Признание украинского Томоса. Грузинская церковь на распутье

14.08.2019, 12:30
Признание украинского Томоса. Грузинская церковь на распутье - фото 1
Грузинская церковь сегодня. Противоречия и внешнее влияние

Грузинская церковь сегодня. Противоречия и внешнее влияние

Патріарху Ілії II – 86 років. Його позицію визначає найближче оточення

Патриарху Илие II – 86 лет. Его позицию определает ближайшее окружение?

Полное наименование Церкви Грузии - Апостольская Католическая (Всемирная) Автокефальная церковь Грузии, во главе которой стоит единственный с подобным титулом из восточных патриархов Святейший и Блаженнейший Католикос-патриарх всея Грузии.

Краткий исторический экскурс

Церковь Грузии - древнейший духовно-национальный институт грузинского государства и общества, существующий практически без изменений вот уже 1500 лет. Этой мощнейшей и влиятельнейшей для нации и государства организации никак не коснулись структуральные и сословные изменения и реформы, которые переживала страна за многие века. Здесь следует сделать исключение, упомянув период русификации Грузии (сначала Восточной, затем Западной) с 1801 года. Речь о захвате имперскими войсками России Восточной Грузии и вплоть до 1917 (развала Российской империи). Именно в этот период Церковь Грузии, как и существующие тогда грузинские царства, подверглась наиболее сильным ударам, поколебавшим всю её структуру. Церковь фактически была лишена автокефалии.

Церковь была лишена патриаршего правления и «воссоединена» с русской православной Церковью. Во главе грузинского духовенства был поставлен экзарх Грузии. Как с амвона обратился митрополит Аджарии Димитрий Шиолашвили (племянник патриарха) – «Россия совершила с Грузией то, что не решались и не делали другие захватчики: арабы, византийцы, персы, монголы, турки… Она (Россия) подрубила два основных столпа, на которых зиждилась вся государственность Грузии, лишив, таким образом, её двух корон (венцов) и тронов - монаршего (королевского) и патриаршего».

Данная историческая преамбула даст нам понять ниже, как и почему Церковь Грузии вновь обрела столь мощные влияния среди грузин, как внутри страны, так и вне её.

Грузинский патриарший престол был восстановлен с провозглашением первой республики Грузия в 1918 году. (В отличие от Российской Православной Церкви, созданной Сталиным и НКВД в 1943 году для особых представительских функций среди западных союзников).

Грузия, веками оторванная (после падения Византии) от Европы, находилась, как единственное христианское государство, в глубоком тылу - окружении мусульманских стран. Для сохранения государственности в такой ситуации особенно требовалось особое очень четкое структурно-сословное деление социальных слоев общества. В этом принимала активное участие, наряду с монархическими институтами, и Церковь Грузии.

Вышеприведенные исторические факты и события явились основными причинами того, почему, в отличие от остальной части Европы, в Грузии очень медленно развивались буржуазные отношения внутри общества, подчиненного средневековым канонам существования государства.

Новое время

Уже в новое время авторитет Церкви Грузии стал еще более укрепляться после 1918 и 1921 годов, когда ее возглавляли патриотически настроенные патриархи Грузии - не только клирики, но и передовые общественные деятели, как Кирион III (Садзаглишвили), Леонид (Окропиридзе), Амвросий (Хелая), Христофор III (Цицкишвили), Каллистрат (Цинцадзе). Церковь стала последним оплотом - рубежом независимости в умах большей части общества. Некоторые ее предстоятели были, либо физически уничтожены, либо подверглись гонениям и ссылкам. Это так же закономерно придало ореол мученичества и святости многим её служителям, погибшим в красных застенках за независимость нации и Церкви.

Уже на рубеже 1980-1990-х годов XX века Церковь Грузии, всячески гонимая и унижаемая советской властью (реально действующих в то время было всего несколько монастырей), становится тем ядром, вокруг которого собираются национальные патриотические силы общества. Многие патриоты из национально-освободительного движения целенаправленно идут служить Церкви и становятся духовными лицами на фоне все усиливающихся патриотических устремлений в обществе. Среди них большинство сегодняшних митрополитов и архиепископов Грузии, как Димитрий Шиолашвили, Петре Цаава и др. В этот период Церковь Грузии традиционно и объективно является объединяющим и цементирующим форпостом для данных сил.

После 1991 года начинается новое возрождение Церкви, во многом благодаря вышеприведенным реалиям и авторитету энергичного и прогрессивного католикоса-патриарха Грузии Илии II. Церковь получает многие льготы от государства и освобождается от ряда налогов, что еще более способствует её процветанию. Эти льготы позже в 2001 году закрепляются конкордатом между Церковью и государством. Некоторые пункты конкордата особенно примечательны:

  • Церковь свои функции выполняет на основе норм канонического права, в рамках настоящего Соглашения и в рамках законодательства Грузии;
  • Духовные лица не подлежат призыву в армию;
  • Представители духовенства имеют право не давать показания по фактам, которые им доверили как духовным наставникам или которые им стали известны;
  • Государство признает брак, зарегистрированный Церковью;
  • Государство обеспечивает создание института военных священников в армии;
  • Государство обеспечивает создания института капелланов в тюрьмах;
  • Учебные программы предмета по православному вероисповеданию и кандидатуры преподавателей утверждает Государство по представлению Церкви;
  • Государство и Церковь имеют право осуществлять совместные программы социального обеспечения;
  • Имущество Церкви освобождено от налога на землю и от налога на имущество;
  • Собственность Церкви и другие имущественные права защищены законом;
  • Государство не имеет право отчуждать от Церкви ее имущество;
  • Церковь имеет право получать пожертвования, а также доходы от передачи своего имущества в аренду;
  • Государство признает церковным имуществом находящиеся на территории Грузии православные храмы и монастыри, земельные участки, на которых они расположены, а также руины;
  • Государство признает собственностью Церкви церковные ценности, которые хранятся в музеях и хранилищах;
  • Государство обязуется частично возместить Церкви ущерб, нанесенный ей в XIX-XX вв., особенно в 1921 – 1990-х годах;
  • Двунадесятые праздники (12 великих праздников) объявляются праздничными и выходными днями.

Фактор инкорпорации иностранного влияния

Некоторые внедренные в Церковь еще в коммунистические времена агенты КГБ СССР, как, например, пресс-секретарь патриархии Грузии Шорена Тетруашвили, расширяют свое влияние внутри всё укрепляющейся и расширяющейся структуры Церкви. Вышеприведенные пункты конкордата, действующие фактически еще с 1991 года, и особый статус с совершенной обособленностью и закрытостью института Церкви, открывают возможности для ряда криминальных элементов, - искать и находить пути перехода в духовенство, что, несомненно, способствует криминализации внутри организации. В то же время, «серые кардиналы», подобные старым гэбистским кадрам, как Тетруашвили и новые их генерации (как Гиорги Андриядзе), пользуются открывающимися возможностями практически полного контроля над духовенством и все более плодящимися бизнесами, напрямую подконтрольными клирикам, или же создаваемыми ими. Возникает целый ряд вопросов - кто и в какой форме мог (может) стоять за этими, не просто агентами влияния, но и организаторами - шефами всей духовно-деловой сети. Это могли (могут) быть и иностранные государства, лоббирующие собственные интересы и проекты.

Церковь Грузии, благодаря своей надполитической позиции и исторически-общественной, социальной универсальности получила огромное доминирующее влияние в обществе и в грузинских диаспорах за рубежом, где были основаны грузинские иностранные епархии. Многие нуждающиеся граждане на фоне тяжелого социального положения обратились и обращаются за помощью и душевным успокоением к духовным лицам, т. е. - к Церкви. И это касается так же и власть предержащих, и финансово имущих слоев общества.

Как и в некоторых общенациональных европейских организациях, боровшихся за независимость своих стран в периоды оккупаций, тем самым заслуживших неограниченный авторитет, а затем (после обретения национальной свободы) пожинавших плоды данного авторитета и глубоких связей в обществе, так и Церковь Грузии, сегодня является огромным незыблемым организмом внутри государства. Можно даже сказать - гиперсиловой структурой страны. Структурой, которая обладает реальной силой и основополагающими влияниями в политической, силовой, бизнес сфере и так далее. Структурой, которая может выдвигать своих кандидатов в этих сферах и имеет свои креатуры даже на посты силовых министров и военных (вплоть до начальника генерального штаба). Данные влияния, возможности и одновременно закрытость данного института касаемо Грузии, видимо, превзошли даже потенциал Ватикана в Европе.

Церковь несколько раз даже демонстрировала, что может вывести, когда считает необходимым, на улицы от 300000 до полумиллиона граждан на мирные демонстрации. Иерархи - князья Церкви, как и столетия назад, сегодня являются гораздо большими феодальными владетелями, нежели католические кардиналы. И как раз у князей Церкви реальная сила в их епархиях.

Некоторые прогрессивно настроенные иерархи, как к примеру, митрополит Чкондидский Петр (Цаава) и митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили), в своих епархиях проводят работу по укреплению их краев, стремясь трудоустроить население в этих областях, внедриться в единую международную систему взаимоотношений. И эти персоны весьма открыты, как для общества, западных дипломатов, так и для медиа

Есть и другого типа иерархи, которые изменили своим давним национально-патриотическим позициям (некоторые даже обвиняют их в мракобесии), как например, архиепископ Схалтский Спиридон (Абуладзе), в народе именуемый «руси» (русский).

Государству, политическим и бизнес элитам приходится сильно считаться со всем этим.

Церковь Грузии является крупнейшим в стране землевладельцем и обладателем недвижимости (гражданской, в том числе). Недавнее исследование одной группы, профинансированной Фондом Сороса, доказывает это. Например, крупнейшим из иерархов Церкви обладателем гражданской недвижимости являлся недавно скончавшийся митрополит Кутаисский Калистрате (по этим исследованиям в его пользовании находится 35 000 кв. метров жилой площади). митрополит прокомментировал данную информацию так, что эти площади символично оформлены на него, не являясь его собственностью, а есть собственностью Церкви. Так же Церковь и ее представители полностью или же частично владеют целым рядом бизнес предприятий и объектов в различных областях коммерческой деятельности.

Последние два года на Грузинскую Церковь велась неприкрытая атака со стороны. Это касается явно искусственно инспирированного дела о «священнике-отравителе» Гиоргии Мамаладзе. С началом этого судебного процесса, был нанесен удар по одному из влиятельнейших митрополитов Грузии - Димитрию (Шиолашвили), племяннику патриарха и его зятю, являющемуся ранее влиятельным начальником охраны патриарха. Тем самым, прозападно настроенного митрополита Димитрия - как реального кандидата на патриарший трон - окончательно заставили уйти в тень.

Все говорит о том, что идет серьезная борьба за место нового будущего предстоятеля Церкви Грузии, и здесь прослеживается линия Российской Православной Церкви и ее адептов внутри Грузинской Церкви.

Стоит отметить, что наиболее принципиальную, христианско-гражданскую и открытую позицию в этих последних событиях заняли митрополит Чкондидский Петр (Цаава) и митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили). Именно эти и еще несколько иерархов выступают открыто против засилья кремлевских агентов внутри патриархии.

Необходимо отметить, со слов некоторых иерархов и архимандритов, что некоторые международные проекты, обсуждаемые Парламентом Грузии (или готовые к обсуждению) были целенаправленно провалены благодаря черному «пиару», исходящему изнутри Церкви, точнее некоторых ее кругов. Вслед за этим их подхватывала Россия. Эти проекты касались как самой Грузии, так и укрепления её Церкви за рубежом.

По последним исследованиям, опросам общественности NDI, проведенным весной 2019 года, Церковь Грузии намного обгоняет по популярности и доверию все остальные государственные и общественные институты страны.

Сейчас в преклонном возрасте его окружает группа во главе с пресс-секретарем, считающейся серым кардиналом, Шореной Тетруашвили

Позиция католикоса-патриарха Илии II – многослойна. Он всегда пытается быть медиатором между разными группами влияния в церкви. Сейчас в преклонном возрасте его окружает группа во главе с пресс-секретарем, считающейся серым кардиналом, Шореной Тетруашвили

Назначенный и ранее долго пребывающий в РФ местоблюститель патриарха митрополит Шио (Муджири) является как бы одинокой духовной персоной (вне группировок прозападных епархий и хорепископа Якова). Но он был явно выдвинут кругами РПЦ на данный духовно-административный пост сразу же после приезда официального представителя от РПЦ в Тбилиси. По информации грузинских СМИ, митрополит Шио является другом детства, а в настоящее время и духовным отцом экс-президента Грузии Георгия Маргвелашвили. Его также связывает дружба с бизнесменом Леваном Васадзе (тесно связанным с российским бизнесом), известным своей антизападной и во многом ретроградной риторикой. В общем, эта креатура России, как видим, совсем не одинока и снаружи Церкви.

Так же не однозначно в структуре Грузинской церкви была воспринята и новость о предоставлении Томоса Украинской православной церкви от Константинопольского Вселенского патриарха. В этом вопросе открыто поддержали Церковь Украины митрополит Потийский и Хобский Григорий (Бербичашвили) и митрополит Чкондидский Петр (Цаава), который встречался с послом Украины в собственной епархии в Мартвили - Чкондиди.

Год назад спикер украинского парламента Андрей Парубий призвал грузинского патриарха признать Томос

Год назад спикер украинского парламента Андрей Парубий призвал грузинского патриарха признать Томос

Хорепископ Яков не поддержал передачу Томоса Украине и этому есть свои причины. Часть Святейшего Синода Грузии, куда входят высшие иерархи Церкви, считает, что открытая поддержка Украинской Церкви вызовет полное отторжение от Церкви Грузии епархий Абхазии и Цхинвали уже на основе церковных границ, не имеющих ничего общего с границами государственно-политических образований. В этом случае РФ и РПЦ имеют как бы рычаг воздействия на Грузинскую Церковь.

Оппонируют же этой точке зрения названные выше прогрессивные митрополиты, считающие, что это уже никак не изменит ситуацию к худшему, сложившуюся в связи с тем, что грузинские священники уже давно не ведут богослужений на оккупированных территориях, так как физически не могут туда попасть, - их не пропускают российские и пророссийские власти сепаратистов.

В свою очередь, как отмечает Jamestown Foundation, всего лишь три епископа открыто выразили свою поддержку ПЦУ. Речь идет о митрополите Шемокмедском Иосифе, митрополите Чкондидском Петре и митрополите Поти и Хоби Григоле.

Еще шесть епископов (епископ Бодбийский Иаков, митрополит Цилканский и Душетский Зосима, титулярный митрополит Цуртавский Вахтанг, епископ Бельгийский и Голландский Досифей, епископ Северо-Американский Савва, архиепископ Дманисский и Агарак-Таширский, управляющий грузинскими приходами в Великобритании и Ирландии Зинон) - они, так или иначе, высказывали свою поддержку идее предоставления автокефалии ПЦУ.

В свою очередь остальные 38 епископов настроены против признания ПЦУ. Примечательно, что в их число входит и потенциальный преемник нынешнего главы Грузинской Православной Церкви – местоблюститель патриаршего престола митрополит Сенакский и Чхороцкуйский Шио.

В свете последних протестных событий лета 2019 года, в ходе которых выдвигается различными организациями и группами несколько основных условий (одним из которых является отставка министра МВД Георгия Гахария), нельзя не вспомнить, что именно Церковь в 2018 году выступила не только с критикой данного министра, как креатуры России, но и напрямую заявила, что «министр Гиорги Гахария является явно прорусским кадром и, если он попытается продвинуться в премьер-министры, то увидит, что с ним случится...». Соответствующее заявление прессе сделал влиятельнейший хорепископ Якова (Якобидзе). Является ли это случайностью - трудно с полной уверенностью утверждать, хотя слишком много совпадений говорят об обратном.

Некоторые высшие военно-силовые чины в стране так же были продвигаемы иерархами и являются креатурами Церкви.

Исходя из многих приведенных выше исторических, общественно-политических, социальных факторов, Церковь Грузии и сегодня является влиятельнейшим институтом, эдаким государством в государстве, сохранившим и закрепившим, по объективным причинам, свое влияние и на ментальном уровне в обществе.

Материал подготовлен в рамках проекта Южнокавказского филиала Центра исследований армии, конверсии и разоружения («ЦИАКР-Южный Кавказ»)

Теймураз Туманишвили, директор Кавказского Института стратегических исследований (GCSSI), Тбилиси, Грузия

Теймураз Туманишвили

"Главком", 11 августа 2019