Гибридное православие. Как Сербская церковь раскачивает Черногорию

30.12.2019, 10:18
Гибридное православие. Как Сербская церковь раскачивает Черногорию - фото 1

Руководство Черногории решило резко ускорить темпы евроатлантической интеграции для обеспечения военной защиты страны и залатать дыры в "гибридной обороне". Решение проблемы Сербской - не просто по названию, но и по сути - православной церкви стало одной из основных задач черногорской власти в последующие пять лет.

В Подгорицу едва не пришла "сербская зима", скроенная по лекалам "русской весны"

Фото: Getty Images

Фото: Getty Images

В 2014 году, насмотревшись на "зеленых человечков" в Крыму и "русскую весну" на "Юго-Востоке Украины", руководство Черногории решило резко ускорить темпы евроатлантической интеграции для обеспечения военной защиты страны и залатать дыры в "гибридной обороне", куда с легкостью мог просочиться "сербский мир". Решение проблемы Сербской - не просто по названию, но и по сути - православной церкви стало одной из основных задач черногорской власти в последующие пять лет.

Закон против "Сербского мира"

Одним из самых очевидных путей достижения поставленной цели кажется восстановление автокефалии Черногорской православной церкви - так называемый "украинский вариант". Однако тут все сложно - гораздо сложнее, чем это было в Украине.

Во-первых, прихожан у ЧПЦ просто мизерное количество.

Во-вторых, по неофициальной информации, по целому ряду причин, в том числе и из-за конфликта с нынешним руководством непризнанной Черногорской церкви, Вселенский патриархат не поддерживает предоставление автокефалии ЧПЦ в ее нынешнем виде.

Официальная Подгорица всячески поддерживает Черногорскую церковь, однако этим ее работа над "вытеснением" СПЦ не ограничивается. В рамках этого процесса пять лет назад была начата подготовка документа, который в последние дни 2019 года едва не довел Черногорию до гражданской войны. Речь идет о Законе о свободе вероисповедания или веры и правовом статусе религиозных общин.

Наиболее противоречивым положением Закона является то, что "религиозные объекты, которыми пользуются религиозные общины на территории Черногории и которые были построены или приобретены за счет доходов государства или были государственной собственностью до 1 декабря 1918 года, станут государственной собственностью, если нет подтверждения собственности религиозной общины на эти объекты". Дата 01.12.1918 указана не случайно - именно тогда Черногория присоединилась к Сербии, утратив и свою государственную независимость, и свою автокефальную церковь.

Сербская православная церковь считает Закон о свободе вероисповедания дискриминационным. По мнению СПЦ, он принимается с целью захватить ее имущество в Черногории (читай: и отдать его Черногорской церкви).

Правительство Черногории, в свою очередь, утверждает, что документ отвечает самым высоким международным стандартам, включая Конвенции ООН, Европейскую конвенцию по правам человека, прецедентное право Европейского суда по правам человека, а также принципы Венецианской комиссии и ОБСЕ.

Несмотря на горячую дискуссию в политикуме и обществе закон был принят парламентом Черногории рано утром 27 декабря, после многочасового обсуждения. "За" высказались все 45 депутатов, присутствовавших на заседании - это были представители правящей Демократической партии социалистов (DPS), Социал-демократов (SD), Либеральной партии, Боснийской партии, Хорватской Гражданской Инициативы, албанской Новой демократической партии Forca и оппозиционной Социал-демократической партии (SDP). То есть все черногорскоориентированные политические силы и представители национальных (и религиозных) меньшинств.

Депутатские петарды и священные пикеты

Просербский "Демократический фронт" был категорически против. Настолько против, что его представители заговорили о возможной войне. Один из лидеров "ДФ" Андрия Мандич призвал своих "боевых друзей" "с 1990-х" "быть готовыми" к бою.

Во время обсуждения законопроекта представители "ДФ" кинули петарду, пытались напасть на своих коллег из других фракций и сломать оборудование на столе спикера, после чего вмешалась служба безопасности парламента. В результате полиция задержала всех 18 депутатов от "Демократического фронта", и они в голосовании за спорный закон не участвовали.

На следующий день большинство задержанных отпустили, однако трое - среди них и Андрия Мандич - остались за решеткой. Против них были выдвинуты обвинения в нападении и на должностных лиц и препятствовании выполнению ими служебных обязанностей.

Параллельно со стычками в сессионном зале противники нового закона организовывали народное сопротивление на улицах черногорских городов.

В Подгорице сотни верующих пытались прийти с протестом под стены парламента. Им помешала полиция, но протестующие почти сутки - с молитвами и возмущением - простояли перед полицейскими заграждениями.

Практически по всей стране Сербская церковь мобилизовала своих прихожан для блокады дорог, туннелей и мостов.

Ситуация грозила выйти из-под контроля, однако, после того, как закон был принят, напряженность резко пошла на спад.

Больше, чем церковь

Возможно, организаторов несколько обескуражила решительность власти, которая без тени сомнений "запаковала" депутатов и начала силовым путем расчищать заблокированные трассы. А возможно, черногорская СПЦ просто не была готова морально к битвам в буквальном смысле.

Не нужно забывать, что Черногория - единственная республика бывшей Югославии, на территории которой не было вооруженных конфликтов в 1990-х - начале 2000-х, и сохранение мира тут считают ценностью буквально все, за исключением уж совсем радикально настроенных сербско-российских прокси типа лидеров "Демократического фронта".

Показательно, что Андрия Мандич и Милан Кнежевич за день до голосования за спорный закон в парламенте слетали в Белград, где встретились с главой Сербской православной церкви Иринеем. Патриарх благословил политиков и пообещал им свою поддержку. Результатом разговора и стали петарды в парламенте и пикеты на дорогах. А вот остановила сползание страны в гражданский конфликт черногорская СПЦ, а точнее Черногорско-Приморская митрополия, которая, по неофициальной информации, дала прямое указание "свернуть" протесты.

Эти подробности очень наглядно демонстрируют все существующие проблемы с Сербской церковью - и ориентацию ее адептов на Белград, гражданами каких стран они бы ни являлись, и активное вмешательство церкви в мирскую политику, и склонность к акциям на грани гражданского конфликта.

Больше, чем религия

Религия на Балканах всегда была больше, чем просто верой, и ярким примером этой аксиомы является Сербская православная церковь. Активное участие в политической жизни стран, где присутствуют филиалы этой чрезвычайно влиятельной и популярной в регионе организации, является правилом и нормой.

СПЦ в Черногории, по сути, самая крупная и могущественная социально-культурная институция страны, имеет просто колоссальное влияние на общество. По численности прихожан Сербская церковь просто вне конкуренции, православие в стране религия №1 - казалось бы, какие могут быть проблемы? Но, в то же время, фактически с момента объявления черногорской независимости в 2006 году, СПЦ оказалась в оппозиции к официальной Подгорице.

По всем принципиальным для молодой балканской державы вопросам - включая признание Косово и вступление в НАТО - Сербская церковь придерживалась противоположной точки зрения. Причем не молча - церковное руководство постоянно напоминает о "неверном курсе" Черногории, не стесняясь в выражениях.

Однако это не самое страшное. Главная проблема во взаимоотношениях светской власти Черногории и СПЦ заключается в том, что Сербская церковь со скепсисом воспринимает само понятие черногорской идентичности и самостоятельности и все соответствующие атрибуты: независимость страны от Сербии ("рабочая версия": Черногория - это "еще одно сербское государство"), черногорцев как отдельную от сербов нацию и черногорский язык как самостоятельный, а не диалект сербского.

В июне нынешнего года бессменный лидер Черногории на протяжении вот уже трех десятилетий Мило Джуканович в интервью телеканалу N1 очень интересно рассказал о том, как он понимает политику Сербской церкви в отношении Черногории. По его словам, для СПЦ идентичности Черногории не существует, нет черногорцев как нации, нет черногорской культуры и, следовательно, независимость государства Черногория, которая была восстановлена в 2006 году - это эфемерное образование, и в конечном итоге все вернется на круги своя, потому что, в соответствии с их основным принципом, государства преходящи. В ожидании этого момента Сербская православная церковь, как отметил Джуканович, "сохраняет инфраструктуру Великой Сербии".

Именно против такого "сербского мира", не признающего границ, и его адептов "без страха и упрека", и борется нынешняя черногорская власть. По сути, речь идет о классическом противоборстве методами "мягкой силы" или "гибридном противостоянии".

Как стране НАТО Черногории уже не нужно особо беспокоиться о прямой военной угрозе или о новой попытке силового переворота - как это было в 2016 году, когда все те же лидеры "Демократического фронта" вместе с агентами ГРУ РФ и сербскими отставными силовиками пытались свергнуть власть Джукановича и его политической силы, DPS. Но гибридное вмешательство, как мы видим, даже для члена НАТО остается серьезным вызовом и непростым испытанием.

Наталия Ищенко

"Деловая столица", 28 декабря 2019