• Главная
  • Мониторинг
  • «Эта пандемия — очередной намек человеку». Как мусульмане в Украине проводят Рамадан в условиях карантина — интервью НВ с муфтием...

«Эта пандемия — очередной намек человеку». Как мусульмане в Украине проводят Рамадан в условиях карантина — интервью НВ с муфтием

02.05.2020, 18:31
С 24 апреля у мусульман начался священный месяц Рамадан. Однако из-за пандемии коронавируса его будут проводить не как обычно.

С 24 апреля у мусульман начался священный месяц Рамадан. Однако из-за пандемии коронавируса его будут проводить не как обычно.

Из-за запрета выходить на улицы и комендантский час в некоторых странах в этом году его уже успели назвать «печальным» Рамаданом. Как проводят месяц поста мусульмане, которых в Украине проживает около одного миллиона, в интервью НВ рассказал Муфтий мусульман Украины Шейх Саид Исмагилов.

— Из-за пандемии мечети закрыты. Где и как сейчас молятся мусульмане во время Рамадана?

- Сейчас мусульмане во время священного Рамадана молятся дома. Мы рекомендовали, чтобы все люди постились, молились, читали священный Коран исключительно у себя дома в режиме самоизоляции. У нас мечети абсолютно закрыты, и мы их открываем даже если люди приходят помолиться.

Наша ответственность и перед богом, и перед обществом заключается в том, чтобы мы не повторяли опыт некоторых христианских церквей, которые, к сожалению, стали распространителями коронавирусной инфекции. Люди относятся к этому вопросу с пониманием. Никто не протестует, а не ломится на территорию мечети.

- Вернутся мусульмане в мечети после того, как привыкнут к виртуальным молитвам, уже после завершения Рамадана?

- В исламе не существует виртуальных молитв. Если человек смотрит трансляцию молитвы, например, из мусульманских стран по спутниковому телевидению или наши проповеди, которые мы транслируем в интернете, то это не с культовой целью, а исключительно это образовательная цель, то есть чтобы человек услышал, посмотрел, послушал чтение Корана, но все это не заменяет собой настоящую полноценную молитву. И человек все равно должен молиться сам. У нас в исламе нельзя молиться, глядя телевизионную трансляцию или интернет-трансляцию. Это у нас не разрешено.

Человек должен сам находиться непосредственно там, где совершается молитва. Если человек не способен там находиться, тогда он может просто посмотреть, а молиться ей придется все равно самой. На мусульманскую общину Украины режим карантина не повлияет в отрицательном смысле. Люди после того, как мы вернемся к нормальной, обычной здоровой жизни, я думаю, так же вернутся в мечети и будут посещать, как и раньше.

- Нарушение поста во время Рамадана считают грехом. Кроме права не ходить в мечети, какие еще ослабления ввели во время Рамадана для мусульман из-за пандемии?

- У нас нет каких-то других особых послаблений. Дело в том, что это не мечеть предписывает человеку соблюдать пост в Рамадан или молиться в Рамадан, Господь дает этот приказ. И человек, где бы он ни находился, в котором бы режиме, в какой ситуации он бы ни находился, он обязательно, если этот человек является здоровым, должен соблюдать пост и молиться. Господь все видит, и именно ради него человек соблюдает пост.

Единственное, это общее правило, если человек заболел, плохо себя чувствует, он может не соблюдать пост, лечиться, а уже после того, как выздоровеет, искупить этот пропущенный пост, то есть отпоститься столько дней, сколько пропустил во время Рамадана.

— Мировая пандемия нового типа коронавируса является извинением для мусульман, если они не придерживаются определенных правил?

- Нет. Мировая пандемия не является причиной, чтобы человек не придерживалась каких-то предписаний. Это не лишает человека его долга перед господом. Человечество пережило уже много эпидемий, и мусульманский мир также. Аж до того, что по несколько лет подряд не выполнялся хадж в священную Мекку, когда в Азии были распространены эпидемии чумы и холеры, даже хадж не осуществлялся не один год, а по несколько лет подряд.

Никаких оправданий или послаблений из-за того, что в мире существует определенная угроза такого вирусного характера, не существует. Если человек заболел, он должен лечиться, но потом, когда выздоровеет, все равно возместить пропущенные дни поста и все пропущенные молитвы также.

— Какие пожертвования вы как имам советуете делать сейчас мусульманам во время пандемии?

- Именно во время Рамадана желательно давать пожертвования нуждающимся, таким людям, которые болеют, старикам, сиротам. Те люди, которые являются состоятельными, они в мечетях или где-то в кафе, в ресторанах устраивали совместные ужины — ифтары, после завершения дня поста приглашали на них людей и угощали. Сейчас, конечно, это невозможно сделать.

Человек как раньше, так и сейчас может раздавать денежные пожертвования или даже их перечислять на карточку тем людям, которые нуждаются. Вместо ифтаров, совместных ужинов, мы призвали мусульман, чтобы они на эти деньги приобрели пищевые определенные наборы и раздавали их малообеспеченным мусульманским семьям. Все равно Господь за это даст такое же крупное вознаграждение, как и раньше.

- Из-за запрета выходить на улицы и комендантский час в некоторых странах нынешний Рамадан уже назвали «печальным» Рамаданом. Чувствуете ли вы грустные настроения среди украинских мусульман из-за ограничений, и чем вы их утешает?

- Конечно, многие мусульмане очень ждали наступления священного месяца Рамадан, поскольку для мусульман это особое время. Люди собираются вечером в мечети, совместно ужинают, затем молятся, затем пьют чай и ждут наступления ночи, а затем длительную часть ночи молятся вместе. И сейчас это невозможно, поскольку это опасно.

Действительно, для многих мусульман это очень печально и для некоторых даже испытания. Поскольку очень легко молиться и поститься, когда вокруг тебя сотни, возможно, даже тысячи людей, которые делают так же. И ты находишься в коллективе, ты смотришь на других людей, ты разделяешь их радость, вы как-то вместе общаетесь, вам читают лекции духовные, вы собираетесь в мечети. В этом году этого всего не существует. И это для человека испытание, чтобы он сам дома была таким же хорошим верующим мусульманином, так же постился и молился даже наедине.

Несмотря на то, что это действительно в определенной степени печальный Рамадан, я отношусь к этому испытанию с позитивом. Поскольку легко быть верующим, когда нас много. А испытания заключается в том, будет ли человек таким хорошим мусульманином, таким красивым верующим человеком, когда он остается наедине. Поэтому человек имеет возможность проверить себя, действительно ли у него хватит и терпения, и веры, и возложения на господа, чтобы оддному пройти весь священный месяц Рамадан.

— Если говорить о пандемии, то видите вы в ней символизм в глобальном смысле?

- У нас, например, запрещено есть определенную пищу. В том числе пищу хищных животных, пищу таких животных, которые нельзя употреблять в пищу. Например, летучих мышей в исламе нельзя есть. И других животных, из которых человек гипотетически мог получить этот коронавирус, также нельзя употреблять в пищу. Поэтому нужно задуматься, действительно ли мы выполняем божьи приказы. И если мы не выполняем божьи приказы, господь предупреждает человека, что он может и заболеть, и страдать, и получать определенные наказания.

Эта пандемия — очередной намек человеку, чтобы он был осторожен, чтобы он был умен, чтобы он употреблял в пищу то, что господь позволил употреблять в пищу, чтобы придерживался чистоты. Вы знаете, в исламе очень большая роль отводится ритуальной чистоте, чтобы человек постоянно мыл руки, постоянно свое тело, свое жилье, свою одежду удерживал в чистоте. Эта определенная мудрость заключается в том, что человеку нужно иногда смотреть вокруг и думать, действительно ли он делает все правильно.

"Новое время", 1 мая 2020