• Главная
  • Мониторинг
  • Каноническая территория. Вместе с Новинским неприкосновенности лишится УПЦ МП...

Каноническая территория. Вместе с Новинским неприкосновенности лишится УПЦ МП

16.11.2016, 10:01
Каноническая территория. Вместе с Новинским неприкосновенности лишится УПЦ МП - фото 1
Накануне рассмотрения дела о снятии неприкосновенности с нардепа Вадима Новинского, Синод УПЦ МП принял довольно своеобразное обращение к президенту Украины

Накануне рассмотрения дела о снятии неприкосновенности с нардепа Вадима Новинского, Синод УПЦ МП принял довольно своеобразное обращение к президенту Украины

Фото: apostrophe.ua/Владислав Мусиенко

Обычные уже для этой церкви жалобы на "гонения" оригинальным образом переплелись с уголовным делом олигарха.

Текст, судя по всему, готовили в спешке - он кажется сырым и местами противоречивым. Спешка эта и удивительна, и объяснима одновременно. Объяснима - потому что в центре внимания Синода неприкосновенность Вадима Новинского, которая вот-вот будет рассматриваться в парламенте. Удивительна, потому что дело "варится" уже давно, и можно было успешно заготовить какую-нибудь "рыбу". Взять, например, свое предыдущее обращение по "делу Новинского" и переписать его набело с учетом хотя бы некоторых критических замечаний, которых высказано было по поводу этого документа немало.

Однако то ли члены Синода в упор не видят критики, то ли они просто любят ходить по граблям. Обращение к президенту снова пестрит плохо скрытыми угрозами "попортить имидж", упреками в том, что всякие штатские "не понимая природы церковных процессов", но при этом лезут в дела церкви, призывами "дать оценку", прекратить "политические манипуляции церковными вопросами", а заодно имеется словечко, замолвленное за Новинского и пара нелестных - в адрес митрополита Александра Драбинко, главного свидетеля по делу олигарха.

Трудно не согласиться с владыками в одном: то, что генпрокуратура направила в Верховную Раду в обоснование ходатайства о снятии неприкосновенности с Новинского, мягко говоря, не впечатляет. Если все дело в целом выглядит так, как описано в этом документе, - то я понимаю, почему Новинский вернулся в Украину.

Священноначалие УПЦ МП совершенно искренне обеспокоено тем, что в деле олигарха "спекулируют" именно их "честным именем". Это, действительно, интересный момент. В том, что Новинского хотят если не "сковырнуть", то изрядно "пощипать", сомнений нет (и возражений тоже). Но почему за это взялись именно с "церковной" стороны?

Объяснений может быть несколько. Но я приведу только одно. Конечно, Генпрокуратура откровенно "копает" на Новинского. Но при этом убивает еще одного зайца. Дело в том, что УПЦ МП упорно делает вид, что не понимает или не замечает намеков. Так вот, Новинский - это не только лакомый кусочек бизнеса и старые счеты между гигантами украинского бизнеса и пигмеями украинской политики. Это еще и толстый намек Киевской митрополии. Настолько толстый, что его не заметить или не понять - решительно невозможно.

Впрочем, если кто-то по-прежнему не замечает и не понимает, возьму на себя неблагодарную роль капитана Очевидности и расшифрую. УПЦ МП намекают, что она заигралась в политику. Что она представляет собой угрозу национальной безопасности. Что батюшки - которые не просто "поддерживают", но прямо воюют на стороне сепаратистов, а также владыки, которые в открытую агитируют за срыв мобилизации и прочие нарушения законов Украины - это перебор. Что апеллировать к Конституции может только тот, кто сам проявляет уважение к этому документу. Что призывать кары на головы политических деятелей, которые "разжигают религиозную вражду" - смешно (или нагло) в устах организации, которая едва ли не всю историю своего существования в Украине именно этим и занималась, рассеивая вокруг себя хейт-спичи в отношении "раскольников" и "униатов".

Что требовать от президента "дать оценку" ситуации, которая складывается вокруг УПЦ МП могла бы церковь, которая сама потрудилась дать оценки и определить свою позицию в той ситуации, в которой оказалась родная страна. Поза "над конфликтом" не засчитывается - потому что, в таком случае, церкви следовало бы оставаться "над конфликтом" и в деле Новинского. Избирательность настораживает.

В общем, "симфония" что-то "не звучит". И это тот редкий случай, когда вины президента нет - не он первый вышел из "симфонии". Не он первый дал понять, что правила игры, работавшие до сих пор в государственно-бизнесово-церковной сфере, больше не работают. Вернее, что они теперь работают выборочно. И этот выбор носит выраженный политический характер.

Ламентации по поводу свободы вероисповедания неуместны. То, что происходит сейчас, не имеет к этой свободе ни малейшего касательства. С одной стороны, имеет место дело, апеллирующее к уголовному кодексу. С другой - вопрос национальной безопасности. И в том, и в другом случае намеки на "неудовольстве" ООН и ОБСЕ - медь звенящая.

Сейчас я напишу то, что Синод назвал бы (и называет в своем Обращении) "оскорблением миллионов верных" (для ясности уточню: это оскорбление им наношу не я, а политика Киевской митрополии): УПЦ МП с ее нынешним образом действий представляет собой вполне реальную угрозу национальной безопасности. Просто потому, что государство Украина в данный момент находится в состоянии войны с государством Россия (признаем мы это официально или нет), а священноначалие УПЦ МП в этом конфликте занимает позицию, продиктованную из Москвы. В данном контексте не важно, почему оно поступает именно так - это духовные узы, глубокие убеждения или благая уверенность в том, что "мы единый народ". Плюрализм подобного рода имеет полное право на существование - но он не может быть реализован на практике в контексте войны.

Факт войны очень многое расставляет по местам. Организация, сосредоточившая в своих руках достаточно много власти и ресурсов и управляемая из Москвы, представляет опасность для национальных интересов государства Украина. И неважно, религиозная это организация или светская. Да, я знаю, что "по уставу" УПЦ МП "самоуправляемая" и к Москве отношения не имеет. Но бьют, как известно, не по паспорту. Да и "по паспорту" что-то не сходится: или патриарх Московский уже не имеет власти в УПЦ МП?

На фоне войны становится совершенно очевидно, что использовать УПЦ МП в политических целях могут не все, а только некоторые, имеющие "канонический патент" или хотя бы просто много денег. Новинский, как видим, может. И Москва тоже может. А Украине - в лице хоть президента, хоть генпрокурора - нет, не позволено.

Кроме всего прочего, Синод своим документом осудил митрополита Александра Драбинко. Это предсказуемо. Но интересна формулировка. Она куда менее драйвовая, чем несколько лет назад, когда "синодалы" пытались перехватить власть у заболевшего митрополита Владимира. Тогда секретаря Блаженнейшего, напомню, обвинили в "хуле на Духа Святого". Теперь всего лишь в том, что нарушил внутренний распорядок: не довел до сведенья "старших товарищей", а сразу - в СМИ, в Фейсбук, в Генпрокуратуру... В общем, "вынес сор". Тут, правда, владыки дали волю раздражению (отчего создается впечатление, что руку к документу приложили не только владыки, но и фигурант дела Вадим Новинский) - это очень эмоциональный абзац с самыми крепкими выражениями, какие только возможно употребить в такого рода бумагах.

Но самое замечательное в нем не это. А то, как церковь тщательно хранит свои маленькие (а особенно - большие) секреты. Это одна из внутренних заповедей - ничего не выносить наружу. А тут, внутри, мы сами "все порешаем".

Как "решают" в церкви - нам и известно, и неизвестно одновременно. Как, например, решили судьбы тех батюшек, которых брали с оружием? Их, если верить СБУ, не так уж мало. Но СБУ не делает из их поимки шума - предпочитает быстренько обменять. Курс, говорят, больно хорош: батюшка идет как старший офицер, за одного двоих-троих бойцов выменять можно. А что "решили" по поводу "синодалов", пытавшихся оттереть от власти предстоятеля УПЦ МП в 2012? А печать? Печать киевской митрополии, исчезнувшая в одном из митрополичьих карманов - ее нашли? Или новую выправили взамен "утерянной"? "Синодалы", я вижу, все по-прежнему в Синоде заседают, а не на покаянии в отдаленных монастырях. Это расценивать как решение церкви или как отсутствие решения?

Надо сказать, это читается между строк документа - и нынешнего и предыдущего: владыки страшно раздражены тем, что им приходится отвечать на вопросы следователей. Как "простые смертные" ходят в прокуратуру, дают показания. Им это непривычно. Именно это их пугает больше всего - они больше не чувствуют себя в достаточной мере привилегированным классом. И именно поэтому так тонко чувствуют и так болезненно реагируют на "нарушения прав верующих". Им намекнули - ах, снова эти намеки! - на то, что церковь, "отделенная от государства", состоит из граждан этого государства. Ее представители - от мирянина до митрополита Киевского - обязаны выполнять законы этой страны. Если в отношении покойного митрополита Владимира были совершены противоправные действия - с этим должны разбираться следователи и суд. Обвинения, которые выдвигает Новинскому генпрокуратура, основанные на показаниях владыки Александра - это обвинения в нарушении законов, а не канонов. Поэтому показания даны "по адресу" - нравится это владыкам или нет.

И, наконец, о "светлой памяти Блаженнейшего митрополита", о которой особо печется Синод в своем обращении. По мнению владык, эта память "оскверняется" уголовным процессом. По-видимому, справедливое расследование обстоятельств смерти человека и суд над виновными - буде такие найдутся - это такой изощренный способ "осквернения памяти". "Миллионы верных сохранили в своем сердце совсем другой образ", - высокопарно вещает Синод, а следствие купно с прессой всучиваю этим миллионам нечто совершенно иное - "низкопробные спекуляции о его физическом состоянии".

Тут я могу ответить членам Синода - точно так же как они, от имени "миллионов верующих" (а заодно, и авторов "низкопробных статеек в прессе"). Я хотела бы знать правду о том, что произошло с Великим Старцем в его последние дни. Да, я хотела бы знать правду. На всякий случай еще раз напишу это слово: правду. Знать правду - не роскошь, и даже не право. Это естественная потребность человека. Не только верующего. Но в особенности верующего - потому что верующий, в отличие от агностика, твердо верит в то, что правда, на самом деле, существует.

Как же выглядит священноначалие, которое напоказ заботится об имидже почившего, и ради этого выдуманного, виртуального образа предлагает "миллионам своих верных" отбросить правду? Да, я знаю, что цель Генпрокуратуры - не правда вовсе, а политические и экономические интересы отдельных людей. Но не о Генпрокуратуре речь - прокуроры приходят и уходят (иногда даже удирают). Речь о Синоде, который должен бы был выступать на стороне правды, ее желать, к ней стремиться и "миллионы верующих" ориентировать по ней.

Так вот, вместо правды, Синод выступил на стороне своего мецената. Владык можно понять. Интересно, сколько из указанных "миллионов верующих" готовы их простить.

Екатерина ЩЕТКИНА

"Деловая столица", 16 ноября 2016