Мусульмане Украины: история солидарности-2

11.12.2015, 13:54
Мусульмане Украины: история солидарности-2 - фото 1
Шейх Саид Исмагилов: «Во времена СССР государство не признавало существования ислама в УССР»

Шейх Саид ИсмагиловШейх Саид Исмагилов: «Во времена СССР государство не признавало существования ислама в УССР»

В первой части интервью муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» шейх Саид ИСМАГИЛОВ рассказал, как на протяжении последних двух лет изменилась жизнь украинских мусульман, в частности тех, которые оказались на оккупированных территориях, а также поделился собственными мыслями по поводу того, почему после Революции Достоинства не произошло настоящего обновления страны. О точке зрения шейха относительно духовных трансформаций, которые ожидают Европу в ближайшем будущем, и об отношении мусульман к вызовам секуляризации — читайте далее.

Шейх Саид, в последнее время, очевидно, в результате наплыва беженцев и особенно после терактов в Париже все чаще стали звучать опасения относительно угрозы исламизации Европы. Что бы вы ответили на это? Можно ли говорить о какой-то исламизации, принимая во внимание то мощное влияние, которое в свое время оказали мусульманские ученые, философы на процесс формирования европейской цивилизации?

— На мой взгляд, дискуссии об угрозе исламизации Европы появляются из-за того, что мусульмане довольно религиозны. Приезжая из Марокко или Алжира, они хотят посещать мечети так же, как они делали это на родине. А вот европейское общество — очень секуляризовано. Большинство европейских христиан не часто посещают церковь. Именно поэтому, если вы сравниваете религиозные практики христиан и мусульман в Европе, может создаться впечатление, что последних там очень много — часто они даже не могут поместиться в мечети и вынуждены молиться прямо на улице. Таким образом, представление об угрозе исламизации возникает из-за того, что не слишком заметны другие религии. На самом же деле мусульман в Европе не так и много.

В Украине же говорить об исламизации вообще смешно. Гипотетически в нашей стране есть около миллиона мусульман, но если посчитать тех, кто хотя бы раз в году приходит в мечеть, то мы не насобираем и половины от этого количества. Где все остальные — неизвестно. Если же к исламу приходят представители народов, для которых эта религия не является традиционной, в частности украинцы, то это происходит в результате длительных внутренних поисков. Однако таких случаев очень мало. Например, в Киеве за последние десять лет я знаю лишь 66 человек — записываю всех новых мусульман в своем журнале.

Что же касается наплыва беженцев в Европе, то создается такое впечатление, будто их кто-то туда намеренно направил. В конце августа я был в Германии и видел, как все начиналось. Толпы мигрантов меня шокировали. Удивляет, как это вообще возможно. Помню, когда я оформлял визу, пришлось сдавать отпечатки пальцев, несколько раз приносить фотографии. А эти люди попадают туда без всяких документов. Очевидно, кто-то, для кого это выгодно, организовал для них «коридор».

«РАДИКАЛИЗМ — «ПОБОЧНЫЙ ЭФФЕКТ» ВОЗРОЖДЕНИЯ ИСЛАМА»

Секуляризацию сегодня часто рассматривают как одну из причин определенного идейного кризиса, упадка ценностных ориентиров среди европейцев. Возникает ли такая проблема в мусульманском мире? Как современный ислам реагирует на эти вызовы?

— Проблема секуляризации в том, что она не способна предложить никакой альтернативы Божьим, религиозным ценностям. Ведь именно на них зародилась человеческая цивилизация. Всевозможная мораль имеет религиозные корни — она основывается на заповедях, которые находим во всех мировых религиях: «не убей», «не укради» и других. Посмотрите на конституцию любой страны — все они имеют в своей основе религиозные правила, из которых просто убрали упоминание о Боге. «Секуляризованной морали» не существует — человек не придумал ничего сам. Идейный кризис возникает из-за того, что люди отвергают религиозные ценности, но не могут найти ничего вместо этого.

Мусульманскому миру тоже свойственно явление секуляризации. Мусульмане-мигранты в Европе часто уже не так религиозны, как были их родители. Вера постепенно превращается для них в своеобразную дань традиции. В этом контексте можно говорить об определенной «адаптации» к реалиям европейского общества. Такую же проблему имеем здесь, в Украине. К примеру, всегда считалось, что в Киеве живет много татар. Где они сейчас — мы не знаем. Старшие люди рассказывают, что их дети, внуки «считают себя мусульманами», но мечеть не посещают. Такие же тенденции наблюдаем среди христиан.

Лучший способ противостоять этим явлениям — воспитание детей. Убежден, что человека следует с самого детства приучать к Божьим ценностям, вере, к определенной религиозной культуре и традиции. Воспитывать же, как известно, лучше всего собственным примером. Если ребенок будет расти в такой среде, то потом, во взрослой жизни, даже если он не будет религиозным, у него по крайней мере останется уважение к религиозной традиции. Конечно, случается и так, что чрезмерно религиозное воспитание вызывает протест и даже превращается потом в атеизм, но это — единичные случаи. В нашем мусульманском сообществе мы пытаемся воспитывать детей в уважении к вере и религии.

Один из ключевых признаков нынешней секуляризованной эпохи          — превращение религии в предмет выбора. Ведь еще несколько сотен лет назад человек не мог представить себе ситуацию, когда ему придется решать — верить или не верить в Бога, или же какую религию из многих «выбрать». Религиозное сознание было неотъемлемым горизонтом человеческого бытия. Говоря об исламе в мире и в Украине в частности, является ли он сегодня все еще преимущественно «верой родителей»? Какая часть верующих делает сознательный выбор в пользу этой религии?

— До начала ХХ века ислам почти так же, как и христианство, был очень традиционным. Мусульманский мир пребывал в упадке — к религии относились как к вере родителей, к народной традиции. Однако потом началось бурное возрождение ислама. Появился целый ряд мыслителей и проповедников, которые выступили с призывом к обновлению ислама и превращению его в живую, активную миссионерскую религию. Они не были никоим образом связаны между собой, происходили из разных стран, но им удалось реализовать эту программу. Не обошла общая тенденция и Украину. Вспомните движение джадидизма, основанное в Крыму Исмаилом-беем Гаспринским. Эти люди были убеждены, что ислам не может быть закостенелой архаичной религией, считали, что он должен обновляться изнутри, быть современным и динамичным. В конечном итоге мусульмане стали намного более религиозными, они начали активно проповедовать. Сегодня ислам не воспринимается просто как вера родителей. Конечно, в некоторых мусульманских странах в селах и городках можно встретить и старый «традиционный» подход, но в прогрессивных мусульманских обществах вера является личным выбором каждого. Во времена СССР государство не признавало существования ислама в Украине. Не было ни одной мечети, не отмечались праздники — все существовало лишь в подполье. Некоторые мусульмане «ассимилировались» — их уже ничего не связывает с религией. Но те, кто вернулся к исламу как к определенному мировоззренческому выбору, сегодня очень активны и пассионарны.

В разных странах возрождение ислама происходит по-разному. К сожалению, иногда такое стремление приводит к радикализму. Здесь есть определенные внутренние факторы. Некоторым людям мало быть «просто» мусульманином. Они нуждаются в чем-то большем — бороться за что-то, искать врага. Такие «пассионарии» и становятся кадрами для разных радикальных группировок. Таким образом, можем говорить о своеобразном «побочном эффекте» возрождения ислама.

«ЕВРОПА ДОЛЖНА ВЕРНУТЬСЯ К ХРИСТИАНСТВУ»

Разговоры об «упадке» западной цивилизации периодически возникают уже на протяжении по меньшей мере 100 лет. Испытания, с которыми столкнулись страны Запада в последнее время, снова реанимировали этот дискурс. С вашей точки зрения, в чем заключается суть европейских ценностей? Требуют ли они определенной трансформации или же, возможно, наоборот — более последовательной защиты?

— На мой взгляд, в определенных измерениях Европа не только не «приходит» в упадок, а наоборот — очень бурно развивается. Правда, преимущественно эти достижения касаются сферы материального. С духовной же точки зрения, Европа, к сожалению, действительно переживает определенный кризис. Главная его причина — отказ от христианства. Секуляризация, борьба с церковью и религией в позднем средневековье и в модерную эпоху — сегодня европейцы пожинают плоды этих процессов. Если бы Европа была сегодня в такой же степени христианской, в какой являются мусульманскими страны исламского мира, возможно, всех этих проблем просто не было бы. Ведь тот, кто силен духовно, кто имеет в жизни определенный смысл, цель, понимает, для чего он живет — такой человек всегда будет сильным, выносливым и уверенным в себе. Почему мусульмане и не только они — представители других религий тоже — проявляют сегодня активность и склонность к экспансии? Потому что эти люди имеют духовный стержень. Европа, отказавшись от религиозного, духовного стержня, предложила определенные секулярные идеи — мол, давайте будем духовными, но без Бога... Последствия такого подхода мы можем сейчас наблюдать. Недаром Ангела Меркель сказала недавно: «Если не хотите исламизации Европы, приходите в церковь». Мне кажется, скоро в Европе начнется постепенное возрождение христианства. Или же, возможно, она будет апеллировать к каким-то другим религиям. В то же время, учитывая то, как активно сегодня трансформируется и усиливает свои позиции католицизм, мне кажется, именно он может стать тем проводником, который повернет Европу к христианству. После ІІ Ватиканского собора католическая церковь очень обновилась. Сегодня это активная, динамичная религия, которая знает, как привлекать людей к себе.

Желание верить присутствует в самой природе человека — таким его создали. Если он не верит в Бога, то начинает верить в науку или во что-то еще. Если человек не находит опору, которая бы направляла его и придавала смысл его жизни, к которой он мог бы обратить свою веру, такой человек начинает «угасать». Если европейцы не вернутся к Богу, они предстанут перед еще большим духовным кризисом. То, что наблюдаем сегодня, — лишь первые признаки, дальше будет хуже.

— На ваш взгляд, возрождение религиозного сознания требует отказа от универсальных принципов наподобие прав человека? Или же, возможно, эти два идейных пласта можно сочетать?

— По большей части религиозные и секулярные идеи можно совместить. Хотя, конечно, есть и отличия. Религия всегда будет выступать против однополых браков, проституции, легализации абортов или наркотиков — эти явления запрещены всеми мировыми религиями. Как Библия, так и Коран предупреждают: «Не делайте этого — иначе человечество ждет упадок». Если же вы считаете себя умнее Бога, поинтересуйтесь судьбой древних народов, которые думали так же... Поэтому можем предположить, что возвращение Европы к христианству будет предполагать пересмотр определенных секулярных европейских ценностей, которые навязываются сегодня всему миру.

Роман Гривинский

"День" №226, (2015), 9 декабря 2015 года