Другие православные юрисдикции в Украине

11 декабря 2009, 00:50 | Конфессии, религиозные организации | 0 |   | Код для блога |  | 

Среди других Церквей православной традиции, которые действуют в Украине, Бессарабская митрополия является частью Румынской Православной Церкви, то есть является канонически признанной, все другие - не имеют канонического признания Вселенским Православием.

Румынская Православная Церковь (Бессарабская митрополия)

История Бессарабской митрополии тесно связана с Галицкой митрополией; во времена князя Даниила Галицкого бессарабские земли входили в состав Галицкого княжества. Молдавская Церковь после своего основания не была в составе Валашской (Румынской) Церкви. Поскольку и политически между молдаванами и румынами не было единства. В 1371 (1376) году для Молдавской митрополии епископов рукополагал митрополит Галицкий Антоний. Юрисдикционно эта территория принадлежала Константинопольскому Патриарху, который в 1401 году признал отдельную Молдавскую митрополию. А рукоположение епископов украинцами можно рассматривать как шаг с благословения Константинополя (ведь украинцы также входили в его состав).

Территориально Бессарабия включает также и украинские земли: Хотинский регион на севере и Измайловский и Аккерманский на юге.

В середине XV века Бессарабия попала под власть турок. В таком состоянии она просуществовала до русско-турецких войн. Когда в 1808 году был образован Молдово-Валахский экзархат в составе Русской Церкви. И подчинялся он Киевскому митрополиту. Однако в результате Бухарестского мирного договора 1812 года между Россией и Турцией в составе РПЦ осталась только Бессарабия. Так была образована Кишиневская епархия.

В составе Русской Церкви Кишиневская епархия существовала до 1918 года, когда эти земли были захвачены Румынией. Вместе с изменением политической власти состоялось и изменение церковного подчинения. Приходы на территории Бессарабии были переподчинены Румынскому Патриарху. 15 ноября 1923 года официально была основана Бессарабская митрополия. Против таких действий сразу выступил Синод Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Тихоном.

В таком положении Бессарабия просуществовала до начала ІІ Мировой войны, когда согласно пакта Рибентропа-Молотова Советскому Союзу отходили бессарабские земли. В 1940 году южная и северная части Бессарабии были переданы Украинской ССР. А из центральных земель образована Молдавская ССР.

Во время ІІ Мировой Войны территорию Молдавии опять захватила Румыния. Также была возобновлена церковная юрисдикция, которая состояла из трех епархий: Хотинской, Измайловской и епархии Четатя-Абле (Белгород-Днестровский). По завершении войны советская власть возобновила Молдавскую республику в составе СССР. В мае 1946 года в Бухаресте Патриархи Московский Алексий І и Румынский Никодим подписали соглашение, согласно которому территория Молдавии принадлежит Русской Церкви. Соглашение было подписано под прямым давлением советской власти, поскольку на то время Румыния была оккупирована Красной армией.

На момент оккупации Бессарабская митрополия насчитывала 1090 храмов и 18 монастырей. В 1989 году остались только 192 церкви и один монастырь.

Возобновление митрополии в составе Румынского Патриархата состоялось после того, как в 1990 году недовольный действиями правящего архиерея, викарный епископ Бельцкий Петр (Педурару) обратился к Ясскому митрополиту РумПЦ. Впоследствии Синод Румынской Церкви, рассмотрев просьбу епископа, принял его в свою юрисдикцию.

Вместе с епископом в РумПЦ перешла часть клириков и верных Молдовы, которые не желали оставаться в Московском Патриархате. Было объявлено о возобновлении деятельности Бессарабской митрополии. Новую структуру поддержали национально-демократические силы страны – Христианско-демократическая народная партия.

Несмотря на давление со стороны пророссийского руководства Молдавии, в 1997 году власть была вынуждена зарегистрировать Бессарабскую митрополию по решению Страсбургского суда по правам человека.

Параллельно с этой митрополией существует структура Московского Патриархата. Последний неоднократно обращался к Патриарху Румынскому Феоктисту с целью урегулирования ситуации. Однако никаких договоренностей так и не было достигнуто.

28 февраля 2005 года митрополитом Бессарабии Петром был образован Экзархат на Новых Землях и в его составе Московское благочиние. Благочинным стал протопресвитер Александр Зарнадзе (прежний клирик РИПЦ и Черногорской Церкви), который был принят в сущем сане.

После запроса из Московского Патриархата Экзархат был упразднен. Однако деятельность благочиния не была прекращена. В его состав входит несколько священников, запрещенных в МП.

В свое время митрополит Петр претендовал и на юрисдикцию бессарабского региона Украины. Так несколько лет назад он прибавил к своему титулу „Хотинский” (Хотинская епархия существовала во время ІІ Мировой Войны). Однако после протеста украинской стороны он отозвал свое решение.

На сегодняшний день в составе Бессарабской митрополии в Украине действует один приход в селе Камышевка Одесской области (Измайловский район). Настоятелем является священник Анатолий Кристя. Община зарегистрирована в государственных органах как автономный православный приход.

24 октября 2007 г. Синод Румынской Православной Церкви образовал 7 новых епархий. В частности, были возобновлены 3 епархии Бессарабской митрополии, которые существовали до 1944 года. Теперь их центры находятся в молдавских городах Бельцы, Кантемиры и Дубоссары, но со временем Румынская Церковь намерена перенести епископские кафедры в украинские города – Хотин, Измаил и Белгород-Днестровский.

Возобновление епархий вызвало негативную реакцию Московской Патриархии и УПЦ (МП).

Так, 24 октября 2007 года, Синод Украинской Православной Церкви осудил решение РУМПЦ, отметив в частности, что: «Вышеуказанные действия Румынской Православной Церкви составляют угрозу для целостности не только Украинской Православной Церкви, но и Украинского государства, поскольку создают условия для роста сепаратистских настроений на Буковине и Одесщине».

В связи с этим начались переговоры между РумПЦ и РусПЦ, которые с самого начала натолкнулись на трудности.

22 ноября 2007 года в Троянском монастыре Болгарской Православной Церкви состоялась первая встреча по урегулированию ситуации вокруг Бессарабской митрополии. Стороны не достигли консенсуса. Российская сторона настаивает на неканоничности решений Синода РумПЦ. С румынской стороны было предложено образовать автокефальную Церковь в Молдове, объединив митрополии обеих Церквей. Стороны решили продлить диалог до окончательного урегулирования конфликта.

Украинская Автокефальная Православная Церковь – каноническая

В октябре 2002 года в Украинской Автокефальной Православной Церкви – Соборноправной в США рукоположили на епископа прежнего священника УПЦ КП Олега Кулика, который принял имя Моисей. Ему было поручено с титулом Митрополита Киевского и всей Руси-Украины организовать структуру УАПЦ-С в Украине. Однако в 2004 году он разрывает связи с американскими епископами, а впоследствии образует новую юрисдикцию — Украинская Автокефальная Православная Церковь – каноническая. К ней присоединилось небольшое количество общин УПЦ КП и УАПЦ и несколько заграничных православных приходов. Кроме того, в свою юрисдикцию митрополит Моисей принимает всех желающих по всему миру, а на своем веб-сайте в состав УАПЦ-к он также зачислил значительную часть общин УАПЦ в Украине без их ведома или согласия. Таким образом, общины Церкви существуют в Африке, Америке, Европе, на Карибских островах. Однако ему так и не удалось получить официальную регистрацию в государственных органах Украины. 5 августа 2005 года на Соборе УАПЦ-к митрополита Моисея провозгласили патриархом Киевским и всей Украины. Также был проведен ряд богослужебных реформ, что вызвало недовольство части епископата. Оппоненты образовали новую юрисдикцию под названием Автономная Украинская Православная Церковь в Америке.

Деятельность УАПЦ-к в Украине является почти незаметной. На территории Украины действует три епископа УАПЦ-к - патриарх Моисей (Кулик), хор-епископ Фастовский викарий Киевский Василий и хор-епископ Житомирский викарий Киевский Александр. В Луцке в юрисдикцию УАПЦ-к из УПЦ КП перешел харизматичный проповедник – диакон Олег Ведмеденко, обвиненный Синодом УПЦ КП в ереси; 5 ноября 2006 года патриархом Моисеем он был рукоположен в сан священника и стал секретарем Луцким. В целом в юрисдикции кроме патриарха есть 15 епископов и один администратор. Количество приходов в Украине неизвестно. Епископы УАПЦ-к действуют в странах Западной Европы, Америки и Африки (Экзархат в Камеруне). Реальную деятельность структуры оценить практически невозможно.

Автономная Украинская Православная Церковь в Америке также имеет общины в Украине, количество которых также неизвестно. На территории нашего государства действуют четыре епископа: Спиридон (Бабский) архиепископ Луцко-Волынский, Всеволод (Кочергин), архиепископ Тернопольско-Буковинский, епископ Винницкий Стефан (Негребецкий) и епископ Тернопольский Даниил (Кудибин).

Украинская Истинно-Православная Церковь и производные от нее

16 января 2000 года епископами Апостольской Православной Церкви (одна из русских православных юрисдикций, которая стоит на принципах обновленчества и получила свою апостольскую линию от УАПЦ) Стефаном Линницким и Кириаком Тимирциди был рукоположен епископ Венедикт (Молчанов) с титулом Царицинский и Верхнеднепровский. Таким образом, было положено начало Украинской Истинно-Православной Церкви. В 2002 году был рукоположен еще ряд епископов для Украины: Вышгородский и Галицкий Андрей (Трегуба), Сергей (Журавлев) на архиепископа Киевского и Антония (Власова) на епископа Николаевского и Таврического. Однако, уже осенью 2002 епископы Венедикт, Андрей и Антоний устранили с Киевской кафедры архиепископа Сергея и на его место избрали епископа Антония (Власова). В то же время провозгласили себя митрополитами. Таким образом, они фактически сделали независимой Украинскую часть Церкви от российского центра. Новая юрисдикция получила название Украинская Истинно-Православная Церковь.

Прежний архиепископ Киевский Сергей в то же время создал свою церковную структуру под названием Украинская Реформаторская Православная Церковь. Сергей (Журавлев) находится в тесных отношениях с разного рода неопротестантскими харизматическими течениями (например, „Посольство Божье” Сандея Аделаджи) и в значительной мере отошел от православного учения (сам архиепископ женат и имеет шестеро детей).

Впоследствии в УИПЦ был осуществлен ряд хиротоний новых епископов: Дамиана (Акимова), Луки (Николаенко), Дионисия (Грищенко), Ростислава (Мельникова) и Гедеона (Новикова) для России.

В том же году в самой УИПЦ состоялось разграничение – часть епископов во главе с митрополитом Бенедиктом (Молчановым) перешли в юрисдикцию Русской Истинно-Православной Церкви Рафаила Прокофьева (юрисдикция, которая имеет епископальную линию от УАПЦ, была основана в 1997 году и с того времени претерпела большое количество расколов). Так было положено начало Украинскому Экзархату Русской Истинно-Православной Церкви (сегодняшнее название Православная Русская Церковь) . Главой Экзархата стал митрополит Бенедикт с титулом Царицинского. Вместе с митрополитом в юрисдикцию РИПЦ перешли епископы: Дамиан, Лука, Ростислав и Гедеон.

Со временем разграничение состоялось и между епископами Антонием (Власовым) и Андреем (Трегубом). Последний стал главой новой ветви – Украинской Автокефальной Православной Церкви – Апостольской – Катакомбной. В состав этой юрисдикции входит еще четыре епископа: епископ Львовский Лука (Дейнега), епископ Ровенский Дионисий (Грищенко), епископ Днепропетровский Силофиил (Маслов), епископ Донецкий и Горловский Виталий (Гуменюк). Количество общин в юрисдикции митрополита Андрея (Трегуба) не превышает 6, однако, существует 2 монастыря (мужской и женский) общим количеством 7 монахов и монахинь.

Оставшись в одиночестве митрополит Антоний (Власов) осуществил хиротонию Феодосия (Лемеха), который после его смерти возглавил УИПЦ. А в 2007 году перешел в РИПЦ Рафаила Прокофьева.

Группа епископов во главе с Венедиктом (Молчановым), что в свое время отделилась от УИПЦ, в 2006 году присоединилась к Автономной Украинской Православной Церкви в Америке. И в составе этой юрисдикции образовали российскую архиепархию.

Как правило, количество общин всех этих юрисдикций не больше пяти-десяти, а количество паствы одного епископа измеряется десятками людей.

Другие

Также в Украине существует еще несколько маргинальных православных структур – это Украинская Автокефальная Православная Церковь – Апостольская Михаила Дудкевича (созданная в 2001 году епископом УАПЦ Михаилом и запрещенными архиереями УАПЦ и УПЦ КП). После смерти епископа Михаила ее возглавил епископ Лука Нарольский – выпускник Института внутренних дел, который недавно объединился с УАПЦ А-К Андрея (Трегуба). Деятельность УАПЦ-А является совсем незаметной.

Также в 1999 году свою церковную структур создал прежний митрополит УАПЦ и УПЦ КП Петр (Петрусь) под названием Автономная Православная Церковь Львова. На сегодняшний день у него есть единственная община Св. Иоанна Богослова в городе Львове.

Свои общины в Украине также имеет ветвь Истинно-православной Церкви Греции (старостильники). В юрисдикции митрополита Месогеи и Лавриотики Кирика (матвеиты) находится община Св. Иоанна Богослова в г. Киеве и Св. Пантелеймона на Закарпатье. Служит в этих приходах архимандрит Серафим.

До 2006 года Ламийский Синод Истинно-Православной Церкви Греции имел одну общину под Киевом, настоятелем которой был о. Серафим (Медведев). На сегодняшний день эта община существует самостоятельно и называется Катакомбная Истинно-православная Церковь.

Список использованных источников:

1. В. Калініченко, І. Рибалка. Історія України: 1917-2003 рр. — Харків: ХНУ ім. В.Н. Каразіна, 2004.
2. Саган О. Вселенське православ’я: суть, історія, сучасний стан. Київ 2004.
3. О. Сергєєв-Зарнадзе, протопресвітер. Абхазское церковное „строительство”. Росийская каноническая „принципиальность” и румынский „экспансионизм” // protopop.ru/2_2.html
4. Румынский патриархат открывает свои канонические структуры в России // www.portal-credo.ru/site/print.php?act=news&id=31223
5. О каноническом положении Русской Истинно-Православной Церкви и сектантских групп „михальченковцев” (т.н. „РосИПЦ”) // www.catacomb.org.ua/modules.php?name=Pages&go=page&pid=46
6. Заява Священного Синоду Української Православної Церкви з приводу дій Священного Синоду Румунської Православної Церкви // www.orthodox.org.ua/uk/svyashhenniy_sinod/2007/11/14/2150.html
7. www.hierarchy.religare.ru
8. www.churchgoc.org/gegonota/kiev.html

Полезные линки:

1. УАПЦ в Північній та Південній Америці www.uaoc.org
2. Автономна Українська Православна Церква в Америці www.uaocamerica.org
3. УАПЦ канонічна www.soborna.org
4. УАПЦ — Апостольська — Катакомбна amvv.narod.ru
5. Українська Реформаторська Православна Церква alivechurch.narod.ru

Подготовил Анатолий БАБИНСКИЙ

Последнее обновление 19 января 2008 года

Система Orphus
Рейтинг
0
0