Современные тенденции Ислама в Украине

18.10.2016, 14:30

Исторически ислам является неотъемлемой частью украинского общества. Мусульманские общины занимают достойное положение среди других религиозных течений. Но военные действия на востоке и юге страны, а также оккупация Крыма стали для мусульман Украины настоящим испытанием.

Исторически ислам является неотъемлемой частью украинского общества. Мусульманские общины занимают достойное положение среди других религиозных течений. Но военные действия на востоке и юге страны, а также оккупация Крыма стали для мусульман Украины настоящим испытанием. Часть из них заняла в этом конфликте проукраинскую позицию, другие решили пойти иным путем  и безболезненно интегрировались в контекст «русского ислама».

История ислама на территории Украины исчисляется сотнями лет. Представление о мусульманах на украинских землях формировалось через взаимоотношение украинцев с народами, проживающими на территории Украины или в соседних странах. Так сложилось исторически, что отношения эти были, в большинстве, напряженными и крайне непростыми. На протяжении многих веков между украинцами-христианами и татарами-мусульманами происходили межгосударственные конфликты, в целом присущие всем средневековым государствам. Это было обусловлено непростыми отношениями с южными соседями, исповедовавшими ислам. Однако по мере установления мирных отношений с мусульманскими народами взгляды украинцев на ислам постепенно менялись.

Первые упоминания о мусульманах датированы IX-X веком. Здесь стоит вспомнить легенду о «выборе вер», согласно которой, князь Владимир выбирал себе одну из трех монотеистических религий, а именно: иудаизм, христианство и ислам. Стоит отметить и пребывание украинских земель в составе Золотой Орды, поскольку почти вся Центральная и Левобережная Украина находились под влиянием ислама. 

В этот период в Крыму активно строятся мечети, формируется просветительская сеть, устанавливаются и развиваются связи с другими регионами, в которых уже существовали развитые традиции мусульманской учености - Египтом, Персией, Центральной Азией, Поволжьем1. Однако расцвет мусульманской цивилизации на территории Украины происходит во времена существования Крымского Ханства как государства, в котором официальной религией был ислам.

Крымское ханство, образовавшееся в результате распада Золотой Орды, имело все признаки государственности (территория, население, могущество). Во владения Крымского Хана входили земли как самого полуострова, так и Северного Причерноморья, Приазовья и Прикубанья. Именно Крым является колыбелью Ислама в Украине, откуда началось распространение данной религии как на материковую часть страны, так и в соседние страны. Именно в Крыму были построены первые мечети, медресе и возникли первые сообщества верующих. 

Стоит заметить, что развитие ислама не происходило  исключительно  на территории Крыма, поскольку ислам был распространен не только в Причерноморье и Приазовье, но и локально в западной Украине, в частности Остроге, Львове, Житомире и Каменец-Подольском. Украинские земли были одним из основных объектов  набегов татар. Прежде всего это обусловлено расположением Крымского ханства, которое было своеобразным плацдармом для развертывания экспансии вглубь украинских и российских земель. Стоит вспомнить также, что турецкие колонии существовали и за пределами Крыма, в частности в Азове, Очакове, Белгороде-Днестровском, Каменец-Подольском.

Во время экспансии Российской империи в XVIII веке Крымское ханство было уничтожено. В то время в столице Ханства насчитывалось как минимум 18 мечетей. В свою очередь, власти Российской империи заставила покинуть Крым 160.000 крымских татар2.  

Для волжских и крымских татар, представителей тюркоязычных народов Средней Азии, живших в то время в Украине, ислам стал силой, которая способствовала сохранению их как нации от ассимиляции. Интересно, что подобная тенденция проявилась и в XX веке.

За годы советской власти, в частности к концу 80 гг., ислам в Украине был подпольным явлением, поскольку религиозная жизнь мусульман в Украине была полностью подавлена. Согласно отчетам уполномоченных по делам религий, с  конца 40-х годов и вплоть до конца 80-х годов в Украине не было ни одной мусульманской общины или зарегистрированной группы мусульман, поскольку советская власть не видела необходимости в организациях верующих мусульман3

По приказу Сталина 18-20 мая 1944 года из Крыма выселили почти 190 000 крымских татар. В общем, количество депортированных крымских татар превысило 200 000 человек. Во время выселения и в первые годы пребывания в депортации, по официальным данным, погибло до 25% переселенцев. По данным Национального движения крымскотатарского народа, полученным в результате всенародного опроса в 1960-е годы, погибли около 46% - почти каждый второй4. После репрессий и депортации крымских татар мусульманские общины формально прекратили свое существование. Однако в крупных городах Украины подпольно функционировали общины татар - выходцев из Волго-Уральского региона, тайно проводившие религиозные обряды. 

Точкой отсчета современного украинского ислама можно считать 1989 год, когда Верховный Совет СССР принял решение об осуждении преступной депортации крымских татар и других народов, что позволило вернуться на историческую родину более 200 000 человек5

Начиная с 1991 года, с обретением Украиной независимости, происходит совершенно новый этап развития ислама. Верующие мусульмане получили возможность свободно исповедовать свою религию.

Первые общины мусульман возобновили свою  деятельность в начале 90-х годов. Нет сомнений, что образованные в 1991 году организации мусульман (после провозглашения независимости на территории Украины было зарегистрировано 14 мусульманских общин, из которых 12 находились на Крымском полуострове, одна в Киеве и одна в Донецке) не могли возникнуть без предварительной, основательной подготовки, которая требовала длительного времени. Это, в свою очередь, противоречит данным официальных документов о том, что в советской Украине не существовало исламских  религиозных общин6

После 1991 года возрождение мусульманской религиозной жизни в Украине происходило благодаря двум процессам - возвращению крымских татар из мест депортации, которое началось во второй половине 1980-х гг., и выходу из подполья мусульманских общин. Вероятно, что наиболее активным  исламское возрождение было на Крымском полуострове, где в 1991 году создается  Духовное управление мусульман Крыма (до 1994 года  Кадият). 

На территории материковой Украины сначала появилось Духовное управление мусульман Украины с центром в Киеве (создано в 1992г.), а затем в 1994 году был основан Духовный центр мусульман Украины с центром в Донецке. Духовное управление мусульман Украины (ДУМУ) является одной из крупнейших религиозных организаций Ислама в Украине,  возглавляемой уроженцем Ливана, Шейхом Ахмедом Тамимом. Данное духовное управление относится к хабашитскому направлению Ислама. 

ДУМУ является достаточно влиятельной организацией, которая позиционирует себя как главное, или центральное духовное управление мусульман Украины.

Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что данное духовное управление входит во Всеукраинский Совет Церквей и Религиозных Организаций (ВСЦиРО), где представлены также лидеры всех основных религиозных общин Украины. Главная цель, этой организации, как указано на официальном сайте, заключается в объединении усилий Церквей и религиозных организаций по духовному возрождению Украины, координации межцерковного диалога как в Украине, так и за ее пределами, участия в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-конфессиональных отношений, осуществления комплексных мероприятий благотворительного характера. 

Деятельность данной организации подвергается критике многими исследователями и религиозными лидерами за непрозрачность и неопределенность, особенно в вопросах принятия новых членов в свой состав и малую эффективность. Следовательно, именно Шейх Тамим является представленным  на большинстве официальных встреч с представителями власти, и пытается документально представлять мнение всех мусульман Украины, хоть и не имеет на это юридического права. Как указано на официальном сайте ДУМУ, главными  источниками финансирования, являются пожертвования верующих, «вследствие активной деятельности» данного управления. 

Стоит отметить, что этнический состав ДУМУ довольно пестрый. Среди прихожан есть ливанцы, арабы, крымские татары, чеченцы, дагестанцы и верующие, имеющие кавказское происхождение. Интересной является позиция ДУМУ касательно событий на востоке и юге Украины и «Революции Достоинства». Как известно, СМИ критиковали духовное управление, за нейтральную или пророссийскую позицию. В ответ Шейх Тамим неоднократно подчеркивал, что ведет активную деятельность в составе ВСЦиРО и отстаивает мнение верных мусульман именно в таком формате и не считает нужным выходить на трибуны Майдана. Однако, вряд ли такая позиция может удовлетворить украинское общество и украинских мусульман в первую очередь. Также неизвестно, насколько эффективно данное управление заботится о лицах, пострадавших вследствие военной агрессии Российской Федерации.

Начиная, с 2007 года, процесс возрождения исламских организаций в Украине вышел на новый этап. Именно в 2007 году было создано региональное объединение «Киевский муфтият» и Духовное Управление мусульман Украины «УММА», а позже образованы еще два объединения: Духовное управление «Единение» (г. Макеевка) и Духовный Центр мусульман Крыма. 

Лидером духовного управления «Единение» является Ринат Айсин. Главной целью данного управление является объединение мусульман Украины и России. В связи с военными событиям на востоке Украины, Ринат Айсин стал называть себя Муфтием ДНР т.н. «Донецкой Народной Республики». Более того, именно в статусе муфтия ДНР он провел несколько важных встреч с лидерами российского ислама, серди которых стоит отметить встречу с Верховным муфтием ЦДУМ (Центральное Духовное Управление Мусульман) России Талгатом Таджуддином. Интересно и то, что Ринат Айсин (как муфтий ДНР)  стал одним из тех, кто поставил подпись под  нашумевшей «фетвой»7 на «Всемирной исламской конференции» в городе Грозный. Как следствие, можем констатировать, что деятельность духовного управления «Единение» является открыто проросcийской.

ДЦМК (Духовный Центр Мусульман Крыма) возник в 2010 году, как результат конфликта между Духовным управлением мусульман Крыма и Духовным управлением мусульман Украины. Именно на базе ДЦМК был создан Таврический муфтият, который возглавил Руслан Саитвалиев. Известный крымский исламовед Айдер Булатов сомневается, что перемена названия что-либо изменит. По его мнению, именно глава ДУМУ - ливанец Ахмед Тамим, являющийся приверженцем хабашизма, патронировал создание ДЦМК. 

«Основной задачей новоявленного муфтията будет стремление расколоть крымских мусульман, подорвав авторитет ДУМК как главного духовного управления крымских татар», - уверен глава Духовного управления мусульман Украины “Умма” Саид Исмагилов8.  

Как отметил известный исследователь ислама в Украине Михаил Якубович, в следствии удаления от Меджлиса, деятельность которого в Крыму была фактически свернута и, по сути, запрещена, ДУМ Крыма сегодня рассматривается как пророссийская структура. Изначально, Таврический Муфтият позиционировал себя как «единственная правильная организация для мусульман Крыма». Однако сейчас данная организация активно интегрируется в контекст российского ислама, заигрывая с местной властью. 

Отдельное внимание стоит уделить Духовному управлению мусульман Украины ДУМУ «Умма», которое было создано в 2008 году с центром в городе Киев. Это Духовное управление возглавляет муфтий Саид Исмагилов. ДУМУ «Умма» зарекомендовала себя как проукраински ориентированная организация, которая принимала участие в Революции Достоинства, активно занимается волонтерской и капелланской деятельностью в АТО и использует, в отличие от всех других духовных управлений, украинский как главный рабочий язык (именно на украинском выходит и официальная газета «Умма»)9.  

Муфтий ДУМУ «Умма» чаще всех исламских лидеров Украины появляется в СМИ. Характерным признаком данного управления является открытая проукраинская позиция и постоянная активность, готовность сотрудничества в вопросах межрелигиозного диалога, примирения.  Тесно сотрудничая с другими мусульманскими организациями, приоритетами работы этого духовного управления, являются  идеи «умеренности» в рамках традиционной суннитской ветви ислама10

Духовное управление «Умма» активно распространяет и пропагандирует идеи интеграции мусульман в украинское общество на принципах патриотизма, толерантности и взаимоуважения. Представители ДУМУ «Умма» посещают большое количество мероприятий, целью которых является утверждение и распространение духовных ценностей. Среди последних, где принимали участие ее представители, стоит вспомнить симпозиум (29.09.2016), который прошел в стенах Украинского Католического Университета во Львове, где обсуждали концепцию семьи, как союза мужчины и женщины в христианской и исламской традициях. 

Такого рода инициативы являются новыми для украинского культурно-религиозного пространства, поэтому важно, что мусульмане Украины активно приобщаются к распространению правдивого мнения относительно Ислама, разрушая общественные стереотипы. 

Неоднократно, ДУМУ «Умма» была основным участником проектов, организованных  в Украине и тесно сотрудничает с организациями, которые служат своего рода «нейтральными площадками» для встречи различных религиозных организаций и конфессий. В частности, стоит вспомнить деятельность центра межконфессионального и межрелигиозного диалога «Либертас» (г. Львов)  и его руководителя Тараса Дзюбанского, который активно способствует углублению и лучшему познанию христианских и мусульманских традиций.

По состоянию на 1 января 2014 года в Украине действовали 624 зарегистрированных мусульманских общин и еще, как минимум, несколько сотен незарегистрированных. Сегодня наиболее мусульманскими регионами Украины, кроме Крыма, является Донбасский регион, а также Киев, Харьков, Одесса и Запорожье.

По этническому признаку абсолютное большинство мусульман Украины составляют крымские татары, а также выходцы из Волжско-Уральского региона, Центральной Азии, Азербайджана, Северного Кавказа, Турции, арабских стран. Это, в свою очередь, демонстрирует насколько различны этносы, к которым относятся мусульмане, проживающие в Украине. 

Мусульмане Украины не являются последователями лишь одного направления ислама: в то время как большинство мусульман являются суннитами, также есть небольшие общины шиитов (в основном в Киеве и Харькове) и салафитов. В Украине распространены два направления салафитов: мадхалиты и суруриты. Мадхалиты отличаются «избранническими» мировоззрениями и довольно радикальным пониманием религии. Особенно это касается вопросов власти и взаимосвязи власти и граждан. В Украине данное направление финансируется за счёт частных пожертвований из Саудовской Аравии. 

В свою очередь, суруриты являются более умеренными и консервативными салафитами. Главой данного направления в Украине является шейх Сулейман (Илимдар Хайруллаев). Сторонники этого направления проживали преимущественно в Крыму, однако, в связи с аннексией Крыма, перебрались на материковую Украину. Среди этнического состава преобладают крымские татары, выходцы из Северного Кавказа и украинцы, принявшие ислам. Следует подчеркнуть, что сегодня в Украине не существует серьезного и громкого противостояния между представителями салафитов и духовными управлениями мусульман Украины, так как салафитские общины немногочисленны и не столь хорошо организованы, чтобы конкурировать  с ДУМУ или ДУМУ «УММА».

Сегодня в Украине  существует множество спекуляций на тему присутствия в стране таких известных политико-религиозных организаций как Хизб ут-Тахрир, «Джамаат Исламийя» и партии «Братьев-мусульман». Однако если в Украине и встречаются представители этих организаций, то это единичные случаи, а не тенденция.

«Джамаат Исламийя» - исламская политическая партия, которая была основана в Пакистане. Стоит отметить, что данная организация не имеет достаточной поддержки, поскольку в Украине нет ощутимого пакистанского влияния среди мусульман. Похожая ситуация наблюдается и в отношении египетской партии «Братья-мусульмане», поскольку, опять же, в Украине нет ощутимого влияния египетской общины. 

Несколько иная ситуация касаемо исламской политической партии «Хизб ут-Тахрир», целью которой является возобновление исламского образа жизни посредством установления государства Халифат. Идеология данной партии также основывается на возрождении исламского образа жизни и распространении ислама во всем мире. Эта  организация активно развивалась в Крыму, но после аннексии Крымского полуострова офис Хизб ут-Тахрир переехал на материковую часть Украины в связи с тем, что в России, так же как и в некоторых других странах, организация запрещена как экстремистская. Следует подчеркнуть, что еще до аннексии Хизб ут-Тахрир в Крыму было в жестком противостоянии с меджлисом крымскотатарского народа. Главой информационного офиса «Хизб ут-Тахрир» в Украине является Фазыл Амзаев.

Для украинских мусульман безусловным приоритетом стало сохранение территориальной целостности Украины.

Большая часть мусульман проживает на оккупированных территориях Украины, поэтому война стала для них настоящим испытанием. Стоит отметить, что мусульмане Украины активно участвовали в событиях «Революции Достоинства». Большие группы крымских татар и других мусульман, в том числе новообращенных, были участниками АТО в рядах Вооруженных сил Украины, Нацгвардии и добровольческих батальонов, а именно: батальон «Крым» в составе Днепр-1 и отдельная сотня «Крым»)11.  Стоит добавить и два чеченских батальона: Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева (командир Адам Осмаев) и Международный миротворческий батальон имени Шейха Мансура. Впервые  за  время независимой Украины появились и мусульманские капелланы, среди которых, к примеру, ДУМУ «Умма» создали управление военного капелланства мусульман Украины. 

ДУМУ «Умма» в бурные 2013-2016 годы занимало активную гражданскую позицию, что объективно способствовало консолидации украинского общества, защите суверенитета и территориальной целостности Украины. Оно было первым и едва ли не единственным среди мусульманских объединений страны, осудившим избиение студентов в ноябре 2013 года во время «Революции Достоинства»12.  В связи с оккупацией Крыма и военными действиями на Востоке Украины, сотни и тысячи мусульман были вынуждены покинуть свои дома. 

Нужно отметить, что в мусульманской среде были разные оценки и интерпретации этих событий. Некоторые мусульманские организации остались проукраинскими, другие «безболезненно» интегрировались в контекст «русского ислама». Наиболее существенные изменения после оккупации полуострова Российской Федерацией получила ситуация в Крыму. В марте 2015 года Духовное управление мусульман Крыма было «перерегистрировано» по российскому законодательству и  активно интегрируется в структуры российского ислама, несмотря на протесты многих верующих, преимущественно тех мусульман, которым пришлось покинуть Крым13

Подытоживая, следует подчеркнуть, что интенсивность духовно-культурной, религиозно-политической жизни и соответствующие статистические данные свидетельствуют о том, что в современной Украине существуют места компактного проживания мусульман и развиваются мусульманские историко-культурные традиции. Это способствует тому, что этнические Украинцы активно познают ислам и развеивают мифы и стереотипные суждения, которые так часто приписывают этой религии. На патриотические настроения украинских мусульман мог повлиять и тот факт, что уровень религиозной свободы на порядок выше, чем в соседней России. Среднее количество мусульман в Украине, по разным данным, колеблется, от 400 000 чел до 2 миллионов14

Следует отметить, что многие украинские религиозные лидеры, ученые и религиоведы отмечают, что украинские мусульмане по своим ценностным ориентирам порой находятся гораздо ближе к европейским ценностям, нежели мусульмане, проживающие в Европе.


1 М. Якубович Іслам в Україні. Історія і сучасність. Вінниця, ТОВ "Нілан-ЛТД, 2016, с.18.

 Іслам і мусульмани в Україні: від появи до сьогодення // http://islam.in.ua/ua/tochka-zoru/islam-i-musulmani-v-ukrayini-vid-poyavi-do-sogodennya  03.10.2016

Д. Шпак, Іслам та кримськотатарський опозиційний рух на Півдні України у 1970-1980-х роках ХХ ст. // Наукові праці Миколаївського державного гуманітарного університету ім. Петра Могили комплексу "Києво-Могилянська академія". Сер. : Історичні науки.. - 2008. - Т. 96, Вип. 83. - с.236.

4 Іслам і мусульмани в Україні: від появи до сьогодення // http://islam.in.ua/ua/tochka-zoru/islam-i-musulmani-v-ukrayini-vid-poyavi-do-sogodennya 03.10.2016

5 М. Якубович, Іслам в Україні. Історія і сучасність, с.218.

6 Іслам у контексті національного відродження тюркомовних народів України // Рибачук М.Ф., Уткін О.І., Кирюшко М.І. Національне відродження і релігія. – К., 1995. – С. 191-203. 197с.

25-27 августа в столице Чечни прошла исламская конференция «Кто они — последователи сунны?». По итогам мероприятия бьла принята фетва, определяющая «Хизб ут-Тахрир», «Братьев-мусульман», «Исламское Государство», хабашитов, мадхалитов, салафитов и ваххабитов экстремистскими направлениями ислама и признающая « истинными» мусульманами только последователей суфийского тариката.

8 Крымские хабашиты, поменяли вывеску // http://islam.in.ua/ru/novosti-v-strane/krymskie-habashity-pomenyali-vyvesku 

9 М. Якубович Іслам в Україні. Історія і сучасність, с.225.

10 Там же, с.225.

11 Там же, с.227.

12 «Куда идет мусульманская Умма Украині после агресси России» // http://risu.org.ua/ru/index/monitoring/society_digest/64134 04.10.2016

13  М. Якубович Іслам в Україні. Історія і сучасність, с.220.

 14  Іслам та громадянське суспільство в часи випробувань. Аналітчина доповідь // за редакцією О.В. Богомолова. – К.: Інститут сходознавства ім А.Ю.Кримського НАН України, 2015. – с.3.

Роман Назаренко

"Paragraphs.Online", 17 октября 2016