Вторая история с печатью Предстоятеля УПЦ (ч.5.)

5 ноября 2016, 15:44 | Общество-дайджест | view photo | 4 |   | Код для блога |  | 

Александр Андрущенко

Страница в сети Фейсбук, 4 ноября 2016

Продолжение. Предыдущая

Предыдущий пост из цикла «Последние дни жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира» я закончил фразой из официального комментария Управляющего делами УПЦ, от 23 февраля 2012 года, в котором владыка Митрофан поясняет, почему 21 февраля 2012 года на должность председателя ОВЦС УПЦ был избран именно архиепископ Антоний (Паканич).

Из перечисленных аргументов, наибольшего внимания заслуживает этот: «Вiн постiйно знаходиться у Києвi, на мiсцi».

Эти слова символичны, потому что, как показывает дальнейшее исследование темы, именно «благодаря участию» владыки Антония, секретаря Предстоятеля УПЦ часто и по-долгу не было «на месте».

И когда я говорю «на месте», имею в виду не кабинет на втором этаже корпуса №70-А Киево-Печерской Лавры, а именно то место, где и надлежало постоянно быть человеку, перед Священным Синодом отвечающему за лечение Предстоятеля Украинской Православной Церкви — рядом с Митрополитом Владимиром.

В какой-то момент в той неприятной истории начинает фигурировать министр Внутренних дел Украины Виталий Захарченко. Как это не парадоксально звучит, но именно он летом 2013 года, в приказном порядке, потребовал от архиепископа Александра отдать печать Предстоятеля УПЦ.

1.jpg

Главному милиционеру страны церковная печать ни к чему, сам он ею пользоваться не собирался. Но уже тогда стало понятно, что его содержательно консультирует кто-то из внутрицерковной системы. И этот "кто-то" убедил генерала в том, что печать Предстоятеля — это таки символ административной власти.

И находиться она «должна» не у Блаженнейшего Митрополита Владимира, которого тогдашний Президент Украины Виктор Янукович больше не желал видеть в статусе Главы Украинской Православной Церкви. А именно у того человека, которого светская власть "готовила" на эту роль.

7.jpg

Вопрос архиепископа Александра «кому же конкретно отдать печать?» не долго был без ответа. В конце июня 2013 года, по приказу Виталия Захарченко, люди начальника киевской милиции генерал-лейтенанта Валерия Коряка привезли владыку в Киево-Печерскую Лавру, где он взял печать из сейфа. Затем доставили его в Феофанию, где пребывал, после лечения, Блаженнейший Митрополит Владимир.

Там, в кабинете Блаженнейшего его ждал, тогда уже, митрополит Бориспольский Антоний. Владыка Александр поставил печать на стол перед Митрополитом Владимиром. После небольшой паузы, владыка Антоний спросил: «Ну что, я забираю?».

Блаженнейший, глядя на него, молча пожал плечами. Так обычно делают вместо ответа: «Поступай, как хочешь». Владыка Антоний схватил печать, и тут же вышел из кабинета.

Блаженнейший спросил архиепископа Адександра: «Ну и как тебе это?» Владыка пожал плечами и ответил: «Простите, Ваше Блаженство!». Митрополит Владимир тогда резюмировал: «Саша, Саша, кого ж ты мне подсунул?».

Как мы увидим дальше, зимними Синодами 2012 года нарушения этических норм в отношении Блаженнейшего Митрополита Владимира не прекратились.

После долгого молчания со стороны митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, в ответ на указание Предстоятеля УПЦ вернуть печать и факсимиле, Блаженнейший распорядился изготовить новую печать. Для избежания безосновательных попыток изъять ее, со стороны посторонних лиц, в эскиз штампа, кроме надписи «Українська Православна Церква» была добавлена и другая: «Володимир, Митрополит Київський і всієї України».

Этой деталью Блаженнейший четко дал понять, что официальное использование печати Предстоятеля УПЦ — это исключительно его прерогатива.

Но это не остановило митрополита Антония. В своем стремлении завладеть печатью, он превзошел даже митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, который просто держал ее у себя.

Владыка Антоний активно пользовался ею, при живом и работающем, на тот момент, Блаженнейшем. В своем кабинете в корпусе №49 Киево-Печерской Лавры он составлял письма от имени Предстоятеля, привозил их для визирования Митрополиту Владимиру, затем увозил к себе и там ставил печать Предстоятеля УПЦ.

На тот момент, старая печать уже была у Блаженнейшего, но она не использовалась, чтобы не провоцировать «участников процесса» на новые циничные действия.

А цинизма в этой истории хватало, и, что интересно, тот же владыка Антоний даже не пытался его скрывать. Ведь печать можно было оставить в кабинете Блаженнейшего Митрополита Владимира в Феофании, и при нем заверять ею документы, под которыми в тот момент Предстоятель ставил живую (мокрую) подпись. Факсимиле подписи не отняли только потому, что в этом не было смысла, ведь летом 2013 года Митрополит Владимир все подписывал собственноручно.

Поступок митрополита Антония с печатью Предстоятея УПЦ стал лишь первым шагом. Со временем, Блаженнейший Митрополит Владимир заметил, что рядом с ним все реже появляется секретарь — архиепископ Александр. Вместо него, документы для визы начали привозить владыка Антоний и протоиерей Владимир Коцаба — внучатый племянник Архипастыря.

Так работала «схема», внедренная в среду близкого окружения Митрополита Владимира министром Внутренних дел. Примерно в это же время состоялся его диалог с архиепископом Александром. Владыке предложили три варианта: 1. Улететь в Москву, в распоряжение Патриарха Кирилла, с которым якобы все согласовано. 2. СИЗО. 3. Охрана-конвой.

В Москву он лететь отказался, и это было очень верное решение, потому что 27 августа 2013 года, во время беседы с Патриархом Кириллом, узнал, что никто его вопрос не согласовывал. Конечно, Патриарх мог сделать вид, что не в курсе событий, но не в моем статусе подозревать его в этом.

Вариант с отъездом владыки Александра «в распоряжение Патриарха» Виталий Захарченко рекомендовал и Блаженнейшему Митрополиту Владимиру. Тогда имелось в виду назначение архиереем в Аргентину.

Осведомленность милицейского генерала о наличии вакантного места в Аргентинской епархии РПЦ свидетельствует о том, что данное предложение исходило не от него лично, а от компетентного сотрудника внутренней системы УПЦ.

На логический вопрос «Кто же досмотрит Блаженнейшего?», у министра был четкий ответ: «Там есть митрополит Антоний и родственник (протоиерей Владимир Коцаба — А.А)».

Фраза министра «о родственнике» также говорит об осведомленности изнутри, да и митрополит Антоний был упомянут неспроста. Захарченко не был главной фигурой в этом «процессе» — он лишь выполнял команды сверху. И понятно, что начальник у него — не представитель УПЦ или РПЦ.

Такое циничное и жесткое ограничение прав и свобод духовного лидера Украинской нации было возможно только в том случае, если «отмашка» на это получена от самого гаранта их соблюдения и защиты.

Ни Блаженнейший, ни владыка Александр не согласились на вариант с Москвой, сажать в СИЗО было не за что. Как результат, архиепископ Александр был помещен под охрану-конвой, которая в тот период сопровождала его везде. Передвижение было ограничено, а места пребывания регулярно менялись, по команде министра. Пользоваться услугами адвоката владыке было категорически запрещено.

Именно этот период митрополит Антоний и протоиерей Виктор Коцаба использовали для того, чтобы чаще появляться рядом с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Вместо того, чтобы, по его просьбе, вернуть архиепископа Александра.

Свое недоверие Блаженнейший демонстрировал тем, что при них, не смотрел документы, которые они привозили на подпись. Он ждал своего секретаря, вместе с ним их прорабатывал, после чего бумаги забирали в Митрополию.

Ребята, из числа иподиаконов Блаженнейшего, которые тогда дежурили рядом с Предстоятелем, рассказали, что и в моменты отсутствия рядом владыки Александра, Митрополит Владимир надиктовывал некоторые документы и давал распоряжения.

2.jpg

Например, 6 августа 2013 года он собственноручно подписал два Указа. В первом говорилось следующее: «Визначенням Нашим звільнити клірика Київської єпархії протоієрея Володимира Коцабу з посади Голови Адміністративного апарату Київської Митрополії та почислити в заштат, до остаточного прийняття рішення щодо подальшого місця служіння».

4.jpg

Второй Указ адресован митрополиту Борисполському Антонию: «Визначенням Нашим від 6 серпня 2013 року Ви звільняєтесь з посади Першого вікарія Київської Митрополії Української Православної Церкви. Виконувані Вами обов'язки, як правлячий архієрей Київської єпархії, приймаю на себе».

Протоиерей Владимир Коцаба не просто не ушел в заштат, но и, со временем, принял монашеский постриг с именем Виктор, и даже был возведен в сан архимандрита. Более того, он занял место архиепископа Александра в студии телепрограммы «Православный Вестник», которую владыка вел много лет, с момента ее основания.

... На этом Виталий Захарченко не остановился. Он приказал архиепископу Александру написать прошение на имя Блаженнейшего Митрополита Владимира об увольнении со всех должностей, занимаемых им на момент 23 июня 2013 года.

Предстоятель отказался подписывать документ с такой формулировкой. Вместо этого предложил другой текст прошения: «Прошу .... на период выяснения обстоятельств дела, по которому я прохожу, как свидетель, отстранить от всех занимаемых должностей».

Надеюсь, что как и раньше, оригинал этого прошения и сегодня находится в канцелярии Киевской Митрополии УПЦ.

Более того, под давлением со стороны министра Внутренних дел, архиепископ Александр был вынужден написать расписку о том, что уедет в Москву. Но позже идеологи этого церковного заговора поняли, что ее нельзя обнародовать, потому что в ней просматривается «церковное происхождение», конкретно указана цель отстранения архиепископа Александра, а также «в дело впутывается» Патриарх Кирилл.

Чтобы хоть как-то удерживать архиепископа Александра «на расстоянии», буквально на следующий день ему приказали написать другую расписку на имя Виталия Захарченко. Именно ее и опубликовали, не так давно, сотрудники антицерковной структуры «СПЖ» на своем сайте, сославшись на страницу в Фейсбуке, разыскиваемого украинскими правоохранительными органами, экс-министра внутренних дел.

Владыка Антоний думал, что если заберет печать Предстоятеля УПЦ, то, тем самым, лишит архиепископа Александра статуса «главного» или «решающего вопросы». В этом очень серьезный промах, так как главное ведь не печать, а живая (мокрая) подпись Предстоятеля Украинской Правослвавной Церкви.

Вы спросите, чем закончилась история с печатью?

Все просто — когда, 24 февраля 2014 года, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры, история с печатью Предстоятеля УПЦ стала неактуальной, так как необходимость в использовании этого оттиска отпала сама по себе.

Эта, вторая история с печатью очень неприятная и грустная. Но, на мой взгляд, она была нужна, для того, чтобы показать, кто есть кто. В тот конкретный момент, митрополит Антоний себя «обозначил».

И каким же было мое удивление, когда его имя оказалось в списке трех претендентов на пост Предстоятеля Украинской Православной Церкви, во время Собора 2014 года.

Допускаю, что Преосвященные владыки, которые проголосовали за него, сделали это осознанно и по собственному желанию. Но уверен, что картина результатов была бы другой, если бы они знали о существовании еще одного письма, которое Блаженнейший Митрополит Владимир подписал 6 августа 2013 года. Этот документ и был адресован епископату Украинской Православной Церкви.

3.jpg

В нем, в частности, говорится следующее: «З огляду на останні обставини та перебіг подій останнього часу, маю необхідність довести до Вашого відома, що я розчарованний діяльністю Високопреосвященнішого митрополита Бориспільського Антонія на посаді Керуючого справами УПЦ та Першого вікарія Київської Митрополії.
Передчастні амбіції Преосвященнішого владики Антонія щодо займаного Нами престолу Київських Митрополитів змушують Нас висловити недовіру до Його Високопреосвященства, та звільнити Високопреосвященнішого Антонія, митрополита Бориспільського з посади Першого вікарія Київської Митрополії, а також підняти питання на засіданні Священного Синоду УПЦ щодо зміщення його з посад Керуючого справами Української Православної Церкви і Секретаря Священного Синоду, Ректора Київських духовних академії і семінарії».

Таким образом, Блаженнейший Митрополит Владимир сам ответил на вопрос «Что это было?», имея в виду циничное изъятие печати. Это ничто иное, как «Передчастні амбіції Преосвященного владики Антонія щодо .... престолу Київських Митрополитів».

Данный документ, как и упомянутые ранее, можно посмотреть в фотографиях к этому посту.

... Архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, в статусе Управляющего делами УПЦ, комментируя заседание Священного Синода от 21 февраля 2012 года, был прав, когда дал понять, что «чья-то» личная позиция выдается за авторитетное мнение Блаженнейшего Митрополита Владимира. Только вот, как мы теперь понимаем, позиция эта принадлежала не секретарю Предстоятеля УПЦ.

Становится также понятно, зачем на том же заседании Синода было смещать архиепископа Александра с должности главного редактора официального сайта УПЦ, и подчинять этот ресурс митрополиту Антонию. Владыка Александр, будучи на должности главреда, никогда бы не положил эти и многие другие «сложные» документы «под сукно».

.... То, что «делалось» тогда с Предстоятелем УПЦ, могло получиться только в одном случае — если ни одна живая душа об этом не узнает. Особенно «душа» из команды Митрополита Владимира...

Следующая

Система Orphus
Рейтинг
0
0
4комментариев

Комментарии

добавить коментарий 
  • Николай Григорьев | 7 марта 2017, 15:48
    Комментировать комментарий

    Из текста ч.5 (На тот момент, старая печать уже была у Блаженнейшего, но она не использовалась, чтобы не провоцировать «участников процесса» на новые циничные действия.). Автору – по факту вторую печать Драбинко оставил на хранение у себя. И это в то время когда его временно отстранили от должности личного секретаря Блаженнейшего на время проведения следствия по уголовному делу. Так у кого в руках осталась печать ? Это вопрос этики или это вопрос уголовного процесса ?

  • Николай Григорьев | 7 марта 2017, 15:48
    Комментировать комментарий

    Из текста ч.5 (Для избежания безосновательных попыток изъять ее, со стороны посторонних лиц, в эскиз штампа, кроме надписи «Українська Православна Церква» была добавлена и другая: «Володимир, Митрополит Київський і всієї України». Этой деталью Блаженнейший четко дал понять, что официальное использование печати Предстоятеля УПЦ — это исключительно его прерогатива ). Автору – а эта исключительная прерогатива выписана в Уставе УПЦ, именно в таком виде? Или Драбинко заказывал печать конкретного Предстоятеля УПЦ для будущего музея ?

  • Николай Григорьев | 7 марта 2017, 15:47
    Комментировать комментарий

    1. Прочитав посты из 17 частей цикла "Последние дни жизни Блаженнейшего Митрополита Владимира", которые Александр Андрущенко разместил на своей странице в Facebook, я решил написать комментарий к ним. Перед тем как начать излагать свое видение тех событий, о которых автор пишет, я приведу слова Патриарха Кирилла (в то время местоблюститель) в телепередаче "Слово пастыря" на следующий день после смерти Патриарха Алексея ІІ (06.12.2008 г.): "Бывает так, что иногда Господь некоторое время дает Церкви некое испытание, когда во главе ее стоит человек престарелый и практически уже не способный к управлению. Это очень трудное время для Церкви. Святейший Патриарх ушел, оградив нашу Церковь от этого трудного времени." Слова мудрого епископа о названном испытании абсолютно точно определяют период жизни последних лет Блаженнейшего митрополита Владимира и соответственно этот период УПЦ. К сожалению, наша Церковь прошла это испытание с резонансными событиями, которые нанесли ей непоправимый ущерб. Кто в этом виновен ? Сказать однозначно, что это епископ Александр (Драбинко), наверное, будет не правильно. Думаю, что те меры воздействия Синода, которые к нему задействованы, были не достаточными, и в последующем, по новым его поступкам, решительно не принимались меры по их пресечению.

    • Николай Григорьев | 10 марта 2017, 22:16
      Комментировать комментарий

      Полный текст комментариев размещен под 16 частью этого Цикла Александра Андрущенко.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

Мониторинг СМИ

Последние комментарии

  • velovs@ukr.net | 22 октября 2019, 18:29

    Р. S. От у Вікіпедії знайшов, зокрема, таку інфу. Тобто, що у с. Сартана (недалеко Маріуполя) була збудована нова ГРЕЦЬКА церква Святого Георгія (2005 р.) – за активної участі Маріупольської

  • velovs@ukr.net | 22 октября 2019, 17:51

    А, може, в Маріуполі є? Як відомо, це місто було засновано і заселено, переважно, етнічними греками, яких царський уряд виселив з Криму...

  • ukrlem | 22 октября 2019, 16:15

    Назовіть хоча одну грецькомовну громаду на сході України будь ласка. Хоч одну!

  • ukrlem | 22 октября 2019, 16:11

    Ой так, так 12 листопада!!! Які ви професйонали.

  • Ігор Затятий | 22 октября 2019, 14:28

    Під гаслом: "Згинь нечисть!"

Популярные статьи месяца