О рекламе, о Церкви и не только…

21.12.2010, 00:55
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что делает нашу жизнь чище, лучше, добрее? Это, безусловно, ясная погода и стабильная зарплата, здоровая семья и хорошие новости, счастливые детские глаза и гордость за свою страну.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что делает нашу жизнь чище, лучше, добрее? Это, безусловно, ясная погода и стабильная зарплата, здоровая семья и хорошие новости, счастливые детские глаза и гордость за свою страну.

Но как часто мы закрываем глаза на факторы, «портящие» нашу жизнь! Мы считаем обыденными явлениями грязь в подъездах, брошенных детей, аварии на дорогах, разгул наркомании и проституции, да и еще сотню-другую показателей «больного» общества. Есть еще вопросы веры, ответственности за ближних и «единое на потребу» — спасение души! Как же можно изменить настрой людей, привлечь внимание к ежедневным, казалось бы, вошедшим в привычку проблемам, вскрыть язвы общества и личности, заставить задуматься о «простых» вещах и «вечных» истинах? Одним из таких средств является православная социальная реклама – понятие, лишь недавно начавшее входить в повседневность.

Наш проект очень молодой, экспериментальный

На фестивале в Киеве он привлек внимание к проблеме воцерковления молодежи. В 2009 году при студии «Лоза» г.Запорожья по инициативе молодых журналистов была создана SR–лаборатория «Илиотропион», занимающаяся разработкой православных социальных тем для билбордов и видеороликов. Ведь Церковь — хранительница не церковных ценностей, как-то: окладов, древних икон, серебреной утвари. Она — хранительница общечеловеческих ценностей: материнства, отцовства, дружбы, мужества, искренности.

Проект призван через молодежную субкультуру доносить вечные ценности, то есть, пытается на понятном для молодежи языке сделать добродетель, если можно так сказать, модной. Нужно много дорабатывать, изменять, искать, может быть, рисковать. Лаборатория — это место, где ставят опыты. Здесь может произойти великое открытие, а может случиться взрыв. Но ребята пользуются принципом: «Мы можем ошибаться, но никогда не врем».

Мы бы хотели «взорвать», конечно же, в хорошем смысле этого слова общество, но тут только на свой талант, интуицию и вкус нельзя рассчитывать. «Социалка» очень опасная вещь, может принести обратный результат. В нашем случае есть опасность стать «православными протестантами». Надо привлекать к этому консультантов: педагогов, психологов, социологов — неравнодушных профессионалов.

Мы хотим наглядно показать разрушительность греха и созидательность благодати

Грех уничтожает сложность и разнообразие жизни, делает из любого человека посредственность. Гурман превращается в животное, утонченный эстет — в любителя самой непристойной похабщины, а изощренный интеллектуал — в беспросветного глупца. Этому примитиву необходимо противопоставить популяризацию духовной жизни. У нас есть Церковь, преображающая людей на практике, дающая человеку то, чего в нем никогда не было. Через приобщение к благодати любой человек встает на путь бесконечного своего развития. Благодать, подобно лампочке диапроектора, бросает свет на слайды душ человеческих, и мир наполняется яркими рисунками, из которых нет двух одинаковых. Это архитрудно, есть опасность впасть в осуждение, в морализаторство или, что хуже всего, опошлить идею. Но давайте пробовать.

А что касается проекта, то он и задумывался не для молодежи, а молодежью. Чтобы она сама смогла своими средствами и своим сердцем искренне задать себе главный вопрос и сама же постаралась на него ответить: «Камо грядеши?»

Сложность состоит в том, что молодежь перестает быть молодежью, когда начинает ответственно познавать суть христианства. Не стоит забывать, что субкультура — временное творческое выражение своего (часто протестного) нетривиального и нетрадиционного взгляда на устоявшиеся взгляды общества. Замечательное свойство субкультуры в том, что она, пошатнув в очередной (триллионный) раз древо общественной жизни, только сильнее укрепляет его корневую систему. А мы ярче и убедительней осмысливаем свои традиции и нравственные основы.

Мы должны оставаться во всем верными православию, но все же искать новые формы. Или нет, лучше так: Господь подскажет какой должна быть «форма» для «содержания» тому, кто ВЕРИТ, ДОВЕРЯЕТ и ХРАНИТ ВЕРНОСТЬ БОГУ И ЦЕРКВИ! Или еще: «Люби Бога и делай, что хочешь!» по блаж. Августину.

Нельзя заигрывать с молодёжью…

Может произойти движение из крайности в крайность: либо получается агрессивно и чуть ли не богохульство, либо сусально-елейно, и оттого фальшиво. Но мы должны осознать, что современная молодежь в массовости своей имеет клиповое сознание, которое должно просто-напросто на чём-нибудь остановить своё внимание, чтобы сбросить скорость восприятия 24 кадра в секунду. Самое печальное, что и у нас, верующих, подобное сознание с гипертекстовым синдромом — бешенный жизненный темпоритм. Иногда нужно немного встрепенуться: остановить взгляд и задуматься, чтобы выйти из режима иллюзий.

И потом, вы никогда не задумывались: почему зачастую Спаситель обращался к людям притчами? А потому, что устные картинки вызывают мысленные зрительные образы, что помогает усвоению сути сказанного. Христос говорил на языке народа, посредством зарисовок из его быта, традиций, чтобы быть понятным. Поэтому он говорил: «Мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали», воспроизводя правила детской иудейской игры. Так почему же нам не разговаривать на языке образов, понятных современному человеку?

На встречах с молодежью очень остро чувствуешь одну вещь. С ними бесполезно пытаться подстроиться под их язык и мир. Они хитрее нас и тут же чувствуют фальшь. Особенно, если говорить с ними на языке детского сада. Это скучно и неинтересно.

А вот когда начинаешь говорить с ними языком взрослым, сложным, ставя перед ними глубинные проблемы, глаза у них загораются. Даже намеренная жесткость и сложность лучше, чем намеренное упрощение. Именно поэтому «комиксы» сектантов ничего кроме скуки не вызывают. А вот святитель Игнатий Брянчанинов, например, напротив, поражает глубиной и открытием перед собой совершенного другого мира. Мира осмысленного! Есть у него в первом томе замечательная статья — «О чтении святых отцов». В частности там есть такие слова: «Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании».

Думаю, всем понятна параллель наших рассуждений. Мы не собираемся создавать комиксы, мы собираемся делать серьезную работу, которая будет понятна молодым!

Но нужно знать различные мнения для того, чтобы понять, куда двигаться дальше

Православные делятся на созерцателей и созидателей. Молитвами первых держится Церковь (как правило, они тянутся к уединению, монашеству), а деятельностью вторых движутся её земные — административные, миссионерские, социальные и прочие дела. И те, и другие нужны Церкви. Поэтому сегодня в церковной ограде бытуют разные взгляды на неформальные методы миссионерства.

У архиепископа Аверкия в руководстве к изучению Священного Писания (в частности Апостола) я встретил удивительную мысль. Автор говорит о том, что апостолы «приспосабливались» к слушателям! Для нас это слово звучит как «человекоугодничество», а на самом деле этимология слова «приспособиться» заключается в том, чтобы «найти способ»! Апостолы находили понятный способ проповеди, не поступаясь главным! Эти уникальные личности, которые водимые Духом Святым, сочетают в себе качества созидателей и созерцателей.

Например, святой апостол Павел. Помните его речь в Ареопаге? «Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано «неведомому Богу». Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам». Вы видите? Он пытался разговаривать на их языке. Да, конечно, когда апостол коснулся темы воскресения, большинство потеряло к нему интерес. Но всё же он уловил нескольких! «Некоторые же мужи, пристав к нему, уверовали; между ними был Дионисий Ареопагит и женщина, именем Дамарь, и другие с ними». [Деян.17:34] Именно ради этих нескольких он приходил на это соборище философов.

И нам стоит ради «некоторых» пробовать разговаривать с прохожими языком билбордов

На подсознание влияет все, что вы воспринимаете в данный момент времени, даже если вы и не обратили осознанно свое внимание на что-либо. Если человек будет видеть только грязь, то постепенно он привыкает к отсутствию чистоты и со временем привыкнет окончательно и будет считать это нормой. Поэтому если среди моря грязи он увидит что-то затрагивающее его душу и могущее в нашей реальности сделать его счастливым, то вряд ли это можно назвать манипуляцией, скорее повстанческой деятельностью по освобождению Родины от захватчиков.

P.S. Мне наше время напоминает ситуацию романа Стругацких «Обитаемый остров» (в книжном варианте). 99% граждан зомбированы излучателями (наши телезомбоящики и газеты) а 1% невосприимчивых к лучам (выродков) борются за власть. Одни уже у власти, а вторые мечтают свергнуть их и открыть людям глаза. Одна беда — выродки, находящиеся в опале, тоже разделены на тех, кто хочет насильно навязать добро, и тех, кто просто хотят отключить зомбоизлучение, чтобы у каждого была возможность выбора.

Что уже создано в рамках проекта социальной рекламы Церкви, смотрите в фоторепортаже:

"Поставь на сердце антивирус" - в Запорожье молодежи о Церкви говорят языком билбордов

Протоиерей Александр Овчаренко, "Православие в Украине"