Храм, в котором подписывали договор Мазепа и Карл XII

08.05.2016, 23:15
Храм, в котором подписывали договор Мазепа и Карл XII - фото 1
Реставрация церкви в селе Дегтяревке на Черниговщине оказалась под угрозой

Реставрация церкви в селе Дегтяревке на Черниговщине оказалась под угрозой

Представители украинской диаспоры в Канаде и Америке боятся вкладывать деньги в дальнейшую реставрацию уникального мазепинского храма Святой Покровы Божьей Матери, который расположен в Дегтяревке Новгород-Северского района Черниговской области. Все из-за угрозы межконфессионального противостояния. Работы по восстановлению и реставрации святыни были начаты в 2011 году на средства украинской диаспоры, однако они были прекращены с началом российской агрессии. Историки говорят, что церковь, построенная на средства Ивана Мазепы в 1708 году, является неоценимым памятником истории не только для Украины, но и для Швеции. Именно здесь было подписано соглашение между гетманом Иваном Мазепой и королем Карлом XII. После частичного восстановления храма в Дегтяревку начали ездить паломники. Какой будет дальнейшая судьба мазепинской церкви и стоит ли бояться межконфессиональной войны?

Церковь в Дегтяровке

НЕ ЦАРЬ, ТАК ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОЛХОЗА

Храм святой Покровы Божьей Матери в селе Дегтяревке Новгород-Северского района Черниговской области имеет неоценимое историческое значение. Он был построен перед началом Северной войны, в 1708 году, по заказу и на средства гетмана Ивана Мазепы. Здесь гетман молился за Украину перед исторической встречей с королем Швеции Карлом XII.

21 сентября 1708 года шведские полки во главе с Карлом XII вступили на территорию Левобережной Украины возле села Дроково Стародубского полка. Основная же встреча шведского короля и украинского гетмана состоялась на землях Северщины. Свой лагерь Карл XII разместил в селе Горки в 3-4 километрах от Дегтяревки. 30 октября 1708 года в Дегтяревской церкви, построенной на средства гетмана Мазепы, состоялось подписание украино-шведского военно-политического соглашения. Иван Мазепа и Карл XII скрепили соглашение печатями и засвидетельствовали перед Всевышним чистоту собственных намерений. В знак уважения и величия исторического события шведский король подарил храму чугунные плиты для пола размером 50 на 50 сантиметров с гравировкой «К ХІІ».

После поражения Карла XII историю данного храма, как и чудодейственной иконы Матери Божьей Дегтяревской, по приказу русского царя Петра I пытались переписать. Однако саму церковь не тронули. Пережила она и гражданскую войну, и раскулачивание, и Вторую мировую. Храм не тронули немцы, а, наоборот, - «свои» в 1943-м, когда наступали. Но наибольшим разрушениям святыня подверглась в мирное время, во времена «хрущевщины». В 1961 году по приказу местного председателя колхоза, героя социалистического труда Нестора Школьного церковь подвергли разрушению. Местные старожилы вспоминают, как коммунисты привязывали к гусеничному трактору древние купола и старались снести стены. Снесли, но не все.

Церковь в Дегтяровке

ХРАМ СООРУЖАЛ ЗАПАДНЫЙ АРХИТЕКТОР

Возрождать мазепинский храм взялся священник Украинской православной церкви Киевского патриархата Вячеслав Павленко. «В 2009 году мы создали в Дегтяревке православную общину, - рассказывает отец Вячеслав. - Когда же начали там проводить богослужения, то, бывало, и кирпич над головами прихожан пролетал. Уже в 2010 году мы нашли желающих восстановить церковь. Тогдашний председатель Черниговской облгосадминистрации Владимир Хоменко помог нам с оформлением документации, за что мы ему и сейчас благодарны. Начиная с 2011 года Свято-Покровская святыня начала возрождаться усилиями благотворителей из Канады и Америки, - продолжает священник. - Помощь в 50 тыс. долларов нам предоставил международный благотворительный фонд имени Андрея Первозванного».

Восстановлением и реставрацией храма лично руководил известный столичный архитектор Сергей Юрченко. Фактически за бесценок он разработал заказчикам проектно-сметную документацию.

С началом реставрационно-строительных работ Сергей Юрченко сообщил о сложности восстановления из-за нестандартного кирпич, который был в полтора раза больше по размерам, чем обычный. По его словам, этот кирпич делали на кирпичном заводе в Дегтяревке, который также принадлежал Ивану Мазепе. Строители выяснили еще один интересный факт - в известь, которым скрепляли кирпичи, тогдашние архитекторы добавляли волос - для прочности. Кстати, известь также из этих мест. Весьма своеобразной была система отопления. В стенах храма казацкие зодчие сделали специальные ходы, через которые проходил дым, который нагревал пол и стены. В самих стенах сделаны отверстия, так называемые «кувшины», благодаря которым увеличивалась акустика в храме. Сергей Юрченко говорит, что такие технологии применяли в России до ХVІ века. Поэтому вполне возможно, что архитектор был знаком с данными техниками. В церкви сохранились даже дубовые перекрытия. Отец Вячеслав рассказывает, что попросил реставраторов не выбрасывать дуб, а оставить его на том же месте.

По твердому убеждению Сергея Юрченко, храм сооружали не местные строители, а сам способ строительства далек от народного. Эксперты твердо уверены: Дегтяревский храм строил архитектор. Предполагают, что он был из Европы, ведь до наших дней сохранилась фотография иконостаса, выполненная в стиле классицизма, который в то время зарождался в Западной Европе.

Церковь в Дегтяровке

Восстанавливать барочный храм, построенный архитектором, непросто. Ведь, кроме восстановления, его надо еще и параллельно реставрировать. Благодаря стараниям архитектора Стефана Таранущенко, удалось сохранить церковь на бумаге в ее первозданном виде. Мысль о Божьем промысле не оставляет не только священников, но и ученых, ведь Таранущенко специализировался на деревянных храмах, но вдруг, неизвестно почему, его заинтересовала Дегтяревская святыня. Чертежи архитектора настолько подробны, что в них указаны даже размеры решетки на стенах.

Хотя храм не принадлежит к народной архитектуре, однако икона «Богоматерь Дегтяревская» выполнена в народном стиле. «На ней изображен маленький Иисус в натуральную величину. Одет он в полотняную сорочку. Богоматерь также одета в украинскую одежду, - рассказывает Вячеслав Павленко. - Художник взял украинские элементы основы. Возможно, Мазепа, смотря на маленького Иисуса, вспоминал себя, потому что тоже когда-то бегал в полотняной сорочке».

В начале XVIII века на икону за средства Мазепы сделали серебряные с позолотой одежды. В центре одежд - отверстие для ликов Богородицы и Младенца. Поле украшено головками херувимов, растительным орнаментом из изогнутых стеблей и листьев аканта. Три больших овальных медальона одежд обрамлены лавровыми гирляндами, символизирующими мощь, победу, мир и славу. На ровном поле медальона слева изображен Иоанн Предтеча, справа - архангел Михаил, сверху - Саваоф в треугольнике, который символизирует Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Внизу, в фигурном щите, обрамленном листьями аканта - герб гетмана Ивана Мазепы. После поражения Мазепы в войне с Петром I, по приказу последнего, одежды с иконы сняли. Сейчас они хранятся в одном из столичных музеев. Сама же икона, к сожалению, не сохранилась. В Дегтяревской церкви - только ее бедная бумажная копия.

Рядом со Свято-Покровским храмом стоит не менее запущенная церковно-приходская школа, построенная значительно позже  - в 1910 году. Архитектор Сергей Юрченко поставил здание на учет, и оно уже тоже является памятником архитектуры. До 1970 годов здесь еще учились ученики. Между храмом и школой было церковное кладбище. На него наткнулись случайно, когда в 1960 годах достраивали производственное помещение. По словам местных старожилов, возле школы нашли останки священнослужителей, на них даже были церковные ризы. Останки никто не стал перезахоронять, положили в общую яму и закопали.

КТО СТАЛ ПРИЧИНОЙ РАЗДОРА?

Благодаря энтузиазму неравнодушных храм удалось частично спасти от попадания в «Черную книгу утраченных памятников». Но надолго ли? По словам отца Вячеслава Павленко, поддержка сельского головы Татьяны Школьной внезапно сменилась на полное неприятие общины Украинской православной церкви Киевского патриархата. Татьяна проигнорировала встречи с епископами УПЦ КП владыками Илларионом и Евстратием, не так давно посетили Дегтяревку. Более того, она признала нецелесообразной собственную встречу с представителями диаспоры, которые выделили средства на возрождение памятника.

«Раздор начался с тех пор, как в селе появился некий Игорь, который долгое время не имел украинского гражданства, - говорит священник. - Сам он русскоязычный и русский по национальности. Имеет состояние неизвестного происхождения и называет Киевский патриархат раскольниками».

И действительно, не так давно в Дегтяревке появилась еще одна православная община - Московского патриархата. Сельский совет предоставил в пользование новоиспеченной общине здание бывшего детского сада, которое сейчас активно ремонтируют.

По мнению отца Вячеслава, именно из-за этого диаспора отказывается давать средства для дальнейшей реставрации.

«Они боятся давать деньги, потому что не хотят, чтобы храм перешел в Московский патриархат, - убеждает священнослужитель. - Один из жертвователей Виталий Визир, Украинец, который эмигрировал в Америку, мне так и сказал: «Отче, мы не уверены в том, давать ли деньги. Чтобы не случилось так, что выгонят центральный купол, а в храм зайдут представители московской конфессии».

ВЛАСТЬ: МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ НЕТ

В Дегтяревском сельском совете уверяют - опасения беспочвенны. «Церковь оформлена на общину Киевского патриархата, поэтому никто на храм не претендует, - отмечает секретарь сельсовета Лидия Швец. - Говорить о каком-то религиозном противостоянии - безосновательно, потому что наши люди ходят куда захотят и не слишком разбираются в конфессиях. Диаспора может не бояться, потому что на этот храм никто не посягает».

Для более детального изучения вопроса в Черниговском областном совете при постоянной комиссии по вопросам образования, науки, культуры и информации была создана специальная рабочая группа, которая, чтобы предотвратить межконфессиональный конфликт, держит этот вопрос на постоянном контроле.

По словам председателя Новгород-Северской районной государственной администрации Елены Мовчан, в Дегтяревке нет межконфессионального конфликта. «Во время сходов граждан, которые состоялись в феврале этого года, жителями населенных пунктов Дегтяревского сельского совета вопрос межконфессиональных отношений не поднимался», - разъяснила чиновница.

Церковь в Дегтяровке

Начальник отдела Департамента культуры и туризма, национальностей и религий облгосадминистрации Алексей Степаненко сообщил, что Департамент систематически мониторит ситуацию в области и осуществляет контроль за соблюдением Закона Украины «О свободе совести и религиозных организаций», но жалоб на нарушения действующего законодательства или противостояние на религиозной почве представителей общин в Дегтяревке также не поступало.

Между тем общественность выражает обеспокоенность относительно имиджевых потерь перед украинской диаспорой, которые будут влиять на дальнейшее участие меценатов в возрождении и реставрации здания церкви святой Покровы Божьей Матери в Дегтяревке.

Ответы чиновников не вселяют спокойствия и в душу отца Вячеслава. По его словам, противоположная сторона запускает тему о якобы принадлежности Дегтяревской церкви к Спасо-Преображенскому мужскому монастырю в Новгороде-Северском. «Это чистой воды неправда. Храм никогда не принадлежал монастырю, - говорит священнослужитель. - В свое время царь Петр I пытался его приписать туда и даже арестовать чудодейственную Дегтяревскую икону Покрова Божией Матери, но благочестивые люди всегда возвращали ее на место».

Пока одни боятся, другие строят, третьи регулируют, в Дегтяревку едут паломники, и не только из Украины, но из Швеции и даже России.

Пока же судьба храма - полуразрушенного символа единения и совместных намерений украинского и шведского народов, в руках общины и чиновников. И если власть не способна восстановить святыню за счет государственного бюджета, то пусть не мешает делать это желающим.

Виталий НАЗАРЕНКО

Фото Бориса ДОМОЦКОГО

"День", 6 мая 2016