• Главная
  • Мониторинг
  • Шон-Патрик Лаветт из «Радио Ватикан»: «Я не верю, что новости стали важнее историй»...

Шон-Патрик Лаветт из «Радио Ватикан»: «Я не верю, что новости стали важнее историй»

30.03.2017, 08:39
Шон-Патрик Лаветт из «Радио Ватикан»: «Я не верю, что новости стали важнее историй» - фото 1
Ирландец, бывший военкор, родившийся в Южной Африке, работает на «Радио Ватикан» более тридцати лет и видел уже пять пап римских. Шон-Патрик Лаветт рассказывал на мастер-классе в Школе журналистики УКУ о своем детстве и учил чувствовать звуки.

Ирландец, бывший военкор, родившийся в Южной Африке, работает на «Радио Ватикан» более тридцати лет и видел уже пять пап римских. Шон-Патрик Лаветт рассказывал на мастер-классе в Школе журналистики УКУ о своем детстве и учил чувствовать звуки.

Когда я был маленьким, то среди доступных мне развлечений были просмотры ковбойских фильмов и слушание радио. Этот ящик тогда был единственной связью с миром. Внутри него было не только радио, но и проигрыватель, на котором я мог слушать музыкальные пластинки.

И вот, этот маленький мальчик слушал радио. Все мое восприятие базировалось не на том, что я видел, а на том, что слышал. Только представьте, сколько информации и знаний мы получаем благодаря визуальным образам. Мы постоянно смотрим телевизор, фильмы, потребляем информацию в интернете со своих гаджетов.

А я в своем детстве сидел перед радио и только слушал. Я слышал, как первый человек высадился на Луну – это был Нил Армстронг. В ту минуту я тоже был на той Луне и стоял рядом с ним. Я будто чувствовал отсутствие гравитации. Я не только слышал все, но и представлял.

Фото: Ира Роговик , УКУ

В детстве я не хотел быть врачом, ветеринаром или кем-то еще. Среди моих любимых игрушек был микрофон. И вот, приблизительно лет в 12 я запланировал свой первый прорыв на локальную радиостанцию.

Я тщательно готовился и имел при себе, кроме подготовленного монолога, песню. Но когда я пришел на радиостанцию, мне сказали, чтобы я уходил и что у меня нет будущего на радио. Однако я решил, что будет иначе, и я достигну своей мечты.

О подкастах

Радио всегда активно использовали в развитых странах. Большую популярность оно имело в Соединенных Штатах и Европе, где феномен подкастинга становился все популярнее. Подкастинг создал новую радийную революцию.

В основном люди слушают радиопрограммы лишь один раз, во время эфира, но подкасти можно слушать множество раз, тогда, когда нам заблагорассудится.

Я не имею точного представления о ситуации на радиорынке в Украине, поэтому не могу сказать, каким образом здесь развивается подкастинг. Однако чисто как феномен он развивается очень быстро во всем мире.

Например, когда мы едем в авто, мы не можем больше ничего делать, кроме как слушать. Поэтому подкасты очень популярны в тех странах, где люди много времени проводят за рулем.

Фото: Ярина Семчишин, УКУ

В Соединенных Штатах люди могут проводить в дороге 2-3 часа каждый день, когда едут на работу или обратно – домой. И именно тогда они слушают радио или подкасты.

Путешествия – время для музыки, но даже музыка может надоесть, поэтому люди начинают искать что-то альтернативное и более интересное. И находят подкасты, другими словами storytelling. Благодаря услышанным историям мы создаем собственные ценности, формируем идеи и развиваем воображение.

У каждого обязательно есть история, которая запомнилась первой, еще с детства. Люди рассказывают истории для того, чтобы напугать или же, наоборот, вдохновить детей и поделиться с ними ценностями. Кроме этого, сказки помогают детям уснуть.

Storytelling – часть нашего взросления. И когда мы вырастаем, то продолжаем любить истории, поэтому нам так нравятся подкасты.

Фото: Ира Роговик

О звуках

Что такое голос? Это дыхание. Если нет воздуха – нет голоса. Нет голоса – нет души. Существует мнение, что с последним вздохом душа покидает тело.

Дыхание формируется в диафрагме. Если мы волнуемся, то диафрагма пережимается, и мы не можем говорить ровным уверенным голосом. Поэтому для радийщиков, так же, как и для актеров, важно развитие диафрагмы, чтобы уметь контролировать дыхание.

В духовной практике индуизма в районе диафрагмы расположена чакра, которая является центром концентрации. Поэтому можно считать, что контроль диафрагмы – контроль души и воображения. Такая вот магия.

Если мы хотим понять магию радио, то должны понимать этот процесс с научной точки зрения. Следовательно, правое полушарие мозга дает возможность воображать, запоминать, создавать образы, различать цвета и звуки. Когда мы слушаем музыку или поем песню, то мелодии воспроизводятся правым полушарием.

Фото: Ярина Семчишин

А вот слова этой песни поступают из левого. Оно также отвечает за логику, цифры и детали. И магия звука приостанавливает действие рациональности. Мы превращаемся в детей, начинаем воображать и верить, что чудеса существуют.

Некоторые радиошоу имеют свойства радионаркотиков. Существует стереотип, что истории уже не актуальны, важны теперь только новости. Вы в это верите? Лично я – нет.

Представьте такую магическую страну, как Ирландия. И вот, когда вы все сделали в течение воскресенья: сходили в храм, прибрались и уложили детей спать, что же делать дальше? Но вы знаете, что в воскресный вечер у вас есть радиотеатр. Поэтому вы садитесь и слушаете. И не только слушаете, но и все представляете так, будто смотрите настоящий спектакль.

Это живой театр, который становится возможным благодаря микрофонам, расположенным повсюду в радиостудии. Именно благодаря звукам вы создаете магию. И вы это все контролируете: рисуете картинку с помощью одних только звуков.

Фото: Ярина Семчишин

Чтобы не разрушить эту магию мы не можем постоянно использовать в своей работе только звуки из SoundCloud. Нам нужно записывать их самостоятельно. Например, как должна звучать приключенческая история?

Представьте, что вы продираетесь сквозь лес или джунгли Южной Америки в поисках тигра. Как будет звучать этот лес и ваши шаги? Конечно, можно использовать определенные звуки из SoundCloud, но тогда вы не сможете полностью описать ускорение вашего передвижения и все остальное, что происходит вокруг вас.

Изменение и многообразие звуков нельзя не услышать. Поэтому гораздо эффектнее для истории запись звуков в студии. Так вы получите полный контроль. К тому же, почти все звуки можно научиться имитировать. Поэтому небольшие усилия – и вы уже в джунглях.

Обычно люди воспринимают звуки в зависимости от контекста, поэтому большую роль играет культурный аспект. Однако неважно, что происходит на самом деле. Действительно значимо то, что и как вы себе вообразили.

Текст Ольги Лихобабиной

"Телекритика", 29 марта 2017