Директор Фонда святителя Григория Богослова, помощник председателя ОВЦС МП ЛЕОНИД СЕВАСТЬЯНОВ: «После разрыва с Константинополем необходимо вернуться к древнерусской, старообрядческой идентичности»

12 октября 2018, 17:38 | Общество-дайджест | 2 |   | Код для блога |  | 

Беседовал Александр Солдатов

«Credo.Press», 12 октября 2018

«Credo.Press»: Как Вы восприняли решение Патриарха Варфоломея и Синода Константинопольского патриархата признать иерархическое достоинство Патриарха Филарета (Денисенко) и восстановить ставропигию Константинополя в Киеве?

Леонид Севастьянов: Я считаю, что нынешний кризис между РПЦ МП и Константинополем является не простым и совершенно не сравнимым с кризисом 20-летней давности по поводу юрисдикции в Эстонии. Нынешний кризис является системообразующим или кризисом парадигмы РПЦ последних 400 лет.

В самом деле, Патриархом Никоном была построена новая парадигма. Реформы Никона в XVII веке были проделаны исключительно ради единства русских с малороссами (украинцами) и греками. Ради реформ была вырезана в буквальном смысле третья часть русского народа. Почти во всех монастырях (не только в Соловецком) уничтожено русское монашество и заменено на малороссийское. То же касалась и епископата. Гетто и сжигание русских людей начались именно тогда.

Реформа явилась основой онтологического разделения русских, которое привело и к 1917 году. И вот сейчас, когда рушится пресловутое единство с малороссами и греками, возникает вопрос: а жили ли мы в правильной парадигме? Ради чего пошли на столь высокую цену, уничтожив цвет русского народа в XVIIвеке и подвергнув суровейшим гонениям на протяжении XVIII-XX веков русских, выступающих за свою самобытность?

Теперь руководству Церкви придется ответить своей пастве именно на этот вопрос.

— И как Вы предлагаете ответить?

— Я предлагаю вернуться к русской церковной парадигме. Необходимо осознать ошибочность действий реформаторов в XVII веке и реабилитировать лидеров сопротивления – таких, как протопоп Аввакум, святитель Павел Коломенский и боярыня Морозова. Мы должны жить русскими ценностями и в русской парадигме. Возврат должен быть радикальным — вплоть до возврата двоеперстия и всех других литургических особенностей Древней Руси, включая повсеместное знаменное пение. Только тогда мы сможем вновь мобилизоваться и легко выйти из грядущего религиозно-идеологического кризиса.

— Леонид, Вы долго работаете в ОВЦС МП. Что конкретно Вы сделали для смены парадигмы, о которой говорите, или чтобы предотвратить нынешний кризис?

— Я думаю, многие знают, что в моспатриархийной системе я всегда был голосом старообрядчества. Я всегда говорил о рисках, связанных с отказом от своей идеологической идентичности в пользу малороссийской и греческой. Я всегда говорил о необходимости возврата к русскому древнему благочестию, начиная хотя бы с того, чтобы дать единоверцам своего епископа. Кроме того, мы с самого начала — еще 10 лет назад — потратили большие усилия на продвижение концепции Ростова Великого как основного символа Русской Церкви. К сожалению, нам было сказано, что не Ростов Великий, а Киев является «матерью городов русских», и проект был закрыт. Но если Киев — мать городов русских, то глупо обижаться на решения своей мамы, если она после смерти папы нашла другого…

— Как бы Вы относлись к восстановлению юрисдикции Константинополя в России – для тех общин, которые не захотят «восстановить идентичность» и вернуться к старообрядческой парадигме?

— Константинополь действительно не является частью русской старообрядческой парадигмы. В Константинополе нет Божественной Шехины (особого Божественного присутствия) с XV века. Она находится в России. Об этом говорит мистический опыт старообрядчества. Константинополь как современный идеологический центр является креатурой никонианства. Именно никонианство на протяжении четырех веков занималось его реконструкцией. Для старообрядчества же только Русь и Третий Рим являются сувереном истины. Вне этого все остальное имеет относительную, инструментальную ценность.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
2комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Fr. Valerii | 14 октября 2018, 21:08
    Комментировать комментарий

    "Я всегда говорил о необходимости возврата к русскому древнему благочестию, начиная хотя бы с того, чтобы дать единоверцам своего епископа" - Але тут є один цікавий нюанс ... Російські старообрядці не визнають християнами ані РПЦ ані "единоверцев".

  • velovs@ukr.net | 12 октября 2018, 19:03
    Комментировать комментарий

    Вот, как чётко видим, этот адепт т. наз. "русской старообрядческой парадигмы" весьма неплохо сознаёт и понимает всю существенную разницу и принципмальные отличия между историческими - МОСКОВСКОЙ и КИЕВСКОЙ церковными традициями и духовно-ментальными идентичностями. ---------- Ну что же: пусть эти горделивые "русские" (московиты) и возвращаются (самоизолируются) к этим своим "исконным" - давнетрадиционным "самобытным корням": по сути, полудиким таёжно-медвежьим углам и берлогам и непроходимым болотным топям их мракобесного "ІІІ Рима"!!! Как говорится, "счастливого пути" и "скатертью дорога". :)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Мониторинг СМИ

Последние комментарии

  • Михаил | 12 декабря 2018, 13:30

    Единственное умное решение среди всего бреда с "автокефалией" и "собором" - передача Андреевской церкви. Теперь её хотя бы будет занимать каноническая церковь

  • Halo | 12 декабря 2018, 11:19

    Мій респект також "кривавому пастору" Ось цитата з Турчинова: "Для початку хочу публічно підтримати позицію депутатів Івано-Франківської обласної ради, що виступили на захист сімейних

  • Михаил | 12 декабря 2018, 09:49

    Как я и предсказывал, "собор" ещё не собрался, а Денисенко уже интригует и ставит всех на уши. То ли ещё будет, ой-ей-ей! Предлагаю на "соборе" объявить Денисенко "почетным

  • qazwsxedc12 | 11 декабря 2018, 22:41

    дії РПЦ в Україні політичні тому ними цікавиться політична поліція СБУ

  • velovs@ukr.net | 11 декабря 2018, 19:53

    Так це лише ТЕ (75 прим.), що там їм, правоохоронцям, наразі вдалося ВИЯВИТИ й, відповідно, вилучити! А скільки вже розповсюджені? А скільки ще ЗБЕРІГАЮТЬСЯ в інших місцях і схованках? Отож! І ніяк