Треугольник равновесия

27.12.2019, 15:43
О партнерстве церкви, общества и государства и усложнении политической картины в целом.

О партнерстве церкви, общества и государства и усложнении политической картины в целом.

После Майдана церковно-политические отношения в Украине из двумерных стали трехмерными. 

Если раньше это была суровая византийская бинарность "церковь—государство", то теперь это уже более интригующий треугольник "церковь—общество—государство". Как любой переход из 2D в 3D, церковно-политическая картинка стала более сложной, но теперь она больше отвечает реалиям, быстро развивающимся в Украине. Рассмотрим, как выглядит и как должен бы выглядеть этот треугольник с точки зрения каждого из его углов. 

С точки зрения церкви 

Практически все т.н. церкви "Владимирового крещения" в Украине, т.е. православные и греко-католическая, унаследовали от этого крещения симфонические отношения с государством. Модель византийской симфонии была принесена с двух берегов Босфорского пролива на оба склона Днепра вместе с Евангелием и закодировала себя в ДНК новорожденного церковного организма и всех других организмов, со временем от него родившихся. Поэтому даже в советские времена, когда атеизм стал политической религией "страны советов", сохранилась искаженная, но все же симфония между государством и церковью. Настоящим апостолом этой симфонии, кстати, стал тогдашний экзарх Русской православной церкви в УССР митрополит Киевский Филарет, который и сейчас не оставляет своего служения идеалам симфонии — теперь уже с независимым государством. Собственно, все церкви "Владимирового крещения" грешили симфонией в независимой Украине. У Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви был стабильный партнер: украинский президент. Для Украинской православной церкви партнеры менялись: когда симфоническим партнером не хотел быть президент, который сидел на Банковой, она искала симфонии с президентом в Кремле. Что касается Украинской греко-католической церкви, — хотя симфония с государством не отвечала общим рамкам католической социальной доктрины, на местном уровне в симфонических стремлениях она часто не уступала православным сестрам. 

Майдан, как было указано, разрушил эту двумерную идиллию и поставил каждую церковь перед выбором: либо государство, либо общество. Чтобы и то, и то — уже не могло быть. И следует сказать, что церкви на Майдане выбрали, или по крайней мере показали намерение выбрать, общество. Так к традиционной симфонии добавился новый партнер, и образовался треугольник "церковь—общество—государство" — именно в таком порядке, где общество было перед государством. Следует отметить, что эта новая конструкция остается непрочной. Для многих из священноначалия церквей "Владимирового крещения" общество и государство поменялись назад местами, потому последнее снова получило приоритет как партнер. После чего треугольник из равностороннего стал удлиняться там, где был отрезок "церковь—общество", и сокращаться на отрезке "церковь—государство". Отсюда, собственно, пожелание для церквей: сохранять все углы по 60 градусов, чтобы расстояние между ними было равным. 

С точки зрения общества 

На украинских Майданах гражданское общество рождалось и проходило инициации, превращаясь в субъект, соизмеримый с субъектностью государства. Общество училось быть силой, которая контролировала бы государство. В стране, где вместо верховенства права — пустота, эту пустоту заполнило собой гражданское общество. Именно оно и теперь контролирует государство там, где его должен контролировать закон. Общество, говоря языком византийской политической культуры, стало в Украине "живым законом". 

На Майдане как церковь рассмотрела общество, так и общество рассмотрело церковь. Обычно в ходе революций, похожих на украинскую Революцию достоинства, церковь и общество рассматривают друг друга с противоположных сторон баррикады. В Украине они оказались по одну сторону. Церковь признала субъектность украинского общества, а украинское общество — субъектность церкви. Поэтому с таким непривычным, как для европейской страны, энтузиазмом довольно секулярное гражданское общество Украины поддержало, казалось бы, внутрицерковную историю с томосом и автокефалией. Оно старательно учило эти новые слова и до сих пор старается научиться читать между строк византийской риторики, которой, как птичьим языком, пользуются православные церкви в продолжительном марафоне признания Православной церкви Украины. Это хорошо, поскольку позволяет в ближайшем будущем избежать конфликта между церковью и украинским гражданским обществом, который в секулярное время часто возникал в западных обществах в процессе становления там демократии. Эти общества сейчас пытаются справиться с последствиями тех конфликтов, приобщаясь к таким концепциям как пост-секуляризм, а Украине сам Майдан помог избежать негативных последствий тотальной секуляризации. 

Однако быть дружелюбным к церкви не означает не критиковать. Собственно, обществу следует научиться мягко, но твердо отстаивать принципы справедливости и верховенства права в отношениях с церковью — так, как оно это делает в отношениях с государством. Для этого вовсе не нужно вмешиваться во внутренние дела церкви, — это было бы ошибкой. Надо развивать свои ячейки внутри церкви. Это, собственно, и так происходит естественным путем. Многие прихожане являются также активными членами гражданского общества. Они знают и церковь, и это общество изнутри. Они любят свою церковь, но осознают и недостатки ее руководства, и хронические болезни, постоянно ее одолевающие. Итак, они умеют и хотят действовать внутри церкви как проводники принципов гражданского общества. Примером такого взаимодействия церкви и общества можно назвать инициативную группу "Першого грудня", в которую (наряду со светскими деятелями) входят церковные деятели, а также группу под названием "Десять тезисов для Православной церкви Украины". Именно те верующие, которые понимают принципы гражданского общества, могут и должны держать церковь в здоровом тонусе, не давать ей скатываться в двумерность церковно-государственных симфоний, а также развивать здоровые межцерковные и межрелигиозные связи в Украине. 

С точки зрения государства 

Как гражданское общество, так и государство должны уважать внутренний суверенитет церкви, но при этом развивать партнерство с ней. Партнерство — это сотрудничество равных по согласию обеих сторон. Именно такими должны быть церковно-государственные отношения в Украине. 

Государство много сделало для развития автокефальной Православной церкви Украины. Оно делало это, прежде всего защищая страну от российской агрессии. Именно поэтому оно больше заботилось о том, чтобы независимая поместная церковь в Украине была, а не тем, какой она была бы. Собственно, государство и не должно определять качество церковной жизни или выбор гражданином страны той или иной церкви. Главная задача государства — обеспечить возможность такого выбора, а не сам выбор. 

Хорошо, что новая власть задекларировала нейтральность относительно украинских конфессий и юрисдикций. Воплощая эту нейтральность в жизнь, государству следует помнить, почему возникла необходимость в украинской автокефалии: из-за российской агрессии и активного или пассивного сотрудничества с агрессором единой на то время канонической церкви в Украине. Вместе с тем, сохраняя нейтралитет, государство не должно подмигивать ни левым, ни правым глазом — ни одной из украинских юрисдикций. 

Мечтой президентов Кравчука, Ющенко, Порошенко была единая поместная церковь Украины. На самом деле речь шла о создании церковной монополии, которую государству контролировать было бы легче, чем конгломерат церквей. Поэтому, по моему мнению, нет ничего трагического в том, что церковная монополия не состоялась. В Украине еще много лет будут сосуществовать как минимум две канонические православные юрисдикции: московская и автокефальная. Единственная проблема в их сосуществовании — это ссоры между ними. Государство должно контролировать не сами эти юрисдикции, а чтобы они не разбили друг другу головы. Поэтому все внимание следует уделять тому, чтобы две православные церкви сначала признали право на существование другой, а со временем — начали сотрудничать. Любые попытки диффамации или насилия государство должно прекращать с помощью имеющихся правовых инструментов. С точки зрения государства, все юрисдикции и каждый иерарх должны быть равными перед законом и равными, в том числе, в подотчетности закону. 

Ну и напоследок: в час Х, перед следующими выборами, у этой власти, вопреки ее декларируемой индифферентности к религии (как и у каждой предыдущей власти), возникнет соблазн использовать церковный ресурс, чтобы добавить себе баллов. Ни одной предыдущей власти церковный ресурс не помог. Поэтому даже не стоит пытаться.

Архимандрит Кирилл Говорун

"Зеркало недели", 27 декабря 2019