Непонятный «конфликт интересов»

22.08.2018, 13:04
Непонятный «конфликт интересов» - фото 1
Почему у Музея волынской иконы отбирают помещение?

Почему у Музея волынской иконы отбирают помещение

В  минувшую пятницу в Волынском областной раде на заседании постоянной комиссии по вопросам использования имущества совместной собственности территориальных громад области рассматривался вопрос относительно ситуации, сложившейся с ремонтом помещения на улице Ярощука, 16 в Луцке. Как сообщил сайт областной рады, это помещение находится на балансе Музея волынской иконы, который входит в сеть Волынского областного краеведческого музея.


ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ, «День»

Музею сооружение передали в 2013 году для хранения фондов. Ведь теперь заведение, которое стало одной из визитик Волыни и является одним из самых посещаемых туристических объектов, вынуждено держать отреставрированные иконы и еще ждущие реставрации в подвальном помешении. Другого — нет. Экспозиционные площади маловаты для такой коллекции. Четыре научных работника музея теснятся в небольшой комнате, это весь, как говорят, офис.

МНЕНИЕ ДЕПУТАТСКОЙ КОМИССИИ. СНАЧАЛА ЗАБРАТЬ, ТОГДА ПРОВЕРЯТЬ

Средства на ремонт выделенного помещения были предусмотрены областной радой в сумме 1,3 миллиона гривен. «Вместе с тем, в порядке контроля в части реализации выделенных средств на капремонт помещения музея, работниками исполнительного аппарата областной рады были выявлены ряд недостатков и отклонений от утвержденного рабочего проекта на проведение ремонтных работ. В связи с этим вопрос был вынесен за заседание имущественной комиссии, — говорится на сайте облрады. — Заведующая  Музеем волынской иконы Татьяна Елисеева (на фото) рассказала, что часть помещения была поражена грибком, а после того, когда начались ремонтные работы, обнаружили и другие повреждения стен.  В ходе заседания комиссии также оказалось, что подрядчиком выполнения ремонтных работ  за бюджетные средства  является брат мужа заведующей музеем. По информации управляющего делами исполнительного аппарата областной рады Дмитрия Дубняка, работы проводились в обход тендерных процедур и с существенным отклонением от рабочего проекта. Документ готовился в КП «Волиньпроект» областной рады и его автор не соглашается  на коррекцию после самовольного выполнения работ подрядчиком, потому что считает, что они сделаны некачественно и без обеспечения специфических требований к помещениям, в которых должны храниться фонды музея».

На заседании имущественной комиссии депутат Вячеслав Рублев  имел немало вопросов к руководству музея. Прежде всего речь идет о том, что ремонт не инициировался на протяжении многих лет, помещение не отапливалось и, соответственно, разрушалось. Теперь комиссия большинством голосов решила... передать помещение на улице Ярощука, 16 в Луцке в КП «Управление зданием областной рады» для обеспечения профессионального завершения ремонтных работ. Потом, возможно, его смогут вернуть Музею волынской иконы.

В тот же день вышел сюжет телеканала «Аверс» о «скандале» вокруг этого  помещения, «коррупционных схемах», «некачественном ремонте» и «возможном присвоении средств».

МНЕНИЕ МУЗЕЙЩИКОВ. ДЕЛО НЕ В РЕМОНТЕ, А В ПОМЕЩЕНИИ

Поэтому коллектив Музея волынской иконы подготовил письмо со своим объяснением ситуации и отправил его в средства массовой информации и опубликовал на сайте заведения.

В письме говорится: «На заседании комиссии депутат Вячеслав Рублев заявил, что «имеет немало вопросов к руководству музея. В первую очередь, идет речь о том, что ремонт не инициировался на протяжении многих лет». Немного истории. В 2012 г. по инициативе Бориса Климчука (письмо-ходатайство от 03.07.2012 г. № 4/46) и решения постоянной комиссии областной рады по вопросам использования имущества совместной собственности территориальных громад, сел, поселков, городов области от 06.08.2012 г. №28/1 председателем рады В. Войтовичем в 13.08.2012 г. было издано распоряжение о передаче помещения по улице Ярощука, 16 на баланс Волынского краеведческого музея. Помещение назначалось под фонды Музея волынской иконы. В 2013 г. Волынский краеведческий музей начал оформлять документы на помещение: письма на Волынское областное бюро технической инвентаризации, Луцкую городскую раду о землеотводе, подготовка и заключение охранного договора на помещение как памятник архитектуры и тому подобное. В этом же году дирекция музея обратилась к Волынскому филиалу «НДИПРОЕКТРЕКОНСТРУКЦИЯ» (письмо №437/1-4 от 13.11.2013 г.) о предварительном осмотре дома по улице Ярощука, 16 и изготовлении проектно-сметной документации по его ремонту. Специалистами филиала в 19.11.2013 г. было проведено обследование дома на проведение капитального ремонта, о чем есть письма-ответы Волынскому краеведческому музею за №208/1-8, 209/1-8, где указана стоимость проектно-сметной документации — 100 тыс. грн и ориентировочная стоимость работ по капремонту — 950      тыс. грн. В 2014 г. изготовлена проектно-сметная документация, в соответствии с которой на 2015 год в бюджете предусматривались средства на капитальный ремонт в сумме 987,881 тыс. грн. Однако эти средства так и не были выделены. В следующие годы в запросах при формировании бюджетов просьбы музея о выделении средств не учитывались.

Наконец в областном бюджете 2017 г. областная рада предусмотрела на потребности капитального ремонта согласно сводному сметному расчету в сумме 1039,393 тыс. грн. Договор о проведении ремонтных работ был подписан на 2017-2018 год, в котором подрядчик гарантировал качество работ в течение 10 лет и своевременное выполнение работ.

А дальше началось самое интересное. Визит в музей зимой 2018 г. Вячеслава Рублева, которого работники музея ознакомили с условиями хранения отреставрированных памяток в фондах, и объектом ремонта по улице Ярощука, 16. Осмотрев здание, Вячеслав Рублев отметил, что помещение маловато для музея и не хочет ли музей другое, большее помещение, правда, в далекой перспективе. Потом приезд в музей Мирославы Якимчук, заместителя управляющего делами, начальника отдела по вопросам управления объектами совместной собственности территориальных громад сел, поселков, городов области и землями коммунальной собственности, которая ожидала увидеть, кроме заведующей и директора музея Анатолия Силюка, чтобы поговорить о предоставлении музею опять же другого, безадресного и опять же в перспективе (какой?) помещения. На что получила ответ, что здание на Ярощука, 16 является идеальным для размещения фондов, потому что находится недалеко от музея.

ЮРИЙ ЗМЕЕБОРЕЦ. ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XVII в.

Логическим завершением стало заседание комиссии областной рады, где было указано, что «работниками исполнительного аппарата были выявлены ряд недостатков (какие специалисты строительного дела это определяли?) и отклонений от рабочего проекта». На заседании комиссии управляющий делами исполнительного комитета аппарата областной рады Дмитрий Дубняк заявил, что «работы проводились в обход тендерных процедур». Что касается тендерных процедур, то есть системы «Прозоро», то они проводятся в зависимости от суммы. Согласно части первой статьи 2 Закона Украины «О публичных закупках», закупка работ ДК 021:2015 — 45453000-7— Капитальный ремонт и реставрация не подпадает под действие закона, поскольку стоимость предмета закупки работ менее 1,5 миллиона гривен. Кандидатура подрядчика согласно законодательству была согласована Управлением капитального строительства Волынской облгосадминистрации № 835/03/1-17 от 27.06.2017 г. и первым заместителем Волынской ОГА О. Б. Степанцовым №6758/56/1-17 от 12.07.2017 г. Документация согласована Управлением культуры ВОГА в соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об охране культурного наследия». А что касается сообщения о подрядчике как брате мужа заведующей музея, то ни по семейным связям, ни юридически по законодательству он не является ее родственником, это во-первых. А во-вторых, согласно должностным инструкциям, она организует научно-исследовательскую, экспозиционную, массово-образовательную работу коллектива музея. Заведующий отделом ВКМ не заключает договоры, не подписывает финансовые документы, не выбирает подрядчика и не может повлиять на его выбор. За 25 лет руководства подразделением ВКМ Татьяна Елисеева заслужила авторитет, уважение и безукоризненную репутацию научного работника и руководителя. И звание «Заслуженный работник культуры» получила не случайно.

Пан Дубняк тоже отметил, что «накануне он беседовал с автором проекта ремонта помещения, который не соглашается на коррректировку после самовольно выполненных работ, потому что считает, что они сделаны некачественно». Хотим заметить, что 19 июля в 2018 г. руководство Волынского краеведческого музея, подрядчик, главный инженер проекта Соловьев Г. В, работник КП «Волиньпроект» Маковский И. В., Матяшов В. И. (осуществляет технический надзор) встречались на объекте в связи с тем, что подрядчик в 2017 году начал работы по усилению фундаментов здания, что не было предусмотрено рабочим проектом. По результатам встречи достигли договоренности провести коррекцию проектно-сметной документации в пределах сметной стоимости. Соловьевым Г. В. был проведен визуальный осмотр водопроводных и канализационных труб. Протекания, трещины в чугунных трубах отсутствуют. По его словам, их замена не является обязательной. Относительно целесообразности проведения работ по замене электрооборудования, подрядчик Елисеев В.   Г. должен предоставить в КП «Волиньпроект» аргументированный вывод специалистов. Также подрядчик пообещал провести работы по замене радиаторов отопления. Для проведения корректировочных работ, как отметил автор проекта, институту нужно письмо от Волынского краеведческого музея, что и было сделано (письмо директору КП «Волиньпроект» Волынской областной рады Доротию А. М. от 20.07.2018 г. исх. №267/1-4).

Кстати, все этапы ремонта и состояние помещения после отбития штукатурки с трещинами на внешних стенах, состояние фундаментов после их раскрытия, состояние внутренних стен с грибком и другое фотофиксированы.

На заседании комиссии создалось впечатление, что вердикт относительно помещении уже был готов заранее. Не просто провести проверку качества работ государственной архитектурно— строительной инспекцией, и, если есть недостатки и несоответствия проекта, требовать у подрядчика устранения их за собственные средства и таким образом закончить капитальный ремонт помещения в ближайшее время. А «изъять (!) помещение из оперативного управления Волынского краеведческого музея и передать его в КП «Управление зданием областной рады» для «обеспечения профессионального завершения ремонтных работ», а затем вернуть опять музею» (если оно состоится?) Предложения Сергея Слабенко и Святослава Кравчука оставить помещение по улице Ярощука, 16 музею и провести проверку качества выполнения строительных работ не были услышаны и поддержаны. Четыре голоса членов комиссии против трех. Круг замкнулся. Как здесь не согласиться с предположением Сергея Слабенко, что «в областной раде работают над намерениями выставить помещение на приватизацию». Решение комиссии утверждается на сессии областной рады и в условиях строгой дисциплины партийных организаций, очевидно, будет утверждено. Это мы уже видели во время не утверждения Анатолия Силюка на должности директора Волынского краеведческого музея после прохождения всех необходимых процедур. А дальше — следует только ждать, в чьих руках окажется помещение по улице Ярощука,16. Судьба отреставрированных памяток сакрального наследия Волыни и их хранения в надлежащих условиях народных депутатов не волнует.

Во время строительства Музея волынской иконы по улице Ярощука, 5 под фонды в подвальном помешении отводились три комнаты, в двух из которых хранились неотреставрированные памятки, и только одна предназначалась для хранения отреставрированных экспонатов и икон, изъятых на таможнях Волыни. На то время той комнаты хватало. В течение 17 лет руководство и коллектив музея активно проводили работу по реставрации коллекции темперной и масляной живописи, декоративной резьбы и скульптуры. Сейчас в фондовой комнате и небольшой прихожей находятся 145 храмовых икон, 465 домашних икон, 37 образов на полотне, 132 предмета металлопластики. И музейные работники надеялись, что ремонт помещения по улице Ярощука,16, который находится на завершающем этапе, обустройство фондов металлическими кубами-сетками, специальными полками под темперную иконопись, полками под коллекцию домашних икон, сетками на стенах под масляную живопись (проект, кстати, разработан и его стоимость подсчитана), установление решеток на первом этаже и металлических дверей в фондовые комнаты, проведение охранной сигнализации, стоимость которой тоже подсчитана (все это не входит в стоимость капремонта), установление кондиционеров позволит разместить в трех залах первого и второго этажей сакральное достояние наших предков и обеспечит надлежащие условия хранения и использовать их как открытые фонды для исследователей и специалистов, создать современную реставрационную мастерскую для обеспечения консервационно-реставрационных работ.

Обидно, что накануне 25-летия Музея волынской иконы коллектив музея вместо благодарности за многолетний честный и плодотворный труд на благо волынской и луцкой громад при мизерных зарплатах получил ложку дегтя от депутатов областной рады, которые обязаны заботиться о сохранение культурного и исторического наследия волынского края. За годы деятельности музей имеет такую высокую репутацию в музейных и научных кругах Украины, России, Беларуси, Польши, что никакие мелкие инсинуации ее не испортят. Руководители Волыни были частыми гостями музея на выставках, презентациях, с гордостью представляли сакральное наследие родного края президентам Украины и Литвы, послам иностранных государств, премьер-министрам и министрам Украины. Хотелось бы, чтоб и нынешние руководители знали не на словах, а на деле проблемы музея и способствовали его дальнейшему развитию.

P.S. Музей волынской иконы стал достойной визиткой Волыни. Работники музея пережили непростые моменты своей истории. Это и борьба за сохранение коллекции в конце 1980-х, и решение вопроса с помещением для музея в середине 1990-х, и теперь, на 27-м году независимости Украины — опять борьба?»

Фото Николая ТИМЧЕНКО, «День

Наталия Малимон

"День", 22 августа 2018