РПЦ и Оруэлл: Присяги против самих себя

19.11.2018, 16:23
РПЦ и Оруэлл: Присяги против самих себя - фото 1
В епархиях УПЦ (МП) прошел «парад» присяг. Но те, кто его затеяли, видимо, не читали текст самих присяг, ибо они явно не в пользу РПЦ.

В епархиях УПЦ (МП) прошел «парад» присяг. Но те, кто его затеяли, видимо, не читали текст самих присяг, ибо они явно не в пользу РПЦ.

―Вот, все смотрят и осуждают Вас. Все хотят, чтобы Вы уехали! Да Вы любого спросите. Где любой? А, вот он. Не хотелось бы Вам, чтобы Ланселот уехал?

―А то, как же! Да уж само собой, да!

―Вот, все в один голос, все! А Вы?

Кинофильм «Убить Дракона»

В прошедшие недели многие архиереи УПЦ решили провести ремейк этого эпизода известного фильма у себя в епархиях. Преосвященные вдруг стати «приводить клир и верующих к присяге» самим себе и своему начальству. Законодателем этой моды стал митрополит Тульчинский Ионафан (Елецких). Так 4 октября 2018 года он решил «поновить присягу верности святому Православию и Святой Церкви, принесённую каждым клириком при рукоположении в духовный сан». По иронии, сам инициатор, владыка Ионафан, был однажды запрещён в служении… «за клевету и нарушение архиерейской присяги» единогласно Синодом УПЦ 23 апреля 1991 года. Стоит также отметить, что Тульчинская епархия вообще славится своими «флешмобами». Предшественник владыки Ионафана на кафедре, епископ Ипполит (Хилько) очень любил приводить к присяге царю-страстотерпцу, устраивать массовые покаяния клириков и мирян в грехе цареубийства. Были ещё какие-то присяги против экуменизма. Всё массово, «под роспись» и с отчётностью, в лучших комсомольских традициях.

Как бы то ни было, инициативу митр. Ионафана переняли и коллеги. Вскоре с подобными флешмобами подтянулись Днепропетровская, КриворожскаяЗапорожская, Полтавская, Одесская, Ровенская, Кировоградская, Вознесенская, Александрийская, Харьковская, Северодонецкая и другие епархии. Владыка Ионафан даже умудрился «привести к присяге» духовенство и верующих Сумской епархии, когда был там с визитом. Впрочем, как выяснилось, ни клирики, присутствующие во время этого чина, ни тем более верующие, не поняли, что их кто-то приводил к присяге.

Все в один голос

Особенно забавно выглядят эти срочно организованные мероприятия на фоне пламенных уверений самих же организаторов: «В моей епархии никто автокефалии не хочет! Все, как один, сплотились вокруг Святой Руси, митрополита Онуфрия и патриарха Кирилла!». Возникает вполне логичный вопрос, если никто не хочет, и «все, как один» не собираются никуда переходить, то к чему этот парад присяг вообще? Причина его проведения до банального проста – неуверенность преосвященных в том, что «никто не хочет», а иногда именно уверенность, что очень многие (если не большинство) как раз хотят автокефалии и желают перейти в Поместную Церковь. И вот, наблюдаем парад присяг, отчёты в лучших комсомольских традициях о том, что «все, в один голос» не хотят автокефалии, и «все, в один голос» требуют, чтобы Константинопольские экзархи уехали из города. Да вы любого спросите!

Так, после проведения парада у себя в Тульчинской епархии, митрополит Ионафан (Елецких), сообщает: «По единодушному согласию духовенства Высокопреосвященнейший Ионафан, митрополит Тульчинский и Брацлавский, в ближайшие дни передаст Предстоятелю УПЦ, Блаженнейшему Митрополиту Киевскому и всея Украины Онуфрию, уверения в их полном сыновнем послушании, вместе с пожеланием неоскудеваемой помощи Божией в исповедническом служении Блаженнейшего владыки единству канонической Украинской Православной Церкви». Напомню, что исповедниками в православной традиции называют канонизированных святых, которые при жизни испытывали за свою веру гонения, включая физические страдания, заключения и пытки, но, не претерпев мученичества, умер естественной смертью. Сложно сказать, считает ли владыка Ионафан своего начальника уже умершим, канонизированным, гонимым и пытаемым, однако определённо, что он сравнивает «подвиг» митр. Онуфрия с подвигом тысяч действительных исповедников в истории Церкви, включая её новейший период. Оставим это совести владыки Ионафана, который тут же добавляет: «Мы, как верующие УПЦ и как граждане Украины, будем твёрдо отстаивать свои религиозные установления, каноническое устроение нашей Церкви и свои конституционные права». С этой формулировкой «за всё хорошее и правильное» сложно не согласиться.

Что ж, парады проходят, радуется начальство, получившее рапорты, радуются сами организаторы «на местах». Удивляет, конечно, наивная радость и даже умиление этих преосвященных от того, что «собственной харизмой» они якобы зацементировали нынешнее состояние своих епархий и «гарантировали», что «никто никуда не перейдёт».

Единодушие и уроки истории

О том, как священноначалие и клирики РПЦ относились к собственным присягам в истории уже приходилось писать. Много сказано и о том, чего стоят сегодняшние опросы и «единодушные ответы». В недавней истории Украины уже было подобное единодушие. 17 марта 1991 г. в Украине при высочайшей явке в 84% населения, 70% проголосовали «за» сохранение СССР, ответив на вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик». Подобно нынешним преосвященным, тогдашние партийные руководители «на местах» тоже радостно рапортовали начальству о единодушии народа, о том, что «все, как один». Однако всего спустя полгода, 1 декабря 1991 г. в Украине при той же явке в 84%, 90,5% проголосовали уже «за» независимость Украины, ответив на вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?». Очень жаль, что многие наши преосвященные не знают или не любят историю.

Формулировки опросов и присяг

Формулировки «референдумов» и присяг в епархиях немного разнились. Где-то была совсем общая: «присяга верности святому Православию и Святой Церкви». Где-то шла речь о том, чтобы «быть верными чадами Матери-Церкви во главе с ее Предстоятелем – Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием» (Кировоградская епархия). Где-то «засвидетельствовали верность Украинской Православной Церкви» (Ровенская епархия). Как правило, вопросы духовенству звучали в двойной формулировке. Например, в Одессе, вопрос звучал так: «Поддерживаете ли Вы сохранение существующего статуса Украинской Православной Церкви и позицию ее Предстоятеля, Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия?». На обе части предполагался единый ответ: «да» или «нет». Много уже было сказано о забавных формулировках этих присяг в стиле «поддерживаете ли Вы всё хорошее?». Сами такие формулировки дважды противоречат базовым правилам составления любых опросников: (1) нарушение нейтральности формулировки, (2) нарушение принципа изолированности вопросов, когда на несколько компонентов (напр., отношение к статусу организации и отношение к её руководителю) предлагается один ответ. Очень жаль, что многие наши преосвященные не знакомы с базовыми принципами составления опросов.

Несогласие из Одесской епархии

Большинство клириков Одесской епархии ответили на предложенный вопрос «да». Лишь несколько клириков ответили «нет». Вполне возможно, что среди них был и руководитель епархии, митрополит Агафангел (Савин). Ведь именно он многие годы говорил о необходимости пересмотра существующего статуса УПЦ и возвращения к прежнему статусу – Украинскому экзархату РПЦ – предполагающему сужение прав и урезания самостоятельности. В 2009 году на Предсоборном совещании УПЦ (МП) владыка Агафангел ратовал за пересмотр существующего статуса УПЦ (МП), предлагая упразднить статус «самостоятельной с правами широкой автономии» [Церкви – прим. ред.]. Не изменил он своей позиции и спустя несколько лет. Так, на вопрос: «Какой статус был бы оптимальным для УПЦ (МП): экзархат или автономная церковь?», владыка Агафангел ответил прямо: «Лично я считаю, что экзархат, как и было прежде», а вовсе не существующий статус УПЦ (МП).

Однако ирония для митр. Анафангела на этом не заканчивается. Раз уж дело дошло до «поновления присяги верности святому Православию и Святой Церкви, принесённую каждым из них при рукоположении в духовный сан», то следует напомнить и самому владыке текст ставленнической присяги. Итак, в своё время владыка «пред Всемогущим Богом и святым Его Крестом и Евангелием» присягал не только «проводить жизнь благочестивую, трезвенную, от суетных мирских обычаев устраненную, в духе смиренномудрия и кротости» но клялся «ни в каких политических партиях, движениях и акциях не принимать участия». Присяга заключается словами: «В заключение сего клятвенного обещания моего целую Святое Евангелие и Крест Спасителя моего. Аминь». Так сделал и нынешний митрополит Агафангел… многолетний член партии Регионов, и многолетний же депутат.

Нерукопожатые

Люди, хорошо знакомые с церковной жизнью в Украине не могут не обратить внимание, на тех, кто «приводит к присяге». Зачастую это люди, которые сами многократно забывали о собственных обещаниях и присягах, запросто отрекались от собственных слов, с лёгкостью отзывали подписи, отрекались от своих друзей и зачастую расплачивались со своими благодетелями ножом в спину… Те, кто молча смотрел, как их Предстоятеля, которому они клялись в верности, пытаются сместить или даже сами участвовали в смещении, при этом, разумеется, всегда себя оправдывая. То есть, это те самые «известные своей честностью, порядочностью и принципиальностью» церковные деятели, кто собственным примером демонстрировал отношение к любым словам, клятвам и присягам, как к пустоте; те, которые в приличных обществах давно стали бы нерукопожатыми. Что ж, для многих в Украине они уже стали таковыми.

Чего требует ставленническая присяга

Интересно, что ставленническая присяга требует прежде всего «Учение веры содержать и другим преподавать по руководству Святой Православной Церкви и Святых Отец; вверяемые попечению моему души охранять от всех ересей и расколов, а заблудших вразумлять и обращать на путь истины и спасения». Таким образом, исполнение присяги требует «охранять от расколов». Напомню, что 15 октября РПЦ разорвала общение с Константинопольской Православной Церковью, и согласно своим же (!) критериям, выпала из вселенского Церковного Тела и лишается благодати: «В Поместной Церкви, разрывающей общение с другими Церквами, выпадающей из вселенского церковного Тела, повреждается ее богосозданный строй, и она, в конце концов, лишается благодатных даров Святого Духа». Более того, по своим же критериям, высказанным главой ОВЦС митр. Иларионом (Алфеевым) РПЦ «исключила себя из канонического поля Православной Церкви и сама стала расколом», когда 17 мая 2007 года вступила в евхаристическое общение с «Карловацким расколом», потому что, по его мнению, «та церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля Православной Церкви. Вступление с раскольниками в евхаристическое общение является каноническим преступлением».

Таким образом, РПЦ согласно своим же критериям является расколом, как минимум с 2007 года. Кроме того, РПЦ в Украине является неканонической структурой согласно мнению Константинопольской матери-Церкви. Ставленническая присяга требует от каждого клирика «в молитвенное и каноническое общение с лицами, находящимися в расколе, не входить» и «охранять вверенных мирян от раскола», и «обращать на путь истины и спасения». Именно ставленническая присяга требует от каждого клирика разорвать молитвенное и каноническое общение с РПЦ и перейти в юрисдикцию, имеющую полноту общения с Поместными Церквами, вне зависимости от своих симпатий или антипатий к тем или иным поместным Церквам и правящим архиереям.

А ещё ставленническая присяга требует «без воли своего архипастыря не покидать место служения, куда определен, и самовольно никуда не переходить». Но кто же является архипастырем для архиереев в Украине на сегодняшний день? Известный канонист профессор епископ Христупольский Макарий (Гриниезакис) в своём докладе, прочитанном на Синаксисе Константинопольского Патриархата 1-3 сентября утверждает: «на основании святых канонов все митрополиты Киевские, прервавшие поминовение Константинопольского Патриарха, подлежат наказанию лишением сана. Не имеет значения, наложит ли Вселенский Патриархат наказание, предписанное священными канонами, это – церковная и каноническая реальность». В недавнем интервью BBC другой представитель Константинопольского Патриархата архиепископ Телмисский Иов (Геча) поясняет: «С канонической точки зрения это означает, что сегодня в Украине УПЦ (МП) больше не существует. Все архиереи в Украине де-факто являются архиереями Вселенского престола, и они теперь должны ждать директивы Вселенского патриархата относительно своего дальнейшего функционирования». Таким образом, именно ставленническая присяга требует от православных епископов и клириков в Украине в своих действиях руководствоваться указаниями Константинопольской матери-Церкви, если, конечно, эти архиереи и клирики действительно православные.

P.S.

В конечном итоге, очень хорошо, что владыка Ионафан и его коллеги побудили множество клириков открыть текст ставленнической присяги и поновить свои обещания. Не, уверен, впрочем, заглядывали ли в текст они сами. Что ж, Господь ироничен, и часто открывает истину нелинейными путями.

Иллюстрации взяты из интернета 

Владимир Мельник

"Церквариум", 17 ноября 2018