«Минюст стал на сторону рейдеров в рясах»

12.09.2018, 11:53
«Минюст стал на сторону рейдеров в рясах» - фото 1
Почему никак не могут решить судьбу скандальной церкви-МАФа в центре Киева

Почему никак не могут решить судьбу скандальной церкви-МАФа в центре Киева


 

Во время, когда Украина ждет сверхважного решения Вселенского патриархата относительно Томоса об автокефалии украинской церкви, в Киеве продолжается еще одна религиозная битва. На территории Национального музея истории Украины уже 12 лет незаконно работает часовня Украинской православной церкви (Московского патриархата). В нескольких десятках метров от нее — фундаменты Десятинной церкви, первого каменного храма Киевской Руси. Когда в январе этого года полиция  задержала архитекторов Александра Горбаня и Алексея Шемотюка — якобы за попытку поджога часовни, киевляне активно встали в их защиту. Позиция горожан и архитекторов совпала — этой часовне не место на Старокиевской горе. Теперь этот вопрос решается в суде.

ВЕРДИКТ ОТКЛАДЫВАЕТСЯ

В Министерстве культуры говорят, что никаких оснований для размещения часовни у УПЦ (МП) нет. Но почему-то доказывать это в суде ведомство поручило Национальному музею истории Украины, объяснив, что поскольку часовня расположена на его территории, именно НМИУ должен готовить иск. От имени генерального директора НМИУ Татьяны Сосновской такой иск был подан еще весной. Параллельно свой иск подготовил народный депутат Игорь Луценко.

Оба истца просили Окружной административный суд города Киева признать противоправной и упразднить государственную регистрацию права собственности на нежилое здание — часовню по улице Владимирской, 2. Официально ее владельцем является религиозная община Украинской православной церкви    — Десятинный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Шевченковском районе Киева.

Ответчиками по делу выступают представители Министерства юстиции, а в качестве третьей стороны — Министерство культуры и Государственная архитектурно-строительная инспекция. 10 сентября Окружной административный суд должен был вынести ключевое решение. По крайней мере, на это очень надеялись в музее. Накануне судебного заседания Татьяна Сосновская комментировала в «Фейсбуке», что это заседание должно стать последним.

Однако религиозная община, которая полгода никак не реагировала на суд, в последний момент решила подать ходатайство, что не имела времени ознакомиться с материалами дела, потому просит начать слушание с самого начала. Истцы и Минкульт это ходатайство не поддержали, в ГАСИ его оставили на усмотрение судьи, а вот Минюст просил удовлетворить ходатайство в полном объеме. Поэтому судья Евгений Аблов назначил следующее слушание на 20 сентября.

«Меня удивила такая позиция Минюста, — прокомментировал Игорь Луценко в своем видеообращении на «Фейсбуке». — По сути, я, как истец, сейчас оппонирую Министерству юстиции, Министерство культуры оппонирует Минюсту, которое стоит на стороне московских рейдеров в рясах. Минюст возглавляется министром-майдановцем, нужно было, чтобы эта институция заняла правильную позицию, чтобы как можно скорее получить решение суда, а не рассматривать его до бесконечности и не поддерживать религиозную общину, которое угрожает руководству музея и всем, кто пытается им противостоять».

«ИМЕЕМ СВОЙ ШТАБ УПЦ (МП) В МУЗЕЕ»

Угрозы и шантаж также имеют место в конфликте между музеем и часовней. Татьяна Сосновская недавно опубликовала ответ наместника Десятинного монастыря, архимандрита Гедеона (Харона) на письмо музея с просьбой демонтировать некоторые размещенные ими объекты, несогласованные с музеем. Этот ответ ошеломляет. Оказывается, забор и информационный щит установили более десяти лет назад на том основании, что территория, где стоит часовня, исторически принадлежит УПЦ (МП). Однако подобные обращения могут вызвать конфликт на религиозной почве, говорилось в ответе архимандрита, поэтому если пани Сосновская или кто-то другой и дальше будут требовать демонтажа церковных объектов, то накличут на себя проклятие до семи поколений.

«Русский мир» никогда не выпустит из «объятий» тех, кто препятствует их планам, — прокомментировала ответ Гедеона (Харона) Татьяна Сосновская. — Наш музей в зоне их внимания. А еще — наша пятая колонна активно использует их «ресурс». Имеем свой «штаб» МП в музее, который в активной борьбе против позитивных перемен слился в экстазе борьбы с агрессирующей силой. Агрессирующая, потому как и агрессивны в поведении, и, фактически, является агрессором, поскольку известным способом овладели чужой территорией. Риторика этого письма и других жалоб очень похожа. На войне — как на войне».

Возможно, если бы иск подавал не музей, который не имеет подобного опыта, а Минкультуры, то поведение суда было бы другим. А Министерству юстиции то ли не хватает смелости, то ли — осведомленности с материалами дела? Ведь если взять сугубо юридическую плоскость, то бояться нечего: часовни рядом с НМИУ и фундаментами Десятинной церкви быть не должно. В 2006 году религиозная община УПЦ (МП) установила палатку, там же через год построила деревянную часовню без каких-либо согласований с НМИУ. А по закону относительно охраны культурного наследия должна была получить еще и разрешение от Киеврады и Министерства культуры, поскольку это территория памятника национального значения «Город Владимира — дитинец древнего Киева с фундаментом Десятинной церкви».

В 2012 году религиозная община добилась от суда признания за ней права собственности на здание, но не на землю. Это тоже аргумент, который мог бы использовать в суде Минюст. И ключевой факт —  в судебном решении речь шла о трех сблокированных киосках общей площадью 60   квадратных метров, а в департаменте государственной регистрации Минюста в 2013 году было выдано право собственности на капитальное сооружение площадью уже 133 квадратных метра. Казуистика! Теперь Минюст никак не комментирует странную позицию своих представителей в суде, поэтому ожидаем следующего рассмотрения дела.

 

 

Инна Лиховид

"День", 12 сентября 2018