• Главная
  • Мониторинг
  • Епископ Ян Собило – католикам Украины: «Как семья будем солидарны с братьями и сестрами, страдающими от войны»...

Епископ Ян Собило – католикам Украины: «Как семья будем солидарны с братьями и сестрами, страдающими от войны»

12.01.2017, 17:04
Побывав перед Рождеством вместе с Апостольским Нунцием в Донецке и Луганске, хочу поделиться некоторыми наблюдениями, как живут, точнее, выживают, на оккупированной территории наши братья и сестры, греко- и римо-католики.

епископ Ян Собило

Побывав перед Рождеством вместе с Апостольским Нунцием в Донецке и Луганске, хочу поделиться некоторыми наблюдениями, как живут, точнее, выживают, на оккупированной территории наши братья и сестры, греко- и римо-католики.

Каждый, кто за последнее время побывал в Донецке или Луганске, видел людей, которые там живут, и знает, как они живут. Лично я могу говорить только о католиках двух обрядов, так как мы посещали их с душпастырским визитом вместе с Апостольским нунцием Архиепископом Клаудио Гуджеротти. Поэтому не с чужих слов знаю и говорю о том, насколько сложно им сегодня выживать.

Те, о ком мы говорим, ‒  люди, не попавшие под какую-либо программу помощи извне, что могла бы им гарантировать переезд в более спокойное место. Не у всех есть родственники в подконтрольных украинской власти регионах или за границей, которые могли бы их приютить в своих домах. Не у всех были сбережения, чтобы убежать оттуда и приобрести свой угол в другом месте. Те, кто мог, это сделали. Остались люди, которые  еле сводят концы с концами, и просто оказались в неблагополучном месте в это сложное время. Сейчас они и не видят никаких перспектив и вариантов переезда, чтобы начать строить свою жизнь сначала. И, тем не менее, находясь в крайне сложных условиях, наши братья и сестры сохраняют упование на Бога и любовь к Украине.

Когда кто-то на своей кухне или в фейсбуках скажет, что «там только сепаратисты и нельзя к ним ездить», то можно пожать плечами и не отвечать на такие слова. Всем не объяснишь, всех не убедишь, тем более, когда у каждого могут быть свои мотивы так говорить, и не всегда эти мотивы прозрачные и тем более христианские. Но когда высказывает свое мнение человек, который подписывается как профессор или эксперт, то здесь все становится немного сложнее. И некоторые вещи необходимо поправлять, уточнять, ведь в этом наша ответственность не только перед людьми, но и перед Богом! Потому, уверен, что мы должны защитить от клеветы тех людей, которые точно не заслужили упреков в том, что они «враги Украины». Первым это сделал Архиепископ Клаудио Гуджеротти.  

Многие жители Луганска и Донецка считают себя украинцами, молятся за свой город, свою страну и верят, что их пребывание на том месте будет увенчано возвратом оккупированных территорий в состав Украины. И они заслуживают большого уважения и помощи с нашей стороны. Возможно, именно благодаря тому, что они там остались, в будущем эти территории вернутся в Украину. Представим только на мгновение, что все, кто считает себя украинцами, патриотами, выехали из оккупированных территорий – тогда все действия Президента и украинской армии были бы бессмысленными?! Что важнее для нас сегодня: бороться за землю или души людей?

Поэтому в Луганск и Донецк должны ездить дипломаты, государственные чиновники, чтобы собственными глазами увидеть и крайнюю нищету, и одновременно глаза людей, которые ожидают мира и молятся о том, чтобы проснуться снова в Украине. И ни в коем случае не списывать их со счетов.

Прихожане греко- и римо-католики, прибывшие на встречу с Апостольским нунцием во время нашего визита в Донецк и Луганск, плакали от счастья. Сложно передать словами их благодарность, что кто-то еще о них помнит, что кто-то им принес благословение и надежду. Так было на Пасху весной 2016 года, так было и в декабре 2016 года, накануне Рождества.

Поэтому Апостольский нунций, прежде всего как пастырь душ и представитель Святого Отца Франциска, несмотря на комментарии разных «экспертов», едет туда и, надеюсь, будет ездить и в будущем, чтобы самым бедным среди бедных подарить искру любви и надежды.

Перед глазами имею историю Давида, который радуется при возвращении Ковчега Завета и реакцию его глупой жены Мелхолы, которая, будучи далекой сердцем от Бога, не понимала того, что Господь творит в сердце человека, уповающего на Божью любовь.

Апостольский нунций оставил людям, Церкви самый главный подарок на праздники: благословение каждому, кто присутствовал на Святой Литургии. Не так легко было добраться до этих мест, и для посла Ватикана эти дни были очень тяжелыми. Но видя глаза людей, я словил себя на том, что этот визит важнее, чем целый гуманитарный конвой. Потому что в мешках продуктов можно не найти даже одного грамма надежды и сострадания. А вот визит Апостольского нунция был большим конвоем Божьей любви, которая снизошла на эти два областных центра Украины, испытывающие многочисленные проблемы.

Встреча с римо- и греко-католиками в Луганске

Те, кто это увидел, никогда не смогут разделить мнение так называемых экспертов, которые, сидя в теплых кабинетах, порой философствуют на темы, не сильно глубоко разбираясь в них. Но ведь всегда можно задать вопросы, прежде чем делать поверхностные выводы, а особенно оценивая мотивы и действия других людей.

Я знаю лично многих прихожан из Донецкого и Луганского приходов, так как это наша епархия. Знаю их судьбы и крайне сложное нынешнее положение, вижу, насколько они нуждаются в нашей солидарности. Некоторые из них выехали из оккупированных территорий в начале войны, многие приезжали в Запорожье, мы встречались с ними здесь и пробовали помочь на первое время. Но, потратив все средства, они вынуждены были вернуться в свои дома, так как была угроза потери квартир и имущества, ведь там процветает мародерство в пустующих домах. И это чрезвычайно сложное решение: здесь, ничего не имея, они и там могли бы потерять свою собственность.

А как быть с теми, кто ухаживает за прикованными к постели инвалидами, пенсионерами, которых никак невозможно вывезти? А что говорить о волонтерах, которые опекают одиноких стариков, развозя им хлеб и лекарства? Бросить умирать тех, с кем ты прожил 20–30 лет на одной улице и знаешь, что они больше никому в этом мире не нужны и никто даже не сможет их похоронить по-христиански? Кто осмелится судить таких людей, не предложив им помощи и альтернативы?

Мы действительно мало знаем о жизни мирных людей за линией разграничения. Мало поступает правдивой информации, и это нужно всегда учитывать перед тем, как делать любые выводы или читать СМИ.  Продукты, которые там дороже, чем на подконтрольных власти территориях, сложность в поисках работы и много других неудобств, с чем приходится сталкиваться ежедневно. Но главное, что они все-таки верят, что нужны Украине. И они молятся каждый день, чтобы все встало на свои места.

Литургия в Донецке

Могло так произойти, и только Бог сохранил нас, что Харьков, Запорожье, Одесса и даже Киев могли оказаться в оккупации. И тогда, наверное, совсем другой была бы риторика тех, кто сегодня критикует Апостольского нунция за опеку над католиками всей Украины, если бы они тоже оказались в числе жертв войны.

И сейчас, пользуясь случаем, хочу попросить всех католиков Украины, и восточного и латинского обрядов, быть солидарными с братьями и сестрами, которые остались на оккупированной территории. Они не являются ни гражданами, ни христианами второго сорта. Им труднее, чем нам, быть в храме на Литургии, из-за комендантского часа им нельзя организовывать вечерние и ночные молебны. Потому наша молитвенная и любая солидарность с ними может быть для них огромной поддержкой.

Эта солидарность всех католиков должна быть силой, которая будет восстанавливать  Церковь, объединять ее. И сейчас я уже вижу, как священники, римо-католические и греко-католические, поддерживают и помогают друг другу, общая беда нас еще больше сближает, цементирует, и в этом есть позитивный аспект войны.

Когда я вижу этих людей, их молитвы и слезы, как сложно им добираться на Святую Литургию, но все равно они в храме, так как Церковь – их единственная семья и место утешения, я надеюсь, что Господь взглянет, прежде всего, на их сердца и наградит их надежду большим праздником свободы, которой они так жаждут.

А сколько есть семей, выехавших из оккупированных территорий, и они никому не нужны, никто не может им помочь, у них нет дома, работы, защиты, понимания своего будущего. И хотя они живут в свободной части Украины, государство не может им ничего предложить. И это тоже задание – как для власти, так и для каждого из нас – проявить заботу о них. Ведь когда мы в конце 2016 года посмотрели на е-декларации, стало очевидно, что денег в Украине, оказывается, много, и если бы было больше солидарности и понимания, то сами бы украинцы могли обеспечить всех тех, кто так сильно сегодня нуждается в помощи.

Папа Франциск показал нам пример, обратив внимание всего мира на войну на востоке Украины. Но это задание, прежде всего, для всех нас – самим позаботиться о благополучии нашей Украины, не ждать гуманитарной помощи Папы, но самим посмотреть, чем я могу поделиться с людьми, которые оказались в трудном положении.

Это должна быть помощь как в семье: когда случается беда, мы не ждем, пока кто-то подскажет, что нужно делать, чтобы помочь в несчастье, и не устраиваем дискуссий, нужно помогать или нет. Когда речь о родных людях, мы начинаем действовать и искать решение инстинктивно! Даже если среди ночи случается что-то плохое, не ждем утра, а сразу же пытаемся что-то сделать. Потому, будучи благодарными Святейшему Отцу за его помощь, нужно понимать, что и мы можем быть более чуткими друг к другу, открытыми к братьям, нуждающимся в нашей помощи, солидарности и горячей молитве.

Потому прошу вас: давайте молиться за наших братьев, которые остались в Донецке и Луганске или выехали и оказались растерянными из-за неустроенности нынешней и неизвестности будущей жизни. За священников, которые служат им, но и сами нуждаются в словах поддержки. Мы можем выражать поддержку всем пострадавшим от войны через душпастырей, передавать через них помощь, в том числе материальную.

Всячески поддерживать волонтеров, задействованных в гуманитарной Акции «Папа для Украины» или любой другой волонтерской работе, чтобы они всегда знали, что через служение обездоленным они служат Христу, и именно в Нем находили силу для своей  нелегкой и, временами, неблагодарной работы.

Также призываю каждого христианина смело поднимать свой голос в защиту правды, в защиту достоинства тех, кто страдает, хотя не виновен в этом. Возвысьте голос в защиту единства Церкви Христовой и покажите, что для нее нет границ, нет блокпостов, никаких линий разграничения, как это показали католики всей Европы, проявив солидарность с нами, украинцами, страдающими от войны. И истина сделает нас свободными!

Ян Собило,

епископ-помощник Харьковско-Запорожской диецезии РКЦ,
Глава Комитета Акции “Папа для Украины”

Сайт "Папа для Украины", 12 января 2017