Жизнь после Томоса

12.10.2018, 15:58
Жизнь после Томоса - фото 1
Для объединения украинского православия нужна интеллектуальная и духовная работа. Об этом, в частности книга «Дня» — «Повернення в Царгород», издана в 2015 году...

Фото Вячеслава Мадиевского

Для объединения украинского православия нужна интеллектуальная и духовная работа. Об этом, в частности книга «Дня» — «Повернення в Царгород», издана в 2015 году...

«Все будет хорошо», — сказал архиепископ Памфильский и Западной епархии УПЦ в США Даниил перед участием в Синоде Вселенского патриархата. Вместе с епископом Эдмонтонским  и Западной епархии УПЦ в Канаде Илларионом они должны были отчитаться на заседании Синода по результатам визита в Украину. В Киеве экзархи Вселенского патриархата находились в рамках подготовки к предоставлению автокефалии православной церкви в Украине. Ожидается, что Синод 9-11 октября рассмотрит отчет и примет решение о предоставлении Томоса.

Последние полгода тема автокефалии для православной церкви в Украине — одна из основных на повестке дня. Причем, не только в нашей стране, но и во всем мировом православии. Самого же решения украинцы ожидают уже веками — после того как в начале XIV века престол Киевской митрополии был перенесен без канонического разрешения Матери-Церкви в Москву, потом в 1686 году Москва незаконно подчинила себе Киевскую метрополию, а вначале 1990-х расколола украинское православие. 

Решение Константинополя об автокефалии православной церкви в Украине с последующим объединением украинских православных церквей будет иметь историческое и цивилизационное значение не только для нашей страны, но и для Москвы. Ведь после этого позиции Русской православной церкви в мировом православии существенно покачнутся. Не говоря уже о том, что Москва потеряет искусственно присоединенные к своей идентичности корни Киевской Руси. То есть предоставление Томоса станет серьезным ударом по России. Потому и такое безумное сопротивление.

 

«ХОРОШИЕ НОВОСТИ ИЗ СИНОДА, — НАПИСАЛ У СЕБЯ В ФБ АРХИЕПИСКОП УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КИЕВСКОГО ПАТРИАРХАТА ЕВСТРАТИЙ (ЗАРЯ). — СРАЗУ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ИСТОЧНИКОВ ПОСТУПИЛА ИНФОРМАЦИЯ О ДВУХ ОЖИДАЕМЫХ РЕШЕНИЯХ СИНОДА ВСЕЛЕНСКОГО ПАТРИАРХАТА. 1. ОБ УДОВЛЕТВОРЕНИИ АПЕЛЛЯЦИИ ПАТРИАРХА ФИЛАРЕТА (А ТАКЖЕ АПЕЛЛЯЦИИ МИТРОПОЛИТА МАКАРИЯ). 2. О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННОЙ АННЕКСИЮ КИЕВСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ЦЕРКОВЬЮ В 1686 Г.» / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «ДЕНЬ»

Нужна большая духовная и интеллектуальная работа с украинским обществом. Наше издание эту работу провело наперед, издав в рамках Библиотеки «Дня» еще в 2005-м книгу «Апокрифи Клары Гудзик» (о христианстве, церкви, общественной морали, человеческих отношениях, языковых проблемах.), в 2011-м «Сила м’якого знака» (о глубине и могуществе наших исторических и государственных корней — Киевской Руси), в 2015-м «Повернення в Царгород» (о том, что в Византии корни нашего христианства и культуры).

Когда готовился номер, еще не было официальной информации о результатах заседания Синода Вселенского патриархата. Но будет решение о предоставлении Томоса сейчас или на следующих заседаниях Синода — это уже вопрос времени. В Константинополе неоднократно подчеркивали, что решение принято — дальше важно правильно его оформить. А теперь давайте заглянем на шаг вперед и остановимся на вопросах: что будет после предоставления Томоса? Готовы ли украинские православные церкви к объединению?

«Украинская церковь является одной из наибольших православных Церквей и имеет свыше тысячелетнюю историю христианства, — говорит в интервью censor.net.ua Архиепископ Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Заря). — Мы говорим об образовании на основании предоставления Томоса одной Церкви — единой поместной Украинской Православной Церкви. В соответствии с канонами, поместная Церковь — это одна-единственная Церковь. Поэтому Церковь Московского Патриархата должна носить то название, которое ей определено, — Русская Православная Церковь в Украине. Поместная Церковь будет состоять из всех тех, кто обратился к Вселенскому патриарху с просьбой  автокефалии. Это иерархи Киевского патриархата, Украинской Автокефальной Православной Церкви и часть из Московского патриархата. Все они являются представителями Украинской Церкви, пока разделенной, и по получении Томоса объединятся в единую Украинскую Православную Церковь, а уже она получит Томос физически. То есть нельзя сказать, что ниоткуда появится новая структура, но и нельзя сказать, что какая-то одна из существующих Церквей получит Томос. Об объединении Церкви будет объявлено на Соборе, равно как и проведены выборы предстоятеля. А с точки зрения церковного руководства и с точки зрения жизненного опыта лучшей кандидатуры нет. Поэтому мы от УПЦ КП будем выдвигать патриарха Филарета как предстоятеля единой Церкви. Если будут другие кандидатуры, то они могут быть внесены на рассмотрение Собора, и если будет поддержка архиереев, то эти кандидатуры будут вынесены на голосование. Пока никто не заявлял о другой кандидатуре».

«Дело историческое. По этому делу следует отбросить все амбиции, — говорит в интервью espreso.tv глава Украинской Автокефальной Православной Церкви митрополит Макарий. — Когда будет решение (о предоставлении Томоса — Ред.), тогда Священный Синод и Всесвятейший Патриарх дадут совет, что нам делать. И дай Бог, чтобы к тому совету все прислушались. Относительно УАПЦ я могу давать гарантию, мы несколько раз обращались к Вселенскому Патриарху в течение трех лет, что я возглавляю церковь — мы согласны. Если будет решение Вселенского Патриарха с патриаршим укладом, это бы было замечательно. Но если не будет, то мы готовы и на митрополию. Вот Патриарх Филарет хочет патриарший уклад. У нас нет патриарха, нам не нужно снимать никому куколь, — ради того, чтобы Украина становилась духовно самостоятельной, я согласен на все. И сейчас меня не интересует, кто будет ее возглавлять! Я переживаю, чтобы не было конфликтов между духовенством. Чтобы мы не делили место, чтобы мы не конфликтовали друг с другом. Если все будет мирно, когда будет Томос, и в Христе и единении со Вселенским Патриархом, то все мирно потянутся, и Москва здесь будет бессильна, я убежден. Православная церковь во главе с Онуфрием должна сделать заявление и отойти от Москвы. Но прежде всего, следует отойти от Москвы. Я говорил когда-то митрополиту Онуфрию: «Найдите в себе силы, найдите».

«Издание Томоса об автокефалии предоставляет для украинского православия уникальную историческую возможность — возобновить церковное единство в лоне единой поместной Церкви, — пишет в ФБ митрополит Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Украинской православной церкви Московского патриархата Александр (Драбинко). — Но не потеряем ли мы этот шанс? Скажу откровенно. По моему мнению, риски потерять возможность возобновить церковное единство на базе Томоса об автокефалии сегодня достаточно большие. Я не скрывал и не скрываю, что являюсь сторонником автокефалии Украинской Церкви и не вижу сегодня другого способа ее (автокефалии) установления, чем издания соответствующего Томоса. Но решение об участии в объединительных конкретных мероприятиях я на сегодня еще не принял. Объединение невозможно без прощения и замирения. Украинская Православная Церковь и Киевский Патриархат действительно могут с Божьей помощью объединиться в единую Церковь. Но путь к этому объединению не может пролегать посредством давления или лукавства. К единству может привести только христианская любовь. Мы должны забыть о языке ненависти. О языке, где верующие Киевского Патриархата определяются как «филаретовские раскольники», а верующие УПЦ — как «раскольники харьковские». Новейшая церковная история свидетельствует — борьба за автокефалию Украинской Церкви была бы невозможной без патриарха Филарета. Но из новейшей церковной истории невозможно вычеркнуть и имя Блаженнейшего Митрополита Владимира. Отдавать «свое» — это трудно. Определять и исправлять свои ошибки — это трудно. Просить прощения — это трудно. Прощать — это трудно. Но другого пути к настоящему церковному единству у нас просто нет».

Это виденье механизмов объединения представителей разных православных церквей. А теперь следующий вопрос — проведена ли предварительная внутренняя работа, согласовали ли эти вопросы? И еще — насколько в Украине подготовились к российским провокациям, ведь в Москве уже заявляют о будущих «конфликтах»?

«НАСТУПИТ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАЖДОГО ЕПИСКОПА ОТНОСИТЕЛЬНО ОБЪЕДИНЕНИЯ»

Александр САГАН, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник отделения религиоведения Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины:

— Открытым остается вопрос — после предоставления Томоса будет Архиерейский или Поместный собор? Определенности пока нет. В целом же, наступит индивидуальная ответственность каждого епископа за решение, которое он примет, потому что у нас объединяются не церкви, а иерархи и верующие. Много чего будет зависеть от того, какая кандидатура выиграет выборы предстоятеля будущей единой поместной православной церкви. За многие годы накопилось немало личных взаимных претензий и невосприятия между иерархами. Поэтому здесь нужна индивидуальная работа, чтобы накопленные обиды были сняты. Я не думаю, что это слишком сложная проблема, была бы добрая воля и желание всех. В конечном итоге, сравнивая суть проблемы с  тем, что нужно сделать, личные обиды должны отойти на задний план.

Я оптимистично смотрю на проведение собора и образование поместной церкви. Получение Томоса введет украинское православие в мировую православную общину евхаристийно признанных церквей. Томос может решить много проблем церковного и национального масштаба. Также я ожидаю качественного изменения самого православия.

Я не знаю случаев, чтобы представители трех православных украинских церквей собирались для обсуждения вопросов будущего объединения. Думаю, это как раз было задачей экзархов Вселенского патриархата — встретиться с представителями УПЦ КП, УПЦ МП и УАПЦ. По крайней мере, это должно было состояться с теми иерархами, кто подписал обращение к Константинополю. Думаю, во время этих встреч была выработана стратегия последующей работы. Так должно быть. По моему мнению, когда будет Томос, объединительные процессы должны состояться достаточно быстро — нахождение понимания перед великой целью.

Остается открытым другой вопрос — могут ли прийти на общий собор те архиепископы, которые не подписали обращение к Вселенскому патриарху, то есть представители Московского патриархата? Думаю, этот вопрос также должен быть урегулирован Константинопольским патриархатом. Ситуация, которая складывается на сегодня, заключается в том, что они могут прийти, но голосовать не смогут. По крайней мере, об этом мы слышим в заявлениях глав Киевского патриархата и других экспертов. Скорее, окончательное решение будет принято на самом объединительном соборе. Конечно, этих людей отбрасывать нельзя ни в коем случае. Их нужно привлекать к процессу, потому что стоит большая цель.

Что касается силовых сценариев и захвата недвижимости, то об этом говорит исключительно Московский патриархат и РПЦ. Ни Киевский патриархат, ни Автокефальная Церковь никакого заявления по этому поводу не делали. Было только заявление патриарха Филарета, что украинские святыни (церкви, лавры) будут в поместной церкви, но не говорилось, что это случится немедленно. Шла речь о перспективе. В конечном итоге, церкви и лавры принадлежат людям, и если они решат изменить юрисдикцию, это их право, кто им может запретить. Думаю, со стороны УПЦ КП и УАПЦ никаких радикальных акций не планируется.

Когда представители Московского патриархата говорят о конфликтах, то создается впечатление, что они уже знают, какими будут эти сценарии, когда искусственно организуются силовые акции, а затем идут обвинения государства и оппонентов, что, мол, они не придерживаются норм свободы совести. В конечном итоге, выходит странная ситуация, ведь если рассматривать позицию христианина, православного, то тех, кто, по их мнению, находились в «расколе» и хотят выйти из него, можно только приветствовать. А у нас Московский патриархат преподносит это как какую-то трагедию. Им нужно пересмотреть свою позицию. Если они православные,  как они могут делать из такой ситуации проблему?

Я верю, что у нас на сегодня достаточно трезвомыслящих людей, которые не допустят искусственной эскалации ситуации.

 

 

Иван Капсамун

Газета «День», №185-186, 11 октября 2018