Благовестие в XXI веке

17.12.2009, 23:38
Петр ПАВЛЮК. — "Камень Краеугольный", №40, июнь 2006 года.

Перейдя в новое тысячелетие, мы оказались в окружении быстрорастущих христианских медиа: радио, телевидения, Интернета, печатных средств массовой информации. Это - прекрасные инструменты для распространения Евангелия, поэтому сегодня эффективные христианские Церкви различных конфессий находят пути активного использования средств массовой информации (СМИ) для благовестия.

Но сегодня конфессиональная журналистика не свободна от агитпропа. В таком случае, мы еще не готовы, поступая в соответствии с христианской системой ценностей, отстаивать религиозные свободы. Если в стране отдается предпочтение только одной деноминации, тогда в ней нет свободы совести и возможности формировать свое мировоззрение. Обществу нужна эффективная просветительская деятельность, должна подаваться достоверная информация. А у нас она - однобокая: православие освещается, иногда католицизм, а все остальное - нет. Нужна программа религиозного многообразия, в которой бы рассказывали о том, например, кто такие баптисты, каковы их учение и история.

Светская журналистика манипулятивна по своей сути. Воздействуя на низменные человеческие инстинкты и потребности, она формирует общественное мнение и создает определенное потребительское мировоззрение. Манипулируя тезисами и понятиями, некоторые журналисты создают искривленные образы верующих людей.

Понятно, что навязать достоверную информацию о деятельности христианских Церквей светским СМИ нельзя. Но вполне можно давать им информационный повод. Всегда можно заинтересовать издательства информацией о социальных церковных проектах. Пусть это будут даже в чем-то критические статьи на злобу дня, но эта христианская организация будет, по крайней мере, на слуху. Например, можно предлагать прессе взгляд христиан на произведения современных писателей типа Дэна Брауна, Джоан Роулинг или Паоло Коэльо.

Зачастую светские люди, пишущие о христианстве, имеют смутное представление о различиях в вероучении и богослужебной практике разных конфессий и не знают элементарных вещей. Мне кажется, что ни христианские, ни светские журналисты не понимают красоты и драматизма всей многоконфессиональной мозаики христианского бытия Украины. Выхватывая кусочек отдельного фрагмента, журналисты осмысливают его на уровне своего интеллекта и профессиональной грамотности. Очень часто она бывает крайне низкой. Читая опусы светских журналистов, кажется, что религиозная тематика сознательно или неосознанно профанируется ими. Беда не только журналистов, но и многих так называемых образованных людей в том, что они удивительно искренни в своей невежественности.

С наступлением эры цифровых технологий, христиане все чаще задаются вопросом: как это может способствовать распространению Евангелия? Думаю, что эти изменения помогут сделать большой шаг вперед в развитии христианских СМИ. Нам нужно создавать христианские произведения на языке и стиле, понятном современной культуре. Именно сейчас мы должны осознать, что в борьбе за сердца и разум людей в современной культуре нам придется выступать под флагом качества, показывающего смысловую ценность наших произведений.

В конце 80-х - начале 90-х годов я работал внештатным корреспондентом газеты в одном из райцентров Украины. В штат меня не брали из-за вероисповедания. Когда в Киеве и Москве начали открываться христианские издательства, я немедленно предложил им свои услуги. За время работы в христианской периодике я увидел отсутствие института внешкоров и работы с авторами - этим попросту некому было заниматься. Руководство делало ставки на маститых писателей и авторитетных людей. Происходило это из-за непонимания пресвитерами важности служения корреспондентов. К примеру, в начале 90-ых один областной пресвитер услышал, что мы истратили триста долларов на издание журнала. Он спросил: "А разве нельзя было более эффективно использовать эти деньги?" По молодости у меня тогда не нашлось, что сказать этому авторитетному брату.

Зарабатывать на жизнь трудом в христианских СМИ все еще сложно. Многие христиане работают в различных светских издательствах. И некоторые зарубежные миссионерские проекты состоят в том, чтобы на правах рекламы помещать евангелизационные тексты в светскую газету. Это очень дорогие, но малоэффективные действия. Если бы одна большая Церковь поддержала служение одного христианского журналиста, пишущего аналитические или новостные материалы, пропагандирующие христианство и рекламирующие эту Церковь, это было бы более эффективно.

Есть люди, которые убеждены, что одной Библии вполне достаточно и нет потребности в других печатных материалах. Действительно, ее вполне достаточно для спасения. Но для эффективного благовестия - нет. Откуда церкви на Западе могли узнать о преследованиях христиан в странах с тоталитарным режимом? Были люди, которые потрудились записать все это и рассказать всем. Точно таким же образом были задокументированы великие пробуждения, чудеса и несчастья, которые имеют отношения ко всем христианам на земле.

У Церкви достаточно информационных поводов, которые можно и нужно освещать в прессе. Для этого в каждой Церкви должен быть специалист по связям с общественностью. На профессиональном уровне такой человек мог бы представлять эту общину в обществе. Для такого служения нужен свой церковный журналист или писатель. Эффект от его труда трудно переоценить. В некоторых быстрорастущих пятидесятнических или харизматических Церквях уже существуют свои пресс-центры и отделы по связям с общественностью. И влияние таких Церквей существенно возрастает.

Петр Павлюк, ректор Гуманитарно-теологического института при ХГЭУ, председатель Одесской ячейки Ассоциации "Новомедиа"


• http://www.cornerstone.org.ua/kk40/publicism40_3.phtml