• Главная
  • Мониторинг
  • Религиовед, доцент факультета журналистики Львовского университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "Все религиозные организации Украины принимали участие в наведении мостов между руководством страны и восставшим народом"...

Религиовед, доцент факультета журналистики Львовского университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "Все религиозные организации Украины принимали участие в наведении мостов между руководством страны и восставшим народом"

06.02.2014, 17:22
На Майдане в молитвенной палатке по очереди присутствуют самые разные конфессии, конечно же, в первую очередь греко-католики и Киевский патриархат. Объективно получается так, что доля сторонников УГКЦ на Майдане, конечно же, велика.

«Портал-Credo.Ru»: Какова роль религиозных организаций во всем том, что происходит сейчас в Киеве и в Украине в целом? И какова роль монахов УПЦ МП в противостоянии расстрелу демонстрантов — появилась информация, что они сыграли в этом решающую роль?

Андрей Юраш: Если говорить о состоянии в Украине на данный момент в целом, то, конечно же, появился оптимизм. Он, конечно же, не спонтанный. Это оптимизм, который был порожден обстоятельствами развития политической ситуации.

Просто власть перестала полностью контролировать ситуацию, поэтому она вынуждена идти на уступки. Не ради народа, не ради решения тех вопросов, которые всю эту ситуацию породили, поэтому вчера были приняты эти изменения и отменены девять законов, которые условно называли «о диктатуре», которые существенно сужали демократические права. И сейчас высшее руководство Украины реально обсуждает вопрос о предоставлении амнистии для нескольких сотен арестованных — не только в Киеве, но и в разных региональных центрах — участников Евромайданов.

В любом случае, это уже оптимизм. Обе стороны готовы садиться за стол переговоров. И даже если они исходят из своих собственных корпоративных интересов, это порождает надежду, что ситуация может за какое-то время перейти в нормальное русло, и мы сможем избежать того самого кровопролитного противостояния, о котором можно было рассуждать еще буквально два дня назад. Еще вчера ходили удручающие слухи о том, что далеко не все представители высших эшелонов власти настроены на мирное решение.

Конечно, в этом контексте обращают на себя внимание заявления некоторых деятелей в России. В том числе, например, последнее широко разрекламированное в Украине заявление о. Всеволода Чаплина о том, что Украина не имеет права делать самостоятельный цивилизационный выбор без консультаций с Россией. Именно такие внешние заявления подогревают ситуацию, но на фоне того, что происходит в Украине, они выглядят совершенно второстепенными и порождают в различных кругах общества только негативную реакцию. Ведь и здравомыслящие деятели внутри УПЦ МП прекрасно понимают, что в культурно-циливизационном смысле Украина отнюдь не является единицей, тождественной России, поэтому те концепты, которые привносятся извне, не могут серьезно применяться к украинским реалиям.

- Какова роль религиозных организаций? Появилась информация о большой роли монахов в предотвращении расстрела протестующих в Киеве.

- Я думаю, что роль тех четырех монахов Московского патриархата, которые в один день встали на молитвенное стояние, не является чем-то уникальным в религиозной ситуации. Все религиозные организации, в том числе и УПЦ МП, принимали участие в наведении мостов между руководством страны и восставшим народом.

Так случилось, что стояние этих четверых монахов Десятинного монастыря, который просто географически расположен ближе всего к улице Грушевского, произошло в то время, когда власть поняла, что насилием, пулями она не сможет достичь желаемого результата. Сила сопротивления намного выше возможности даже кровавого подавления восстания. То есть никто в Украине не говорит, что именно их молитва предотвратила кровопролитие или что-то в этом роде. Можно говорить о соборной молитве религиозных организаций Украины, а не о какой-то эксклюзивной молитве определенных религиозных деятелей.

- Как Вы прокомментируете отказ Патриарха Филарета получить орден от Януковича?

- В этой ситуации Патриарх Филарет проявил себя как настоящий церковный лидер, который понимает ситуацию, трезво оценивает перспективы противостояния, которое тогда еще только разворачивалось.

Все в Украине отметили, что именно характеристики и определения Патриарха Филарета были наиболее точны, взвешены, прагматичны и патриотичны. Поэтому о нем все говорили как именно о настоящем духовном лидере, который понимает, что в его молитве нуждается та часть населения, которая вышла для участия в протестах. И именно он внушал и обосновывал мысль о том, что сила восставшего народа не может быть побеждена, потому что народ, который ощутил свободу, уже не остановить. Он много делал официальных и неофициальных заявлений в различных интервью. И, конечно же, его неформальный рейтинг и влияние в религиозной и политической среде возросло, в связи именно с этой четкой, однозначной, нетрусливой позицией.

- Насколько справедливы сведения о том, что на Майдане доминируют греко-католики и националисты-бандеровцы?

- На Майдане в молитвенной палатке по очереди присутствуют самые разные конфессии, конечно же, в первую очередь греко-католики и Киевский патриархат. Объективно получается так, что доля сторонников УГКЦ на Майдане, конечно же, велика. Потому что уровень  поддержки Майдана и всего это движения на Западной Украине, где греко-католики имеют существенное влияние, высок. И религиозно все греко-католики очень активны, поэтому и присутствие духовенства УГКЦ кажется чрезвычайно высоким.

И Майдан ни в коем случае нельзя сводить только к Западной Украине, греко-католикам и националистам. Я знаю из совершенно разных источников, что на Майдане стоят палатки черниговцев, жителей Донбасса, и, кстати, вчера обсуждали тему, что именно выходцы с Донбаса, возможно, еще более радикальны, более уверены в своих силах и понимают, что для них одержание победы в Киеве — это шанс собственно для себя. Потому что если в Западной Украине есть безусловный общественный консенсус, и любые репрессии встретят массовый отпор и не могут быть применены в большом масштабе, то в Донецке, если не будет успеха, то, конечно же, их всех сметут. Поэтому Майдан радикализирует не столько Запад Украины, сколько Восток и Юг.

Это ведь абсолютные сказки, что, например, в Днепропетровске или в Запорожье, где Майдан собирает по 5 тысяч человек, которые идут штурмовать областные государственные администрации — это все привозные люди. Нет, это движение, которое уже имеет собственные корни в этих регионах. Это уже тот контингент, который в этих регионах сформировался и готов к восстанию.

Поэтому Майдан однозначно поспособствует тому, что идеология патриотизма и принадлежности к общеевропейскому культурно-циливизационному дому будет только расширяться и утверждаться. В начале Майдана социология говорила о 34 % приверженцев европейских ценностей. Я думаю, что сейчас этот процент существенно возрос.

«Портал-Credo.Ru», 3 февраля 2014 года