Музей под вывеской... «Ялтинской стратегии»

21.03.2017, 13:22
«Киев должен препятствовать тому, чтобы российские деньги определяли содержание того, как будет освещаться история Бабьего Яра», — эксперт

«Киев должен препятствовать тому, чтобы российские деньги определяли содержание того, как будет освещаться история Бабьего Яра», — эксперт

Позавчера в Киеве состоялось первое заседание наблюдательного совета проекта по созданию Мемориального центра памяти жертв Холокоста «Бабий Яр», который планируется построить к 2021 году — 80-летию этой трагедии. Казалось бы,  нормальная инициатива по реализации Декларации о строительстве такого проекта, как отметил на пресс-конференции мэр Киева Виталий Кличко, которую подписали в прошлом году украинские и международные благотворители, историки, педагоги и музейные работники, лидеры гражданского общества и  иностранные партнеры.

Можно только приветствовать такую благородную инициативу, ввиду того, как сказал глава исполнительного совета «Сохнут» Натан Щаранский, что на территории бывшего СССР погибло 2,5 млн евреев и до сих пор здесь нет ни одного музея, посвященного Холокосту. «Украина может сделать уникальный, важный гражданский шаг, построив такой мемориал в Бабьем Яру, и тем самым утвердить свое место в Европе», — отметил Щаранский.

Меньше всего хотелось вступать в дискуссию с уважаемым господином Щаранским, но хочется напомнить, что в сентябре 1991 года к 50-летию трагедии первый президент Украины Леонид Кравчук попросил прощения у сограждан-евреев за то, что трагедия в Бабьем Яру произошла на земле Украины и призвал к мемориализации по всей Украине, на местах массового расстрела евреев во время оккупации.

Не вызывает возражений необходимость мемориала с образовательной точки зрения, чтобы подобные преступления не повторялись в будущем. Так, Щаранский, который в прошлом был диссидентом, отметил, что во времена Советского Союза власть делала все, чтобы не была известна правда о Холокосте евреев. Нужно вспомнить, что много украинских интеллигентов, в частности Виктор Некрасов, Иван Дзюба поднимали тему Холокоста в советские времена, пытаясь донести правду об этой трагедии.

Можно согласиться со словами, главного равина Украины Якова Дов Блайха, что строительство такого мемориала будет данью памяти погибшим со стороны Киева и что нужно учить свою историю, с учетом последних данных, что большинство школьников не знают, кто такой Сталин и Гитлер.

Однако здесь возникает много вопросов. Во-первых, почему этот «непростой проект мирового значения», который, по словам мэра, «будет важным не только для Киева, но и для Украины» является негосударственным, почему к его реализации не привлечено украинское государство. Ведь Бабий Яр — это история не только Холокоста. Там похоронено много украинцев, ромов, людей других национальностей, которые стали жертвами фашизма.

Глава Украинского института национальной памяти Владимир ВЯТРОВИЧ считает, что Бабий Яр нужно рассматривать как часть украинской истории. «Вполне очевидно, что этот комплекс должен строиться при участии Украины, и это должен быть государственный проект. Тем более, что такое обещание было озвучено Президентом в сентябре минувшего года», — сказал он «Дню», комментируя первое заседание наблюдательного совета проекта и отсутствие в его составе представителей украинской власти.

По мнению Вятровича, которого, к сожалению, не посчитали нужным пригласить на столь важное мероприятие, позиция украинской стороны  должна быть учтена на общественных слушаниях и обсуждении исторического, музейного и образовательного содержания этого мемориала. «У нас есть государственный национальный заповедник, который называется «Бабий Яр», который в дальнейшем должен строиться при участии государства, которое в минувшем году обустроило этот парк. Тогда же были установлены информационные стенды, и в таком направлении должны работать и дальше, возможно, привлекая какие-то дополнительные частные средства со всего мира», — считает глава Украинского института национальной памяти.

Второй вопрос касается состава наблюдательного совета мемориального центра. Сразу бросается в глаза, что большую часть его составляют члены правления  Ялтинской Европейской Стратегии (YES), детища олигарха Виктора Пинчука, основателя Фонда Виктора Пинчука и EastOne Group. Украинский филантроп, а именно так себя позиционирует Пинчук, обогатился во времена президентства Леонида Кучмы.

И часто его бизнес-деятельность сопровождалась скандалами. Поэтому возникает вопрос насколько этически безупречной есть репутация Пинчука, чтобы браться за такой важный для истории Украины музей, когда он сам, организуя в Ялте конференции YES   настолько сосредоточился на отбеливание репутации своего тестя, который «проворонил» вместе с иностранными высокопоставленными членами правления аннексию Крыма и вторжение России на Донбасс. А если еще вспомнить недавно опубликованную олигархом статью в Wall Street Journal, которая вызвала большой резонанс, и в которой он призвал пойти на компромисс с Россией, предложив Украине уступить Крым и своим желанием вступления в ЕС и НАТО для улаживания конфликта на Донбассе, то вся эта благородная задумка с музеем «Бабий Яр» вызывает подозрение, не стоят ли за этой, можно сказать, святой целью — некие политтехнологии. Повторяю — лишь подозрения. Которые ни в коей мере не касаются тех, кто считает делом чести учувствовать в проекте.

Экс-министр иностранных дел Германии Йошка ФИШЕР так объяснил «Дню» свое участие в наблюдательном совете: «Я считаю, что это замечательная инициатива. Думаю, очень важно, чтобы немецкий гражданин приобщился к этому проекту. Ведь это ужасное преступление было совершено в Бабьем Яру немецким  командованием. А демократическая Германия чувствует ответственность за преступления в прошлом. И это важная часть нашей демократической идентичности. Поэтому Германия также присоединится к такой инициативе».

Но еще больше вопросов вызывает присутствие в наблюдательном совете Мемориального центра Холокост «Бабий Яр» целых трех российских олигархов. Речь идет о главе фонда Мемориального центра «Бабий Яр» Павле Фуксе, соучредителе и главе наблюдательного совета консорциума альфа-груп Михаиле Фридмане, соучредителе и члене наблюдательного совета консорциума альфа-груп Германе Хане. Россия является агрессором в отношении нашей страны, и против многих российских компаний и физических лиц введены санкции, а здесь большие российские деньги будут идти на строительство мемориала в Украине.

Пан Вятрович признался, что его смущает тот факт, что за этим проектом стоят большие российские деньги. «Верить в независимость крупного капитала в Российской Федерации не приходится. И это нужно учитывать. Надеюсь, что количество людей, которые представляют Украину в этой инициативе, будет  достаточным, чтобы отстоять взвешенный и правильный подход к освещению этой трагедии как одного из элементов украинской истории. Я надеюсь, что российские деньги не будут определять содержание того, как будет освещаться история Бабьего Яра», — подчеркнул он.

Кстати, больше всего вопросов может вызывать как вид мемориала, так и его содержательное наполнение. И здесь как раз похоже на то, что первую скрипку играют именно российские деньги. На пресс-конференции Павел Фукс отметил, что проект будет отобран по результатам конкурса. Он посоветовал победителю прошлогоднего конкурса на создание парка «Бабий Яр — Дорогожицкий некрополь» скульптору Михаилу Реве принять участие еще раз, но вместе с зарубежными художниками.

Нужно отметить, что сейчас не принято решение, где именно будет находиться этот музей. Но, подчеркнул пан Щаранский, организаторы хотели бы, чтобы музей находился именно в районе Бабьего Яра, но с соблюдением как еврейских законов, согласно которым строить на кладбищах нельзя, так и юридических и археологических требований и соответствующим согласованием с местным самоуправлением.

Щаранский сообщил, что на следующем заседании наблюдательного совета через полгода будет принято решение о месте строительства  музея, а между тем параллельно в течение этого срока в профессиональной среде и среди киевской общественности планируется широко обсуждать музейную, исследовательскую, образовательную составляющую мемориала.

Остается надеяться, что за это время украинская власть поймет, что Бабий Яр — это часть украинской истории, которую нельзя отдавать на откуп каким-то меценатам, и не допустит создания мемориала фактически под вывеской Ялтинской стратегии на деньги российского капитала, а возьмет это в  свои руки. Согласитесь, реализация этого проекта должна быть этически безупречна.

Мыкола СИРУК

«День», 21 марта 2017