Восемь ошибок митрополита Онуфрия

3 октября 2018, 18:44 | Общество-дайджест | 0 |   | Код для блога |  | 

Николай Митрохин

orthodoxia.info, 3 октября 2018

Данный текст написан и публикуется не для того, чтобы кому то «помочь советом», «улучшить» или «покритиковать». Он анализирует деятельность руководителя крупной общественной структурой, которой является УПЦ. Мои исследования УПЦ длятся более 20 лет, но в то же время мне приходилось заниматься изучением деятельности других крупных религиозных и общественных организаций (РПЦ, ЦК КПСС, движение русских националистов, УПЦ КП, УГКЦ) и их начальников.

Деятельность митрополита Онуфрия интересует меня с 1998 г., когда состоялась первая (и последняя на данный момент) наша встреча. После его избрания главой УПЦ мне пришлось писать аналитическую статью о его первых шагах, опубликованную в английской и немецкой версиях. Данный текст, развивает эту тему и открывает площадку для дискуссии. К сожалению, оценка деятельности главы УПЦ возможно только на основе его публичных действий. Просьба о новом интервью в июне 2018 г. для выяснения его позиции в современной ситуации была отклонена. Разумеется, мотивы и поведение митрополита Онуфрия активно обсуждались автором с самыми разными людьми в граде Киеве, имеющими отношение к сфере православной религиозности и украинской политики.

В тексте деятельность митрополита Онуфрия проанализирована в формате очевидных стратегических и тактических ошибок, которые по мнению автора были совершены по воле руководителя УПЦ, и не были вызваны объективными обстоятельствами «необоримой силы».
После столь длинного вступления должного снять часть неизбежных в социальных сетях реакций вызыванных недопониманием целей и мотивов автора, перейдём к делу.

Итак, ошибка первая: митрополит Онуфрий приехав в Киев из Черновцов, продолжает тот стиль правления, который он ранее там проводил. А именно: одинокий, умный человек сидит в своей резиденции, разные люди идут к нему на поклон, а он умело решает их проблемы к своей (и епархии) выгоде. Однако Киев – не Черновцы, куда он, как бывший иподиакон патриарха Пимена, мягко спланировал из Москвы через Почаев. Если в Черновцах он был человеком «столичного» уровня, одним из очень немногих, то в Киеве таких «разводящих» хватает. Таким образом прежняя стратегия явно не работает, но при этом не исправляется.

Ошибка вторая: митрополит Онуфрий хочет стать патриархом Московским. Или во всяком случае критически значимое количество людей думает, что это так. В Москве во всяком случае об этом говорят минимум с 2010 г., о чём свидетельствует взломанная переписка Кирилла Фролова. Действия митрополита Онуфрия на посту главы УПЦ также позволяют говорить о том, что он не хочет ничем раздражать Москву, но и не стремится проводить линию патриарха Кирилла (что в его случае было бы а) политическим самоубийством, б) нарушением собственных вероучительных установок о которых ниже). Если это в целом так, то интересы УПЦ для него менее важны, чем личные амбиции.

А возможности для манипулирования им из Москвы довольно высоки. По этой причине многие действия митрополита Онуфрия обсуждаются и понимаются в следующем диапазоне: он понял, что патриархом ему не стать («украинца» не выберут) – а стало быть начал делать «проукраинские» знаки; или он понял, что он всё равно остаётся в обойме кандидатов, поскольку при навязываемом выборе между Илларионом и Тихоном (наиболее обсуждаемым кандидатами в качестве приемника Кирилла) действительно выглядит предпочтительнее обоих, а стало быть начал делать промосковские жесты.

Ошибка третья: Как бы то ни было, митрополит Онуфрий за четыре года руководства церковью ни разу не продемонстрировал украинскому государству и обществу причастность УПЦ и её руководства к национально значимым темам. Лишний раз послужить лично в память жертв голодомора, политических репрессий или годовщины УНР митрополит Онуфрий, вероятно, мог бы без всякого конфликта с Москвой и уж тем более собственной паствой. Но не делает. Вместо этого украинский политический класс помнит его речь 2008 г.: «»Голодомор – это было вразумление, усмирение со стороны Господа нашей гордыни, которая восстала против себя самого, против бытия человека. Есть такое украинское выражение, немного вульгарное – катюзi по заслузi. Мы получили то, что заслужили».»

Ошибка четвертая: митрополит Онуфрий приехав в Киев и заняв позицию «над конфликтом» и «вне мира», или говоря на церковном диалекте, «молитвенника» – мог бы вполне в ней преуспеть на фоне беспристанного кипения украинской политики, которая периодически возвращается на круги своя. Однако он совершил ряд кадровых решений и действий, которые являлись явно (церковно-)политически ангажированными. Самая очевидная из них – отстранение группы проукраинских церковных либералов во главе с главой синодального информационно-просветительского отдела протоиереем Георгием Коваленко и бывшим главой ОВЦС УПЦ архимандритом Кириллом (Говоруном).

Ранее они связывали руководство УПЦ с украинским проевропейским обществом, киевской интеллигенцией и своим существованием и контактами давали понять, что в УПЦ не так всё плохо и мнение патриотов и «Майдана» она так или иначе учитывает. Теперь, будучи отстраненными они (и их куда более радикальные сторонники) превратились в активных противников УПЦ, действующих в рядах церкви и дающих государству и обществу и внешним силам надежду (абсолютно иллюзорную) на откол значительной части УПЦ. Таким образом УПЦ с их уходом потеряла очень много как в информационной, так и в политической сфере, не приобретя ничего взаимен.

Ошибка пятая: оставление в статусе митрополита без кафедры фаворита бывшего главы УПЦ – митрополита Александра (Драбинко). Его надо было либо «купить» – назначив на крупную и достаточно проблемную, но твердо «промосковскую» кафедру (типа Луганской, Николаевской или Черниговской), либо отправить за штат и под запрет (поводов для того много). Но оставлять амбициозного и озлобленного игрока в столице играть в «альтернативного главу УПЦ» (а именно в этом качестве его воспринимает значительная часть украинского политического класса) было полным недоразумением. В результате митрополит Александр формально возглавляет движение за воссоединение части УПЦ с новым автокефальным церковным проектом – УППЦ или ЕПУПЦ.

Ошибка шестая: демонстративная поддержка оказанная митрополитом Онуфрием своему старому другу и соратнику архиепископу Лонгину (Жару) в его гиперконсервативной церковно-политической активности, в частности в проведении «альтернативного Вселенского собора» с православными радикалами со всей Европы. Мода на подобный фундаментализм даже в РПЦ закончилась в начале 2000-х. Понятно, что владыка Лонгин своеобразное «альтер-эго» Онуфрия (как протоиерей Всеволод Чаплин – патриарха Кирилла), но довольно странно, когда в сложной церковно-политической ситуации «альтер-эго» начинает публично буянить, переводя своего патрона из разряда людей потенциально-договороспособных в разряд «невменяемых». А именно так широкий круг сочувствующих УПЦ образованных людей оценил не столько активность архиепископа Лонгина, сколько покровительство ему Онуфрия.

Ошибка седьмая: ещё одним поступком перечеркнувшим «молитвенную» позицию стала публичная дружба митрополита Онуфрия и других руководителей УПЦ с олигархом Вадимом Новинским. Как известно, он был поставлен «смотрящим» от Януковича за УПЦ и получил известное гневное определение действующего президента за эту деятельность. Вместо того, чтобы списать на его дурное влияние всю поддержку гласную и негласную, которую УПЦ так или иначе оказывала прежнему режиму и открыть ворота для сотрудничества с олигархами нового режима (тем же Порошенко – который, ранее, как известно, ходил в стихаре УПЦ), митрополит Онуфрий позволил увязать себя и УПЦ с Новинским – и партией «Регионов». Причём если раньше дружба с «регионалами» была отношениями с ведущей политической партией страны, то сейчас это превратилось в отношения с политическим меньшинством, которое вряд ли получит 10% мест в Раде. Новинский в этой истории приобретал много – УПЦ – почти ничего. Для Порошенко же и других прозападных политиков подобная дружба позволяет записать всю УПЦ в пророссийский и враждебный политический лагерь. А врагов в политике принято уничтожать.

Ошибка восьмая: став во главе УПЦ митрополит Онуфрий во внутриукраинских церковно-политических раскладах получил позицию «терпилы». Т.е. человека пассивно пережидающего волну критики и нападок. Никаких попыток сломать чужой сценарий он не предпринимает, по всей видимости, лично глубоко презирая оппонентов. Меж тем, между УПЦ КП, УАПЦ и РПЦ отношения существовали и переговоры продолжались, о чём свидетельствует хотя бы письмо патриарха Филарета к Архиерейскому собору РПЦ 2017 г. Однако вместо участия в них, и тем более самостоятельных вылазок в стан противника – например, сепаратных переговоров с главой УАПЦ и руководителями крупных епархий УПЦ КП, митрополит Онуфрий занимал позицию наблюдателя. В результате, возвращаясь к началу текста, вместо человека к которому приходят «решать вопросы», он превратился в личность, которую в лучшем случае игнорируют, а в худшем и наиболее распространенном случае – в мальчика для битья. Как ему живется в этой роли – Бог весть, но возглавляемой им структуре от этого точно не лучше.

Хотя надо отдать митрополиту Онуфрию должное. В условиях внешнего давления на УПЦ его присутствие в качестве руководителя организации консолидировало структуру. Он уверенно управляет церковным кораблём имея коллосальный кредит доверия именно от духовенства и епископата и не имея внутри церкви репутации назначенного Москвой чиновника (в чём его обвиняет украинская пресса и ангажированные оппоненты). Другой вопрос, что он никак не способен и не пытается избавить Церковь от источника проблем – внешнего давления. А вот до какой степени оно дорастёт в рамках президентской кампании Петра Порошенко – предсказать в настоящее время не просто.

*Николай Митрохин это старший научный сотрудник университета Восточной Финляндии (Йонсуу), автор книги «РПЦ: современное состояние и актуальные проблемы», специалист по православию в Украине.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Последние комментарии

    • В. Ясеневий | 19 октября 2018, 18:56

      А как агвінатус будет каятся, если он не знает и как верный кгб- ист, фсб - ист, т.е. безбожник-сатанист, не понимает, что єнто такое???Ведь для таких как он Евангелие, т.е. наука ХРИСТА , ну никак

    • Petro_R | 19 октября 2018, 16:55

      Русскіє убивали українських священників тисячами, а зараз щось там гундяять нам про церкву? Aquinatus, ти покаявся за гулаги, голодомори? "Нє вінаватая я"?

    • b111 | 19 октября 2018, 16:47

      Це ті єпископи і священики, що при пагонах, вбивають і торгують сигаретами й горілкою з кабака **ГАлубая я Луна а**.

    • Shvagyrr | 19 октября 2018, 14:51

      Should we expect while in Rome Hilarion to be rude and insulting towards the Ukrainian Greek Catholic Church as he was once before? Also, he complins about the schism? It's the Russian Orthodox

    • Aquinatus | 19 октября 2018, 14:17

      "...грехи там, у автокефалистов, отпускаться не могут. Потому что мирянин не может этого сделать, но только священник или епископ. Таинство причащения тоже недействительно. Это не Тело и Кровь

    Популярные статьи месяца