Наша церковь

15.11.2018, 19:12
Наша церковь - фото 1
Во вторник Петр Порошенко встретился с представителями группы архиереев УПЦ МП, поддерживающих предоставление Украине Томоса и создание Единой поместной украинской церкви

Во вторник Петр Порошенко встретился с представителями группы архиереев УПЦ МП, поддерживающих предоставление Украине Томоса и создание Единой поместной украинской церкви

ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Президент Украины Петр Порошенко 13 ноября встретился с группой архиереев УПЦ МП в столичном Украинском доме. Но встреча эта состоялась только с отдельными представителями УПЦ МП, которые поддерживают создание единой поместной украинской церкви. Перед этим другие представители УПЦ МП провели собор архиереев в Киево-Печерской лавре, проигнорировав предложение Президента встретиться и конструктивным путем найти общий язык в период, когда очевидной является возможность получения украинской церковью Томоса от Константинополя.  Официальное объяснение от пророссийского крыла УПЦ МП такого игнорирования — невозможность проведения встречи вне церковной территории. При этом прибавили, что встреча с главой светской власти еще возможна.

В свою очередь, архиепископ Черниговский и Нежинский, управляющий Информационным управлением Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Заря объяснил выбор встречи в Украинском доме на своей странице в «Фейсбуке» в частности тем, что Украина находится в состоянии войны, а следовательно, «Глава государства — должен находиться под особой охраной», и это значит, что «это его приоритет — определять место для проведения встречи». Кроме того, по словам Евстратия Зари, доныне состоялись встречи Петра Порошенко с епископатами УПЦ КП и УАПЦ. Поэтому встреча с епископатом МПвУ — логическое продолжение этого ряда. Резюмируя, Заря заявил: «Демонстративный демарш руководства МПвУ призван показать всем, что оно, чувствуя за собой «плечо Москвы» — откровенно презирает не просто Петра Порошенко, а Президента Украины и в его лице — государство, Главой которого он является».

Напомним, 11 октября Синод Вселенского патриархата постановил, что продолжает процесс предоставления автокефалии украинской поместной православной церкви. Такие шаги со стороны Константинополя вызывали немалое раздражение в Кремле и в РПЦ. Не удивительно, что УПЦ МП, что является фактическим филиалом РПЦ, поддержала позицию своих патронов и кураторов. Но в УПЦ МП есть часть прогрессивных священников, которые не воспринимают российской доминирования в Украине через церковь и настаивают на необходимости объединения в единую поместную православную церковь. Именно они и пошли на встречу с Президентом во вторник.

Однако остается открытым вопрос — на самом ли деле готовы украинские церкви и прежде всего их верующие к такому объединению. Ведь формальное предоставление Украине Томоса — это, так сказать, решение на верхних ступенях церковной иерархии. И здесь сверхважной является необходимость обстоятельного общенационального диалога.

«ПОСЛЕ ТОМОСА НАМ ЕЩЕ ПРИДЕТСЯ СТРОИТЬ ЕДИНУЮ ЦЕРКОВЬ»

Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, заведующая отделом истории религий и практического религиоведения отделения религиоведения Института философии НАН Украины:

— Оценивать будущее объединение украинских церквей очень сложно. И в настоящее время начнут проявляться те проблемы, которые для нас, аналитиков, были очевидны, а для политиков — нет, ведь они мыслят в другогом ракурсе. Политики часто предпринимают какие-то шаги, не советуясь с экспертами, и таким образом делают выводы и шаги, видя лишь вершину айсбергуа. В конечном итоге все произошло, как мы и ожидали. У меня не было даже сомнений в том, что УПЦ МП не присоединится к этому процессу. По крайней мере, не будет массового перехода и общего решения. Даже если бы руководство УПЦ МП было бы таким прогрессивным и решило бы присоединиться к единой украинской церкви, то сами массы не готовы к этому. Когда я лично спрашивала еще митрополита Сабодана лет 10 назад, когда улучшились у них отношения с Филаретом, почему они не идут на объединение, то получила ответ, что они готовы это сделать хоть сегодня. Но прибавил: а что скажут люди? И это правильно, что они оглядываются на мнение своей паствы, но при этом ничего не делали для того, чтобы это мнение изменилось за этих 27 лет. Греко-католики над этим работают, пятидесятники работают, даже адвентисты работают. За 27 лет церковь Московского патриархата не сделала своих прихожан патриотами Украины.

Сейчас мы имеем целый клубок очень трудных и сложных вопросов. Нужно быть готовыми к тому, что если мы получим Томос, то на определенном этапе это будет означать, что разделение случится не только внутри православной церкви в Украине, но и во вселенском православии. И деление это уже состоялось. Это событи веса 1054-го или 1686 годов. В настоящее время мы находимся в точке бифуркации, и нам нужно консолидировано определиться. Но никто Украину все это время к такому шагу не готовил. Нужно понимать, что свидетельство о браке       — это только официальная бумага, которая не гарантирует возможный развод. Семья создается не в ЗАГСе и не одномоментно. Следовательно, после Томоса нам еще придется строить единую Церковь. Поэтому остается вопрос — есть  ли создатель такой Церкви? Какая стратегия? Мы слышали только от некоторой части интеллектуалов от УПЦ о таких планах, в частности от отца Коваленко, от отца Лесенко и тех, кто их поддерживает. Они исповедуют создание открытого православия и заявили об этом создании Единого православного университета. Читаем их устав и понимаем, чего именно хотят эти люди нашей православной Украины, нашей единой церкви. А они хотят европейского прогрессивного православия. Конечно, не в нарушение священных канонов, но и не упираясь в формальные догматы.

«ПОВЕДЕНИЕ УПЦ МП НЕКРАСИВОЕ И НЕРАЗУМНОЕ»

Руслан ХАЛИКОВ, президент молодежной организации религиоведов:

- Для того, чтобы объединиться, требуется длительный диалог и само желание для объединения. Та встреча, которая состоялась во вторник, на самом деле должна была состояться еще в марте. Разумеется, что без диалога с УПЦ МП нельзя просто так создать единую церковь. То, что во вторник полноценного диалога не произошло, - это печально, но при этом я убежден, что это не помешает созданию единой церкви. Но она не будет такой единой, как хотелось бы. С точки зрения Константинополя и вообще здравого смысла, в единую церковь должны войти все православные церкви, которые есть в Украине. Конечно, поведение УПЦ МП некрасивое и неразумное, ведь за ними не только их личные представления или амбиции, но и вера и интересы всех верующих, стоящих за ними. Убежден, что в тактическом плане мы сейчас будем наблюдать усиление конфронтации прежде всего между УПЦ КП и УПЦ МП. Но объединение в стратегическом плане не может состояться без временных столкновений, но в будущем мы будем иметь нашу полноценную единую православную украинскую церковь.

«ДЛЯ ОБЪЕДИНЕНИЯ НЕОБХОДИМО УМЕНИЕ ВЕСТИ ДИАЛОГ»

13 ноября состоялся экстренный Собор Украинской Православной Церкви Московского патриархата. На нем церковные иерархи приняли постановление, в котором назвали недействительным решение Синода Вселенского патриархата о признании предстоятеля УПЦ КП Филарета и Украинской автокефальной православной церкви Макария каноническими епископами, а также отказались присоединяться к единой поместной церкви. Митрополит Винницкий и Барский Симеон действительно не поставил под этим постановлением свою подпись. Это подтвердил газете «День» секретарь управления Винницкой епархии УПЦ Протодьякон Владислав ДЕМЧЕНКО.

«Владыка выразил несогласие с принципиальными пунктами этого Постановления, в частности относительно необходимости разрыва евхаристического единения, то есть сопричастия с Вселенским Патриархатом. Кроме этого, митрополит Симеон вел дискуссию относительно необходимости обязательного покаяния для тех, кто находился в расколе, как это зафиксировано в Постановлении. Владыка апеллировал к историческому опыту Поместных Церквей, в том числе и Русской Церкви, которая совсем недавно, в 2007 году, без всякого акта покаяния, обновила евхаристическое общение с Русской Зарубежной Церковью, которую до этого называла раскольнической. Аргументированного и четкого ответа на этот вопрос митрополит Симеон не получил, и это также не дало ему морального права подписывать соборное Постановление», — заметил Владислав Демченко.

Вместе с тем он прибавил, что процесс предоставления автокефалии Православной Церкви в Украине двигается — и чем дальше, тем быстрее, но пока еще без активного участия УПЦ.

«13 ноября должна была состояться встреча нашего епископата с Президентом Украины, где каждый из архиереев имел уникальную возможность вести диалог с Главой Государства и поставить ему те, возможно, острые вопросы, которые волнуют не только владык, но и священников и верующих, но, как мы знаем, общение не состоялось, и это меня досадно поразило, — добавляет секретарь управления Винницкой епархии УПЦ. — Ведь, по моему мнению, главное, что сейчас нужно для объединения православных в Украине — это умение вести диалог как между представителями Церквей, так и между Церковью и властью. Закрытость заводит любую проблему в тупик, а готовность к общению, наоборот, дает возможности ее решить. Как и каждый христианин, я оптимист, а поэтому верю, что Бог поможет решить все проблемы, которые в настоящее время возникли вокруг процесса предоставления автокефалии Православной Церкви в Украине, и через какое-то время никто из православных украинцев уже не будет называть друг друга раскольником, а только братом в Христе».

 Валентин ТОРБА, «День»; Олеся ШУТКЕВИЧ, «День», Винница

Валентин Торба

"День", 14 ноября 2018