«Нельзя расшатывать обретенную Церковь»

15.05.2019, 12:04
«Нельзя расшатывать обретенную Церковь» - фото 1
Какие последствия могут иметь заявления Филарета для новосозданной ПЦУ и Константинополя?

На фото:Рождественская литургия 7 января 2019 года в Софийском соборе, во время которой продемонстрировали Томос о предоставлении автокефалии Православной церкви Украины Вселенским патриархатом.ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Оптимизм и надежда, которые пережили украинцы в 2018-2019-ом по случаю объединения украинского православия и получения автокефалии от Константинополя, имеет все шансы смениться пессимизмом и разочарованием. Не хочется сгущать тучи, однако проблема действительно существует. Об этом свидетельствуют последние события и заявления бывшего главы УПЦ КП, а ныне — почетного патриарха Филарета. Соответствующий сюжет об опасной ситуации подготовил «ТСН. Тиждень».

Итак, Филарет на бланках и от имени уже ликвидированного Киевского Патриархата разослал архиереям Православной церкви Украины письма, в которых он приглашает архиереев на встречу в день праздника Макария 14 мая. Но предстоятеля ПЦУ митрополита Епифания на эту встречу не пригласили. «Разослал на своем бланке патриарха. А на каком я бланке должен? Дело в том, что Киевский патриархат не ликвидирован. Ликвидировать Киевский патриархат может тот, кто его создал», — заявил Филарет.

На самом же деле есть документ, в котором в частности стоит подпись Филарета о роспуске Киевского патриархата, а также есть его отказ от каких-либо должностей на имя Вселенского патриарха. Более того, 15 декабря в Святой Софии прошел объединительный собор, который создал новую ПЦУ, и около 70 украинских епископов от УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП избрали нового предстоятеля митрополита Епифания. «От 30 января ликвидирован окончательно устав об управлении УПЦ Киевского патриархата и зарегистрирован устав новой церкви», — напомнил руководитель Департамента по делам религий Министерства культуры Украины Андрей Юраш.

Историческое событие по объединению украинского православия, которое еще нуждается в большой работе, может подвергнуться ревизии на самом старте. Ведь по всему видно, что статус почетного Патриарха Филарета не устроил, хотя новоизбранный предстоятель Епифаний был именно его креатурой. Филарет сделал ряд заявлений, которые противоречат как результатам Собора 15.12.2018, так и единству ПЦУ. «То собор был не наш. То был собор Константинопольского патриархата. Поэтому на этом соборе не я председательствовал как патриарх, а председательствовал представитель Вселенского патриарха, потому это не наш собор. Это собор Константинопольской церкви», — считает Филарет.

Он признает предстоятеля Епифания, «но с этим предстоятелем раньше, чем он стал предстоятелем, было решение архиерейского собора нашего, что он представляет украинскую церковь извне, а руковожу украинской церковью я как патриарх. Такая была договоренность. На этом настаивал и президент. Сейчас не так». Филарет добавил, что Епифаний «должен сотрудничать» с ним как патриархом. Однако глава ПЦУ якобы за 4-5 месяцев ни разу не провел совместную службу и не общается. По канонам и логике вести службу должен предстоятель церкви Епифаний, однако Филарет, который называет себя патриархом, не соглашается на это.

Также Филарет подтвердил свое желание возобновить Киевский патриархат и свой патриарший устав: «Юридический механизм возвращения Киевского патриархата есть. Его не нужно возвращать. Он существует. Если есть патриарх, значит есть патриархат. Есть Киевская патриархия. И потому возвращать патриархат не нужно. И мы его и дальше будем возвращать. И будет патриархат. И причем не только будет не признанный. Наступит время, когда будет признан... Но изменение устава — это автоматическая потеря легитимности Томоса, который выдавался митрополии, а не патриархату. Филарет убеждает, что может самостоятельно сзывать собор. Однако Андрей Юраш говорит, что это невозможно: «Согласно уставу церкви, имеет право сзывать только предстоятель церкви вместе с годовым постоянным синодом церкви».

«В нашей долгожданной автокефальной ПЦУ происходят нездоровые процессы, связанные с попытками переформатирования статуса ПЦУ и властных полномочий между бывшим руководством УПЦ КП и новым руководством ПЦУ, — пишет в ФБ религиевед Татьяна Деркач. — По этому поводу по инициативе сообщества «10 тезисов» было написано обращение ко всем людям доброй воли, которые не хотят отката назад, возобновления Киевского патриархата, который уже отслужил свою службу и, как ступень ракеты, должен отделиться от самой ракеты и закончить свое существование. Иначе на землю упадет вся ракета».

«Мы убеждены, что Томос является большим даром Церкви-Матери, которая ради духовного освобождения Украины вынуждена была вступить в противостояние с амбициозной и циничной Московской патриархией и Российским государством. Поэтому мы должны отметить, что нынешние провокационные высказывания владыки Филарета относительно будущего развития ПЦУ посягают на каноническую репутацию Вселенского патриарха и открывают путь для масштабного пророссийского реванша», — говорится в самом обращении в защиту канонического статуса ПЦУ инициативной группы «10 тезисов для Православной Церкви Украины».

Как эксперты «Дня» оценивают последние события?

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

«СЕЙЧАС НА КАРТУ ПОСТАВЛЕНО ЕДИНСТВО ВСЕГО ВСЕЛЕНСКОГО ПРАВОСЛАВИЯ»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиеведения отделения религиеведения Института философии НАН Украины:

— Ситуация действительно сложная. Еще на Соборе 15 декабря 2019-го было очевидно, что Филарет просто так не сдастся. Действительно была договоренность о том, что Филарет отдает руководство Церковью своему воспитаннику Епифанию. Не зря же он ранее сделал его местоблюстителем своего престола в УПЦ КП. Но в какой-то момент он, возможно, засомневался, в те ли руки он отдает Церковь. В день Собора продолжалась потасовка, Филарета убеждали. Перед тем, как собрался Собор, КП фактически самораспустился. Я не знаю, что тогда было обещано Филарету, но он согласился на такой шаг. Возможно, потом он передумал и решил повернуть колесо Сансары в другую сторону.

Но мы же понимаем, что за этим поведением не только возраст Филарета и его досадный характер. На него давят со всех сторон, в частности те люди, которые благодаря Филарету получили все в этой Церкви за последние 50 лет, то есть со времени его поставления на Киевский престол. Конечно, эти люди смотрят на него, как на человека, который даровал им и статус, и в том числе возможности. Кроме того, есть моменты, о которых мы догадывались, но прямо не говорили. Мы привыкли к обвинениям наподобие «рука Москвы», и, возможно, в данном случае человек несознательно работает на Москву, но получается так, что льется вода на вражескую мельницу. Думаю, с Филаретом очень грамотно работают. Я не болею конспирологическими теориями, но я понимаю, что Украина является последним форпостом для Путина, и он будет делать все, чтобы не отпустить Украину. А если уже и отпустит, то с наибольшим вредом для нее.

Сегодня нам нужны как никогда процессы объединения. Я удивлена, почему Филарет, выдвинув Епифания, сейчас своей отцовской рукой не помогает ему выстраивать новую Церковь. Возможно, Филарет обижен на Епифания за то, что за последние пять месяцев последний был всего лишь 5-6 раз у Филарета, что он не остался на Пушкинской, где находится Филарет, а избрал другой офис. По-видимому, Филарет надеялся, что Епифаний будет молодым лицом, но старой системы управления, и таким образом через Епифания он будет руководителем новообразованной Церкви. А Епифаний дистанциировался от Филарета. Конечно, его тоже можно понять. Как можно относиться к отцу, который даже вывел из-под тебя финансовые потоки Церкви? Там очень сложные отношения. И я удивляюсь, что слабость церковных людей еще больше слабости мирян. Оказывается, что между ними есть куча конфликтов и противоречий. Даже вера в Бога им не помогает достичь взаимопонимания.

Это досадно, но это не значит, что наше гражданское общество не понимает эти опасности. Считаю, что должно появиться заявление относительно поддержки канонической новообразованной Церкви. Наверное, Епифанию стоит сходить к Филарету и поговорить с ним. То есть единственный способ достичь взаимопонимания — это разговаривать, вести диалог, коммуницировать. Это слабое место не только для нашей церкви и для общества. К сожалению, мы этого до сих пор не научились делать. Разве что СМИ становятся той площадкой, где можно пообщаться.

Константинополь расстроен. Оттуда вернулся Андрей Юраш, который рассказал, что там очень обеспокоены этой ситуацией. Случаи отозвания Томоса очень редки. Мы заплатили колоссальную цену за получение автокефалии, и нужно сделать все, чтобы Томос остался в Украине. Он должен быть не только бумагой, но и реальным признанием нашей Церкви и Константинополем, и всеми другими патриархатами. У Церкви есть свои законы, и их нельзя игнорировать. А когда предлагается отменить решение КП о самом роспуске — это есть нарушение элементарных законов логики. Назад вернуть ситуацию нельзя. Нужно думать, как ее решить в уже существующих обстоятельствах.

Нужно уметь сдерживать свой пыл и понимать, что кроме твоих личных интересов, есть интересы православной Церкви в целом. Ведь от этого пострадает не только Украинская Церковь, но и Константинополь — его авторитет. Остальные 14 церквей скажут: что это за Патриарх, который не смог сдержать свое слово. Варфоломей же тоже колоссально рисковал. Сейчас на карту поставлено единство всего Вселенского православия. Кому это все на руку? Конечно, Москве. Ведь их стратегический план и прогнозы исполняются, они же постоянно рассказывают миру, что украинцы не способны к созиданию.

Митрополит Епифаний очень переживает в связи со сложившейся ситуацией. И не так за свою судьбу, как за Церковь. Ведь столько надежд, такой шанс. Мы всему миру пытались показать, что мы способны к объединению, а тут произошел удар «исподтишка» от того, от кого менее всего ожидали этого удара. И из-за чего? Из-за того, что его, простите, не уважили, не пришли сослужить. У Филарета это всегда было, и такое поведение, скорее всего, было сформировано еще в советское время, когда к религии относились, как к феномену, от которого нужно было избавиться.

«РАЗ ЕСТЬ ПОЧЕТНЫЙ ПАТРИАРХ — ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ЕСТЬ ПАТРИАРХАТ»

Юрий ЧЕРНОМОРЕЦ, доктор философских наук, профессор, религиевед (facebook.com):

— Комментарий к словам почетного патриарха.

1. Раз есть почетный патриарх — это еще не значит, что есть патриархат.

2. ПЦУ дан статус автокефальной церкви, предстоятель которой — митрополит и носит титул Киевского митрополита. Дай Боже, чтобы в таком статусе признали другие поместные церкви, кроме Константинопольского патриархата, о своем патриархате говорить еще рано. Не менее лет пяти нужно чтобы прошло. И вообще — зачем патриархат? Нам нужна признанная автокефалия и единство, а не пышные титулы для предстоятелей.

3. Наличие двух киевских епископов и так все усложняет. Поэтому еще и претендовать на реальное предстоятельство после отказа от предстоятельства — ну это вообще полный канонический беспредел. Скорее, Янукович — легитимный президент, чем почетный патриарх — патриарх как предстоятель.

4. Двигаться в управлении Церковью нужно не в сторону укрепления Синода как митрополитбюро, а в сторону более частого созыва Архиерейского собора и решения максимального числа вопросов именно на нем. Общение епископов — большое дело. А два раза в год можно было бы и всех священников собирать: поговорить — раз и сослужить — два. Это было бы толково и красиво. А митрополитбюро — это все прошлое.

5. Если патриарх Филарет хотел сослужить с митрополитом Епифанием, но не хотел становиться на второе место — нужно было ехать в Стамбул, служить на Фанаре со Вселенским, и один бы стал с одной стороны, другой — с другой, а первое место было бы за Всесвятейшим Варфоломеем.

6. Собор, который состоялся 15.12.19, был собором украинского православия, Томос предоставлен украинскому православию. А председательствовал на соборе представитель Вселенского патриарха, а не п. Филарет, потому что сами украинские епископы об этом попросили. Если бы у кого-то было меньше гордости и глупости, то нужно было после реабилитации 11.10.18 собираться самим — и, как ожидал, что соберутся 14.10, в крайнем случае — 19.10, выберут Предстоятеля сами, руководящие органы изберут и тому подобное. Все это элементарная была вещь все сделать и дать грекам все готовое, они были готовы все одобрить. Нет, почему-то тянули, говорили вселенскому: вы созовите, у нас не выходит, а затем вместо «благодарим за помощь в ответ на наши просьбы!» — «это был собор Константинопольского патриархата». Боже, как это низко и подло по отношению к вселенскому православию, которое искренне помогло.

Рассказы о том, что кто-то кого-то не уважает, мало встречается с почетным патриархом и тому подобное, — полная неправда. Все были на 90-летии, и культ личности п. Филарета зашкаливал еще больше, чем всегда. И все — все до одного — были готовы и далее поддерживать этот культ и постоянное почитание. Рассказы, что кто-то от него отвернулся, — это просто манипуляция, как и все остальное. 8. Молодой команде нужно побольше работать над демонстрацией единства Церкви.

Иван Капсамун

«День», №81, 14 мая 2019