священника Владимира (Ярему) принять монарший постриг и епископскую хиротонию. 23 августа 1993 года в Петропавловском храме Львова архиепископ Петр (Петрусь) совершил постриг о.Владимира в монашество с именем Димитрий. А 5 сентября в Киеве Димитрий (Ярема) был рукоположен на епископа Сичеславского. 7 сентября 1993 года на втором Поместном Соборе УАПЦ он был избран Патриархом Киевским. Интронизация состоялась 14 сентября в церкви Спаса на Берестове.

Параллельно с этим УПЦ КП, тоже считавшая своим главой Мстислава (Скрыпника), так же провела выборы нового Патриарха Украины. С 21 по 24 октября в Киеве проходил Поместный Собор, на котором главой УПЦ КП был избран епископ Черниговский Владимир (Романюк).

С начала своего пребывания на патриаршем престоле Димитрий (Ярема) рассматривал свою миссию в преодолении разделения между тремя ветвями Украинского Православия и готов был сложить свои полномочия ради объединения и избрания общего главы Украинской Православной Церкви.

На протяжении 1993–1996 годов в УАПЦ продолжалось затяжное противостояние между новоизбранным Патриархом Димитрием и управляющим делами Патриархии архиепископом Петром (Петрусем). Главным образом конфликт заключался в попытке епископа Петра удерживать в своих руках власть в Патриархии, которую он получил еще от Патриарха Мстислава.

Следствием этого стала регистрация в 1995 году сразу двух Уставов УАПЦ, один из которых подал Патриарх Димитрий, другой – Петр (Петрусь). Оба Устава были зарегистрированы государственными органами украинской власти. Это положило конец нелегальному положению Церкви, однако она была зарегистрирована как новое религиозное образование, а не как наследница УАПЦ 1990 года, как этого хотел Патриарх Димитрий.

В 1995 году УАПЦ в США с целью урегулирования своего канонического статуса вошла под омофор Вселенской Патриархии. Ранее, в 1990 году, таким путем пошла УПЦ в Канаде. Все епископы 12 марта 1995 года были приняты в Константинопольский Патриархат в сущем сане, вопреки практике перерукоположения, которую применяла к автокефальным украинским владыкам Московская Патриархия.

В июне 1995 года Патриарх УПЦ КП Владимир обратился к главе УАПЦ с предложением начать объединительный процесс между Церквами, а в результате достижения договоренностей о слиянии двух юрисдикций стороны договорились отказаться от патриарших прав и провести выборы нового главы.

Однако эта инициатива не была реализована из-за внезапной смерти главы УПЦ КП 14 июля 1995 года.

Уход Патриарха Владимира спровоцировал внутри Киевского Патриархата активизацию священнослужителей, недовольных кандидатурой митрополита Филарета (Денисенко) на патриарший престол УПЦ КП.

Так, 10 сентября 1995 года в Рогатине состоялось заседание благочинных западных епархий УПЦ КП, на котором приняли обращение к местоблюстителю Патриаршего престола митрополиту Филарету снять свою кандидатуру с выборов нового Патриарха, а также начать процесс объединения ветвей Украинской Церкви. Под обращением также подписались 17 священников УАПЦ.

Выборы нового главы УПЦ КП состоялись 20 октября 1995 года на Поместном Соборе в Киеве. Новым Патриархом стал митрополит Филарет (Денисенко).

За день до этого, 19 октября, группа епископов УПЦ КП: митрополит Ивано-Франковский Андрей (Абрамчук), архиепископ Тернопольский Василий (Боднарчук), архиепископ Винницкий Роман (Балащук) и епископ Хмельницкий Мефодий (Кудряков) заявили о своем выходе из Киевского Патриархата. После этого в Киевском Феодосиевском монастыре состоялась их встреча с епископами УАПЦ, на которой был принят «Акт об объединении Церквей».

В этой связи и в надежде на объединение УАПЦ и УПЦ КП глава Автокефальной Церкви владыка Димитрий (Ярема) заявил, что сложит свои полномочия для избрания нового Главы Церкви.

Против такого объединения выступило восточноукраинское духовенство во главе с епископом Игорем (Исиченко). На собрании, состоявшемся в Харькове 8 ноября, «Акт об объединении Церквей» был назван декларативным и нуждающимся в обсуждении на Поместном Соборе, который предложили провести осенью или летом 1996 года.

14 ноября 1995 года епископы Андрей (Абрамчук), Мефодий (Кудряков) и Петр (Петрусь), не согласовав своих действий с Патриархом, провели встречу с митрополитом УПЦ (МП) Владимиром (Сабоданом). В результате – образовали совместную комиссию двух Церквей с целью преодоления раскола. Однако представители УАПЦ одним из условий объединения ставили автокефалию Украинской Церкви, на это условие не соглашались иерархи УПЦ (МП). Также в процессе переговоров звучала мысль о возможности образования автономной Галицкой митрополии на базе УАПЦ, но в составе УПЦ (МП).

В тот же день в храме Николая Набережного состоялся расширенный Архиерейский Собор УАПЦ, где присутствовали новые и старые архиереи и было принято решение провести 5 июня 1996 года Поместный Собор УАПЦ, на котором, в частности, и планировалось обсуждение отношений с УПЦ (МП).

Однако уже 23 ноября 1995 г. во Львове Патриарх Димитрий заявил о невозможности ведения такого диалога.

6 августа 1996 года в Киеве прошел Собор, организованный бывшими епископами УПЦ КП и склонными к объединению архиереями УАПЦ, на котором объединенной структуре было дано новое название – УАПЦ КП.

Патриарх Димитрий не признал правомочности этого Собора, а в сентябре 1996 года из-за длительного противостояния с епископом Петром (Петрусем) глава УАПЦ вывел его из состава епископата УАПЦ.

Однако противостояние еще больше обострилось вследствие проведения 18 октября 1996 года Собора УАПЦ КП под председательством епископа Михаила (Дуткевича), который запретил в служении епископа Игоря (Исиченко), а также в противовес Патриарху Димитрию (Яреме) избрал местоблюстителем патриаршего престола митрополита Тернопольского и Волынского Василия (Боднарчука).

Патриарх Димитрий осудил такие действия архиереев и назначил 20 октября 1996 года управляющим делами Патриархии УАПЦ епископа Харьковского и Полтавского Игоря.

Как следствие, епископы новообразованной УАПЦ КП 26 октября запретили в служении Димитрия (Ярему), Игоря (Исиченко) и Мефодия (Кудрякова), перешедшего на сторону Патриарха. Новым главой УАПЦ КП был избран митрополит Василий (Боднарчук).

Однако вскоре среди епископов УАПЦ КП произошел очередной конфликт, вследствие чего Петр (Петрусь) и Василий (Боднарчук) перешли в УПЦ КП, а остальные епископы во главе с Андреем (Абрамчуком) вернулись под руководство Патриарха Димитрия (Яремы).

В последующие годы удалось наладить внутреннюю жизнь УАПЦ. Так, 28–29 мая 1997 года был проведен Третий Поместный Собор, который принял новую редакцию Устава, утвержденного Государственным комитетом Украины по делам религий 26 августа 1997 года. Новый Устав закреплял за восстановленной УАПЦ преемство от УАПЦ 1990 года.

27 июня 1997 года Патриарший Совет нормировал епархиальную структуру. Были определены территории 11 епархий.

Руководство Церкви провело ряд переговоров с епископатом УПЦ за рубежом и с представителями Румынской Церкви с целью преодоления изоляции УАПЦ от мирового Православия.

25 февраля 2000 года на 85-м году жизни скончался Патриарх Димитрий (Ярема).

Смерть Главы Церкви внесла определенное замешательство в среду УАПЦ. Патриарх Димитрий оставил после себя завещание, в котором говорилось, что УАПЦ должна перейти под омофор митрополита УПЦ в США Константина (Багана).

После смерти Патриарха Димитрия перевесом в один голос местоблюстителем патриаршего престола был избран митрополит Мефодий (Кудряков). А между УАПЦ и УПЦ в США возобновился процесс переговоров. Активную роль в этом процессе сыграло Всеукраинское братство апостола Андрея Первозванного.

На Поместном Соборе УАПЦ 14–15 сентября 2000 года было решено избрать своим главой митрополита Константина. Однако митрополит на избрание не согласился, аргументируя это каноническими причинами. Тогда его провозгласили "духовным главой" УАПЦ. Предстоятелем Церкви в Украине с титулом митрополита был избран митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий, а управляющим делами Патриархии УАПЦ –архиепископ Игорь (Исиченко). По свидетельству участников Собора, на митрополита Константина было оказано давление со стороны администрации Президента Украины, которой был не выгоден неконтролируемый диаспорный владыка.

В 2003 году в соответствии с решением Архиерейского Собора УАПЦ власть фактически сосредоточилась в руках митрополита Мефодия, которому был присвоен титул «Блаженнейшего митрополита Киевского и всей Украины». Архиепископ Игорь (Исиченко) обвинил митрополита Мефодия и поддерживающих его архиереев в самовольном выходе из-под опеки митрополита Константина и разорвал с ними единство. Владыки отреагировали аналогично и разорвали единство с архиепископом Игорем.

Это положило начало существованию двух отдельных ветвей УАПЦ: Харьковско-Полтавской епархии УАПЦ во главе с архиепископом Игорем (Исиченко), которая считает своим Главой митрополита Константина (Багана) (несмотря на то, что митрополит Константин, как епископ другой Автокефальной Церкви (Константинопольской), никоим образом не может возглавлять отдельную автокефальную Церковь), и УАПЦ под омофором митрополита Мефодия (Кудрякова). Львовская епархия УАПЦ некоторое время находилась в самоуправном статусе и не поминала митрополита Мефодия, а поминала Вселенского Патриарха. Особенно активно против митрополита Мефодия выступали и выступают братства, в частности, Львовское, которое имеет статус ставропигии.

В 2005 году состоялся ряд консультаций между представителями УПЦ КП и УАПЦ (Мефодия (Кудрякова)) о возможном объединении. Стороны достигли определенных договоренностей, но незадолго до объединительного Собора УАПЦ вышла из переговоров. Мотивацией стало недовольство условиями объединения.

27 декабря 2005 года со стороны УАПЦ прозвучала инициатива возобновить деятельность совместной богословской комиссии УПЦ (МП) и УАПЦ. Киевская митрополия Московского Патриархата положительно отреагировала на это обращение. Диалог и далее продолжается, хотя и безрезультатно.

Также в 2005 году под омофор митрополита Мефодия (Кудрякова) на правах автономии вошла Украинская Автокефальная Православная Церковь – Собороправная Северной и Южной Америки во главе с митрополитом Михаилом (Явчак-Чампионом). На сайте этой юрисдикции митрополит Мефодий именуется Главой УАПЦ во всем мире.

В 2006 году на базе львовского ставропигийного братского Успенского прихода была предпринята попытка создать двор (представительство) Вселенской Патриархии в Украине. Братство аргументировало это тем, что статус ставропигии прихода (то есть его прямого подчинения Константинопольскому Патриарху), предоставленный в 1589 году, никто канонически не отменял.

Архиепископ Харьковский и Полтавский Игорь не участвует ни в одном диалоге и остается на позиции, что любые объединительные процессы в Украинском Православии должны происходить с участием Вселенской Патриархии. В апреле 2007 года Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ перерегистрировала свой устав (как ХПЕ УАПЦ (обновленной)), чтобы не быть зависимой от УАПЦ во главе с митрополитом Мефодием (Кудряковым). В ее состав также вошли некоторые приходы УАПЦ, которые территориально должны были состоять в других епархиях УАПЦ. С архиепископом Игорем поддерживают отношения братства. Он также ведет активную экуменическую и научную деятельность.

Статистика

На сегодня Украинская Автокефальная Православная Церковь состоит из 11 епархий, о которых заботятся 12 епископов. В составе Церкви находится Экзархия в Западной Европе, которую возглавляет епископ Готский и Кафский Питер Брук Де Траль. Отдельно юридически существует Харьковско-Полтавская епархия УАПЦ.

На 1 января 2009 года Украинская Автокефальная Православная Церковь насчитывает 1183 общины.

Актуальные статистические данные конфессии можно найти в разделе "Статистика религий в Украине", а перечень известных РИСУ ее веб-страниц – в разделе "Украина религиозная в Интернет-сети".

Использованные источники

1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и Всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. /Сост. М. Е. Губонин. Москва 1994.

2. Архиєпископ Ігор (Ісіченко) Історія Христової Церкви в Україні. Акта 2003.

3. Відкритий лист Комітету захисту Української Автокефальної Православної Церкви до Архієпископа Скопельського Всеволода (Майданського) // http://www.uaoc.info/ua/news/news_/?pid=132 (24 січня 2007).

4. Власовський І. Нарис історії Української Православної Церкви. Київ 1998.

5. Зеньковкий В. Пять месяцев у власти (15 мая – 19 октября 1918 г.) : воспоминания / публикация текста и редакция М.А. Колерова. Москва 1995.

6. Єпископ Олександр (Драбинко). Чому розкольницькі угрупування в Україні звуться неканонічними. Київ 2003.

7. Епископ Александр (Драбинко). Православие в посттоталитарной Украине: вехи истории (Кандидатская диссертація по богословию) (2002)// http://vira.in.ua/kp.htm .

8. Інтерв‘ю патріарха Дмитрія (Яреми) // Бюлетень Центру Релігійної Інформації. Львів, 1996, №4 (15), 16–31 березня с. 19–23

9. Липківський В. Відродження церкви в Україні, 1917–1930. Торонто 1959.

10. Лотоцький О. Автокефалія У 2-х томах (Репринт). Київ 1999.

11. Определение „По проекту положення о временном высшем управлении Православной Церкви на Украине» 7(20).09.1918 // 8. Собрание определений и постановлений Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. – М., 1994. – с. 15.

12. Паньо К. Мотиви та наслідки втручання влади у міжконфесійне протистояння в Україні (українські церкви та релігійна свобода на межі століть). Київ 2004.

13. Переписка по поводу неканонических действий митрополита Иринупольского Константина (Багана) // http://www.mospat.ru/index.php?mid=209 (30 жовтня 2006).

14. Петрушко В.И. Автокефалисткие расколы на Украине в постсоветский период 1989–1997. Москва 1998.

15. Послание Патриарху Афинагору // ЖМП. – 1972. – №5. – С. 7–8.

16. Поспеловский Д.Русская православная Церковь в ХХ веке. Москва 1995.

17. Предстоятель УАПЦ відвідав українські парафії у Сполучених Штатах Америки // http://www.uaoc.info/ua/news/news/?pid=154  (15 жовтня 2006).

18. Рішення Синоду з приводу резолюцій Ради Митрополії УПЦ в США // http://uaorthodox.org/article.php?pid=532  (10 травня 2007).

19. Саган О. Вселенське православ'я: суть, історія, сучасний стан. Київ 2004.

20. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939–1964 гг.). Москва 1999.

21 Модзалевський І. Я давній та відвертий прихильник порозуміння між УАПЦ та УПЦ // http://orthodoxy.org.ua/uk/mejkonfessionalnyy_dialog/2007/03/13/6390.html (12 травня 2007).

Подготовил Анатолий БАБИНСКИЙ

Последнее обновление 23 июня 2009 года