«Пасху надо есть, колбаску – резать и радоваться, что Христос воскрес», – о. Юрий Щурко о символах пасхальной трапезы

14 апреля 2017, 15:48 | #НеФормат | 3 |   | Код для блога |  | 

о. Юрий ЩуркоПеред различными праздниками практикующих и не очень христиан волнует что есть, чего не есть, что святить, чего не святить, когда святить. На Сочельник мир хозяйки крутится вокруг 12 постных блюд, а на Пасху – вокруг корзиночки. Существует много практических и символических объяснений блюд, относящихся к «канону» пасхальной корзины.

Заведующий кафедрой библейских наук УКУ о. Юрий ЩУРКО отмечает, что благословение пасхальных блюд олицетворяет новое творение, происходящее в Воскресении. И сами блюда являются символическим предвкушением тех благ, которые мы получим в обновленной жизни, после воскресения мертвых, в жизни будущего века.

Благословение пасхальной корзины

«Христианская жизнь – многоуровневая, и ее важно рассматривать сквозь призму литургического года. Центральным, и это красноречивее всего выражено в восточной традиции, является Воскресение. Если нет Воскресения, то нет христианства, нет Нового Завета, нет освящения пищи. Воскресение – начало нового творения и очень выразительное подтверждение, что сотворенный мир и все материальное имеет уникальную цену в Божьем плане. Поэтому в Воскресении мы нивелируем определенные трудности восприятия и практики Средневековья, которые унаследовали платоновское разделение на духовное и телесное, и еще раз подчеркиваем то, о чем рассказывает Книга Бытия: сотворенный мир – хороший, а человек как венец творения – очень хороший».

Именно освящение пищи, как и любое другое благословение, показывает цену сотворенного мира и ценность того, что мы имеем, – отмечает о. Юрий.

Древнейшей традицией было освящение артоса – большой паски, стоящей на тетраподе с иконой Воскресения. «Этот артос – хлеб вечной жизни, которым является Христос», – говорит библеист.

«Другой древней традицией было святить яйца, потому что яйцо оказалось удачным образом Христова Воскресения, ведь из-под мертвой скорлупки рождается новая жизнь. На этот символ накладываются древние легенды о Марии Магдалине, которая проповедовала Тиберию, дав ему яйцо красное, что является символом того, что Воскресение не далось просто так, что этому предшествовала искупительная жертва Христа. Яйцо имеет более древнее, еще дохристианское символическое значение, которое христианство инкультурировало».

И паска, и мясные блюда определенным образом имеют отношение к еврейской традиции, однако о. Юрий Щурко предостерегает от постоянного проведения этих параллелей.

«Нашим Агнцем является Христос, и Его жертва, как пишет Павел в Послании к Евреям, заменила все ветхозаветные жертвы. Поэтому не правильно обращаться к образу агнца, кровью которого евреи вымазали свои косяки, и тем самым были спасены от ангела-мстителя. Нашей Пасхой, нашим Агнцем, который взял на себя грехи мира, является Иисус Христос».

Отец Юрий предлагает сосредоточиться не на символизме, а больше на радости Воскресения и нового творения.

«Освящение пасок, мясных и других блюд – образ обновления, которое дарит нам Воскресение и которое подтверждает, что наша пища – бесценный дар от Бога. Потребляя ее с благодарностью, мы познаем милость Божию, которую полностью осознаем во время возвращения Иисуса Христа, когда все будет преображено и мы сподобимся вечной жизни, которая прекрасна, сладка, вкусна. Эти наши проявления радости подчеркивают праздник жизни, а жизнь имеет различные проявления – и мы празднуем уникальность мира, который является Божьим даром для нас.

Воскресная трапеза подчеркивает предвкушение чего-то чудесного и является красноречивым свидетельством того, что весь материальный мир сам по себе прекрасен. Если в нем нет греха, то он является отражением славы Божьей, постоянным празднованием, пульсацией и динамикой жизни. И ценность жизни придает Воскресение Христово.

Человек не есть воплощенным духом, а одуховленным телом, и все то, что поддерживает это тело в празднике Воскресения, приобретает особое значение.

Почему, когда человек хотел установить связь с Богом, он приносил жертву? И эту жертву затем разделяли во время трапезы? Почему Христос передал свое Тело и Кровь, новую жизнь в контексте трапезы? Почему союз Бога с Моисеем на горе Синай вместе с танцами имел трапезу? Трапеза означает разделить жизнь, это то, что мы переживаем. Ничто другое не может символизировать такую ​​общность. Трапеза является символом жизни, новых отношений, радости, общения. Сам Христос часто использует символы трапезы и вкуса, чтобы объяснить ученикам таинственную реальность.

О празднике не нужно говорить, праздник надо отмечать. Паску нужно есть, колбаску – резать и радоваться, что Христос воскрес и дарит нам новую жизнь, и все то, что нас окружает, является большим даром.

Человек – материя, в которую Бог вдохнул жизнь, и это определяет наш взгляд на все. Воскресение еще раз подчеркивает, что Бог, когда человек отошел от Него, не сказал: «Ай, этот проект не удался. Давайте начнем второй». Он взял на себя последствия наших грехов, то, что мы не могли сами решить, и заново все преобразил, дал нам еще одну возможность. Но четко показал, что все сотворенное есть благое, хорошее, стоящее, а человек, Его образ, – очень хороший, как сказано в Книге Бытия.

Потому что человек как венец творения подносит все создание к Богу, а всему сотворенному отражает Бога. Когда человек отдаляется от Бога, тогда не может отражать Его, и это приносит смерть. Чтобы человек жил, нужна пища. Однако для чего человек живет, показывает Воскресение.

Все, что мы делаем, нужно делать во славу Божию, во славу Божию можно не только перебирать четки, но и есть пасочку, заваривать чай и общаться с другими, потому что это наша жизнь в Боге, которая здесь и сейчас».

Записала Марьяна Карапинка

Система Orphus
Рейтинг
0
1
3комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • kotzk | 28 декабря 2017, 18:25
    Комментировать комментарий

    Яйцо. Много мифов. Фантазии. Яйцо - яйцеклетка или просто форма размножения животного мира. Форма почему? Физики знают. Наверное, оптимально складывающиеся вектора. Связь между энергоформой вокруг физических тел - электромагнитный слой, и биоформой? Об этом сакральный вопрос? Что значит, все из яйца? Не верно. Физические обьекты окружены энергоформой, которая иногда похожа на яйцо, в зависимости от обьекта. Первые скопления воздуха в Первый День Творения, возможно тоже округлы или овальны. Форма. Не суть. Форма, возникаюшая в результате процесса. Из формы не происходит суть, но в сравнении форм развивается логика. Сказано, что в Первый День сотворен ангельский мир. Сотворен? Случились процессы. Скорее всего, остальные дни тоже можно описать физикой и химией. Шестой - появились животные. Наверняка, из переходной формы яйца между растениями и животными. Сложное животное не может случиться спонтанно, потом родить яйцо. Яйцо простое, оно и источник. Что такое ангелы? Первые скопления энергии воздуха или подобного газа, которые стали накопителями последующей информации о Творении. С одной стороны они нестабильны и исчезали, но в точке своего происхождения существуют всегда, как факт, случившегося явления. Существуют только в информационной форме, поскольку энергия слишком нестабильна и меняется. Но она везде. Ангел не имеет формы, являясь энергетически всем. Но информационно может иерархизироваться в эволюции. То, что во Второй День и далее - уже не ангелы, судя по Библии. Значит, бесы. Небо и вода - уже материя, значит, бесы. Христос - хлеб. Значит, родился в Третий День, когда и растения. Небо и вода - Его Отец и Мать. Ангельский мир - Святой Дух. То есть Он - часть космоса, мир космоса, Третий День. Версия. До сотворения Солнца, Луны и звезд. Значит, из неподобной известной на Земле части космоса или его эволюционной ступени. Наверное, при жизни в теле не ел ничего животного. Если вообще что-то ел.

  • kotzk | 28 декабря 2017, 16:02
    Комментировать комментарий

    Кто не ел, тот не поймет. Вечный конфликт - есть или не есть и что есть, если есть. Тоже надо делить по эволюции. Сначала ничего не едят. Потом едят микроэлементы в воде. Потом едят биоэлементы растений. Потом - животных. Потом... В обратную сторону: растения, воду, ничего. Потом опять воду, растения, животных. И так всегда или не всегда? Вино вкусно. Не каждому можно. Откуда взялось? Виноград долго не хранится в тепле, вода тоже. Хлеб откуда? Кашу с собой тяжело везти, хлеб легче, кашу впрок не запасешь, сухари можно. Вопрос - зачем? Зачем зерно превращать в хлеб, кроме ситуации, если нет зубов? Изобрели хлеб из-за того, что пропало молоко или выпали зубы. Почему это случилось? Скорее всего, из-за того, что стали есть мясо. Зачем освящать и молиться перед едой? Наверное, пытались показать свое отличие от животных. В чем чудо? Если осознаю, что это дает жизнь, силы природы, оно само лечит, встраиваясь в цельность моего бытия, вспоминая ее. Молитва и освящение были вместо осознания, автоматическим знанием и обьявлением пище ее значения. Разделение на духовное и телесное свойственно только высшему интеллекту. Требует многих обьяснений, а не просто обьявления. Пока что мало кто разделился. То есть Воскрес в Бессмертии индивидуально. Для некоторых это большой страх и трагедия.

    • velovs@ukr.net | 28 декабря 2017, 19:13
      Комментировать комментарий

      "Разделение на духовное и телесное свойственно только высшему интеллекту." --------------------------------------------------------------------------------------- Полная и невежественная ЧЕПУХА!!! Человеческий ИНТЕЛЛЕКТ - даже т. наз. "высший" - никак НЕ В СОСТОЯНИИ понять и осознать истинно ДУХОВНОЕ. Т. е. именно то, что происходит и восходит к НАИВЫСШЕМУ ДУХУ во всей Вселенной - её Богу-Творцу. Это - всё такое - ПРЕРОГАТИВА и СВОЙСТВО - только и исключительно - ВОЗРОЖДЁННОГО, т. е. "рождённого свыше" (Ин.3:3,7) - от Слова Божия и Святого Духа, человеческого ДУХА. ------------------------------------------------------------ А этот - "рождённый свыше" человеческий дух, в свою очередь, состоит из ТРЁХ основных частей. Т. е. совести, интуиции и третьей - ГЛАВНОЙ его составляющей, имеющей предназначение - прямое взаимообщение с Духом Божьим. ---------------------------------------------------------------------------------------------------- У духовно НЕВОЗРОЖДЁННОГО (направду НЕВЕРУЮЩЕГО) человека его совесть и интуиция, по сути и факту, являются частью его ДУШИ. Так вот, ИНТЕЛЛЕКТ - наряду с волей и эмоциями - и входит в состав ДУШИ. Другими словами, ДУША и ДУХ - это не совсем одно и то же.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти