«Десятинка»: все только начинается?

06.02.2018, 21:43
«Десятинка»: все только начинается? - фото 1
УПЦ МП захватывает землю самовольно, даже это используя как плацдарм для антиукраинской пропаганды

УПЦ МП захватывает землю самовольно, даже это используя как плацдарм для антиукраинской пропаганды

Весна 2015 года, кухня очень известного центрального храма УПЦ МП.

- Пройдет каких-то два-три года и нас с такой пророссийской церковной политикой всех на х...р вынесут из всех храмов, простите за мой новогреческий.

- Да. Если священноначалие не остановится в своей московской риторике, священников начнут бить без разбора на политические взгляды и гражданскую позицию, – говорю я.

- А церкви жечь, – невесело говорит третья участница разговора.

Эта аналитика группы верующих УПЦ МП и некоторых представителей УПЦ КП не была кухонной в чистом виде. Ее участники – издатели религиозной литературы, журналисты, известные в стране художники, музыканты, программисты – все люди, которые десятилетиями ходят в церковь, перечитали горы религиозной литературы и, собственно, живут этой жизнью. И Бог видит – мы ни в коем случае не хотели, чтобы эти прогнозы оправдались.

Не хотели.

Но прошло три года.

Три года, в течение которых из руководства УПЦ МП были вычищены все патриотично и автокефально настроенные клирики.

Три года, в течение которых пророссийские церковные спонсоры раскрутили медиа, которые стали фабрикой диффамационной унизительной лексики для УПЦ КП.

Три года, в течение которых священноначалие УПЦ МП объявляло себя церковью-мученицей, раскручивая тему «гонений».

Три года, в течение которых отказывалась сотрудничать с собственным государством.

Три года, которые были использованы не ради диалога, а для наращивания силовых мышц, так называемого боевого крыла. Для чего, спрашивается, боевое крыло церкви, которая позиционирует себя, как мученица?

А через три года, зимой 2018-го, два тридцатилетних архитектора устроили небольшой, скорее демонстративно-показательный костер возле Десятинного монастыря, протестуя против незаконной застройки на природоохранной зоне. Их сторонники утверждают, что поджог был просто перформенсом: ребята, мол, только привлекли внимание, они не прятались – дождались полиции, но мера пресечения для них была избрана два месяца.

Уже через неделю под Десятинным монастырем стояло двести человек, творческая интеллигенция и националисты, которые требуют демонтировать храм УПЦ МП, который был построен без разрешительных документов (мы на этом не останавливаемся, потому что скандал с застройкой известен, документов действительно нет). И они не остановятся, дело стопроцентно выигрышное.

А за несколько дней до этого во Львове горела часовня УПЦ МП.

Периодически пикетируют Киево-Печерскую лавру. И даже к хорошим, верующим священникам в регионах наведываются националисты с вопросом. «Проводят профилактику», назовем так. И в нашем воздухе «пахнет опасностями». Поводом для взрыва может стать что угодно: отказ священников отпевать ребенка, крещенного в УПЦ КП, пророссийская проповедь, унизительный отзыв об армии... Мы видим, что разворачивается драматический сюжет, в котором, прислуживая Москве, начальство разрушает большую церковь и делает заложниками своей политики простое священство и жизнь приходов. Таким образом, именно простое священство и приходы оказались заложниками ситуации. С одной стороны, они прижаты своим начальством, с другой – радикалами.

«Епископат живет, не чувствуя собственной церкви, – заметил в одном интервью заметный богослов современности Кирилл Говорун, – ...сейчас все больше епископов ходит с охраной. Иногда это многочисленная охрана, что само по себе абсурдно. С одной стороны, реальной угрозы для этих епископов нет, они просто хотят продемонстрировать пропагандистский тезис о гонимой церкви. Но, тем не менее, личная безопасность епископов обеспечена: они могут говорить все, что захотят, не думая о том, как это отразится на священниках, как это будут воспринимать люди. Потому что для многих верующих УПЦ МП слова епископа вызывают проблему для совести – как поступать, оставаться в этой общине и принимать, как некую норму, все, что говорит епископ, который является учителем для общины. И, наконец, епископы осознают, что такими словами и решениями они подставляют священников и делают их козлами отпущения».

...В понедельник Апелляционный суд Киева должен рассмотреть изменение меры пресечения. Я подошла под суд встретиться с участниками акции «Свобода архитекторам». Дела архитекторов и Десятники связаны, поэтому комментарий участников акции касается обеих тем одновременно.

«Архитекторы, которых арестовали – мои друзья, – говорит участник акции под судом Даниил Ковжун. – Они не планировали поджог, это была аттракция, чтобы привлечь внимание к незаконным застройкам церквей УПЦ МП. Почему сейчас? Еще пять лет назад ситуация была другой, мы не смотрели штрих-коды, покупали российский бензин и выживали за счет российского газа. И, в конце концов, мы святили паски в любом храме, махая рукой на юрисдикцию. – Но последние три года УПЦ МП проявила себя как антиукраинская структура. Они проявили себя, принимая Гиркина, раздавая оружие, принимая участие в сепаратистском движении, они говорят, что не будут отпевать детей, крещенных в УПЦ КП. При этом они захватывают киевскую землю.

Мы инициируем разговор о законности строительства. При этом, когда владыка Климент (до недавнего времени спикер УПЦ МП – ред.) заявляет, что есть указ президента о землеотводе для Десятинки. Мы ищем – решения нет. То есть оказывается, что владыка Климент врет. Проходит пару дней, и они подают петицию в Киевсовет узаконить строительство. То есть, сначала они говорят, что строительство законное, обманывают, а когда их ловят на лжи, показывая документы, то меняют тактику, переобуваются в прыжке.

И это разве путь? Это ценности, которые должна пропагандировать церковь? Вместо этого они угрожают директору музея, обещают отрубить голову. Они ведут себя как бандиты.

Возможен ли другой путь? Гипотетически, если бы МП вел себя честно, не осуществляя ползучую аннексию скверов и парков под несуществующие общества с самозахватом, если бы их позиция по Украине была другой, то диалог был бы возможен. А то получается, что они самовольно захватывают землю, даже это используя как плацдарм для антиукраинской пропаганды.

Знаете, кто вчера пришел под Десятинку? Главы трех кинопродакшнов, художники, фотографы, архитекторы – киевская творческая интеллигенция. Все, что мы просим – сохранять законность при землеотводе».

Под судом удалось увидеть нардепа Игоря Луценко, который раньше был активистом движения защиты города: «Я пришел поддержать ребят, потому что считаю, что совершенное ими не является преступлением. Преступление – это осуществление захвата легального имущества. И чтобы обосновать позицию, мы активно объясняем – каким образом это имущество появилось. Мы требуем от государственных органов объяснить, как появилось это имущество. В 2014-м году было решение комиссии, которая обследовала участок, и был вывод о том, что неправильно установлено. Мы требуем, чтобы органы действовали. То есть ребятам можно инкриминировать админнарушение, хулиганство. Провожу аналогию: когда полубезумный из Севастополя разбил мемориал на аллее Небесной Сотни, ему дали админнарушение. И это понятно – имущество же не узаконено. Так же и в этом случае.

Но мы настроены продолжить проверку незаконных церковных строек по Киеву. Волонтеры начали систематизировать и думать, что с этим делать. Это десятки случаев – Отрадное, Троещина, Центр. Это одна схема – просто ценность земель другая.

Но я за компромисс. Пусть они берут в аренду участок – начинают платить. В случае с Десятинкой наше градостроительное движение (Андреевско-Пейзажная инициатива) готово за наш счет демонтировать и перенести часовню в другое место».

Что делать?

На момент написания материала еще нет судебного решения о том, что будет с архитекторами. Но я знаю, что националисты умеют отстаивать своих, и стимулировать некоррумпированность судей.

Возвращаясь к судьбе УПЦ МП. Можно ли еще остановить процессы церковной деградации? Можно ли предотвратить конфликты?

Для УПЦ МП было бы оптимальным вернуть к руководству церкви команду, которая работала у Блаженнейшего Владимира. Но это невозможно, потому что руки, которые держат церковный штурвал, заботливо накрыты пятерней РПЦ. Поэтому, к сожалению, во внутреннее прозрение я не верю.

Для государства оптимальным было бы начать работать с епископатом УПЦ МП. Работать так, чтобы ни одно антиукраинское слово не срывалось с их уст. Работать так, чтобы искоренить систему мягких запретов на свободы, которая была создана для думающего священства. В конце концов, поставить условия: или, или. Провести аудит всех проблемных вопросов, начиная от церковных уставов и заканчивая существованием ресурсов, созданных лишь для черного пиара против самой украинской идеи.

Провести хотя бы один из церковных законов. Ну, для порядка – чтобы показать, что власть что-то может, кроме разговоров.

Помочь созданию образовательных программ, которые бы осуществляли проукраинское крыло УПЦ МП. Конференции, круглые столы, встречи, летние лагеря, выдвигать новое поколение церковных лидеров, не заморенных и не купленных Москвой.

И на Фанар (в Константинополь, от которого зависит вопрос признания Киевского патриархата), извините, возить не только сладости, но и подарки подороже. Так делают политически взрослые ребята, которым нужна признанная церковь. Демонтаж МП возможен только, когда будет каноническая альтернатива. Хотим или не хотим, а признание Киевского патриархата реально облегчает проблему выбора. А иначе... Мне не хотелось бы реализации прогнозов, с которых я начала.

Постскриптум: появилась новость, что обоих обвиняемых в поджоге выпустили на поруки.

Лана Самохвалова

"Укринформ", 5 февраля 2018