Рождество как торжество странности

06.01.2019, 15:24
Рождество как торжество странности - фото 1
Рождество – это торжество странности. Те, кто не боялся показаться странным, быть не таким, как все, отказаться от привычного хода вещей оказались правы.

Рождество как торжество странности

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

Ин. 1:9

Пастухи, оставившие свою работу, чтобы поклониться ребёнку; мудрецы, прошедшие сотни или тысячи километров для этого же. Вот ведь, не такие как все! Вздумалось им поклониться карапузу… Ну что может быть более глупым и нелепым в глазах нормальных окружающих?

Для нас сегодняшних кажется всё очевидным и привычным, потому что мы из года в год читаем одни и те же фрагменты, наперёд зная весь сценарий событий, знаем кто проиграет и кто победит, что плохо, а что хорошо, и «как надо правильно думать». Мы с энтузиазмом находим себя в положительных героях Евангельской истории. Что ж, таково вообще свойство статичного восприятия мира: он предсказуем. А вот жизнь непредсказуема и динамична, она случается без предупреждения и сценарий в ней невозможно пролистать наперёд.

Пришедшие к Младенцу, разумеется, и понятия не имели о том, что в будущем будет и укрощение морского шторма, и множество неудобных моментов, разрушающих как ожидания других людей, так и социальные нормы (напр., исцеление в субботу) и привычный уклад вещей (напр., изгнание из Храма торговцев, которые там были всегда), и множество совершенно непонятных вещей и ситуаций, когда даже мы сегодняшние просто пожимаем плечами. Наверняка, у каждого, кто осознано и искренне читал Евангелие есть как свои любимые эпизоды, так и те, которые вызывают недоумение, которые смущают и которые мы не понимаем, предпочитая, как бы остаться в стороне.

Для пришедших же тогда факт поклонения ребёнку был сам по себе удивительным и не-нормальным. Мне кажется, что это событие промыслительно подчёркивает разрушение стереотипов – мёртвых клише и трафареты – во имя торжества подлинности, того простого «как есть». Не иди за толпой, потому что все так делают, потому что это привычно и нормально, но взгляни внутрь себя и попытайся себя раскрыть и обрести цельность, соизмерив с тем самым подлинным и цельным Человеком. Спаситель родился в мир, став новым мерилом. Но не мерилом «правильности» или «нормальности», потому что Христос не был ни «правильным», ни «нормальным» с точки зрения обывателей того времени, а мерилом правды и цельности. И это было совершенно непонятно Его современникам.

Кто Он? Этот вопрос постоянно звучит на протяжении всей земной жизни Христа. Когда Он вошёл в Иерусалим, весь город засуетился, наверняка начались фантазии, домыслы и сплетни (куда ж без них), и все дружно вопрошали: кто сей? (Мф. 21:10). Задают этот вопрос и совершенно случайные люди (Мф. 8:27), и Его преданные ученики, которые проводят с Ним много времени (Мр. 4:41) и Его недруги – фарисеи – люди в высшей степени «нормальные» и «правильные», «крепко стоящие в истине», как сказали бы сейчас (Лк. 26:63). Этот же вопрос интересует и налогового клерка Закхея (Лк. 19:3), и светскую власть – царя Ирода (Лк. 9:9) и римского наместника Понтия Пилата (Ин. 18:33). И каждый из них наверняка видел то, что хотел видеть или – напротив – то, чего боялся, заполняя по своей фантазии те или иные пустоты в знании о Нём. Спустя две тысячи лет ничего не изменилось: люди продолжают заполнять пустоты по своему усмотрению, исходя из собственных желаний или страхов. Кто-то в Нём видит не просто судию, но истеричного жандарма и садиста, ненавидящего тех или иных, подстерегающего и желающего наказать всех за всё. Кто-то видит его союзником в собственной «праведной борьбе» против личных врагов. Кому-то близок образ помещика и рабовладельца, которому б хорошо отдать свою свободу тем или иным образом. А кто-то видит Его безразличным и отрешённым, тем, кто всё одобряет и всему поддакивает.

Однако Христос сам отвечает на вопрос кто Он, кем Он хочет быть: «Я не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями» (Ин. 15:15). Мы часто забываем о том, что Христос сам пожелал быть для нас Другом, не судьёй, не барином, не соучастником и не молчаливым прохожим, а именно Другом – тем, с кем радостно быть вместе, с кем можно быть всецело собой и вместе с кем можно раскрываться. Вероятно, у каждого человека есть особенно ценный друг, с которым можно быть на одной волне, с которым любая неискренность и неправда – неважно насколько малая, красивая или «во благо» – диссонирует, воспринимается как унижение. Как-то арх. Иоанн (Шаховской) сказал, что «правда более драгоценна, чем всё, что может быть приобретено изменой ей». И особенно сильно это ощущается с близкими друзьями и с Другом Христом.

И вот сейчас мы стоим рядом с Младенцем, пришедшим в мир, чтобы стать нашим другом. Своего рода, это начало пути дружбы. И, как происходит с людьми, которых мы впервые встречаем в жизни, во многом именно от нас зависит – станет ли этот человек для нас близким другом, будет ли поверхностным приятелем, с которым мы общаемся лишь время от времени, случайно пересекаясь, или же вовсе окажется каким-то отстранённым чиновником, которого «нужно бояться», как в чеховском рассказе «Толстый и Тонкий». Мы не знаем, что случилось с каждым из тех, кто тогда пришёл поклониться Христу, и как изменилось их восприятие. Вероятно, кто-то был осмеян за свою странность, кто-то разочаровался, кто-то отошёл – молча или громко хлопая дверьми. Что ж, это путь каждого человека и здесь нет никакого единого трафарета. Но мы знаем, что вовсе не «правильность» и не «нормальность», а именно их искренность, их странность, их не-боязнь быть другими, не такими как все, привела их ко Христу, который есть жизнь (Ин. 14:6). Наверное, в этом и есть секрет. Жизнь – там, где есть искренность, где есть подлинность. Без них всё отмирает, без них приблизиться к жизни просто невозможно, какими бы красивыми ни были слова, каким бы строгим не было бы следованием правилам.

И вот сейчас каждый из нас подходит к Младенцу со своими странностями и своими мыслями, со своими сценариями и решениями, которых предстоит принимать. Пусть же Христос – Спаситель мира и спаситель каждого человека, родится в эти дни в душе каждого из нас, указывая нам путь, и по-дружески подсказывая нам решения. Тот, с кем мы всегда сможем поговорить, как с дорогим другом, и правдивый, подлинный голос которого услышать. И пусть у нас хватит мудрости не заглушать Его голос своей самоуверенностью, своими бесконечными монологами или существующими инструкциями, в которых всегда всё ясно и понятно и в мире которых Собеседник оказывается лишним. Пусть у нас хватит мудрости и искренности сердца услышать Его, распознать в обстоятельствах, людях – близких и дальних, приятных и не очень, и даже в животных, через которых Он решит обратиться к нам! В конце концов, Бог говорил и через ослицу (Чис. 22). Уж что может быть более странным? J

Христос Рождается!