Письмо патр. Варфоломея архиеп. Симеону

09.01.2014, 14:33
Письмо патр. Варфоломея архиеп. Симеону - фото 1
Ваше высокопреосвященство, дорогой брат, согласно каноническому порядку и акривии, я повторяю, что Церковь-Мать должна (своими) действиями служить, с одной стороны, всеправославному единству, а с другой – стабильности и благу каждой поместной Православной Церкви

Примечание переводчика: этот текст я намеренно перевожу именно с чешского языка, хотя есть и греческая, и английская версии, чтобы представить этот текст таким, каким он воспринимается чешским читателем, ведь большинство членов этой поместной Церкви прочтет его по-чешски.

Протокол № 1127

Ваше Высокопреосвященство Симеон, архиепископ Оломоуцкий и Брненский, возлюбленный о Господе нашем Иисусе Христе брат и сослужитель нашей мерности, благодать и мир да пребудут с Вами.

Хорошо известно и подтверждено как церковной историей, так и развитием Церкви, воюющей по всему миру в течение веков до сегодняшнего дня, что наш Всесвятой Апостольский и Патриарший Вселенский Престол кроме иных преимуществ и обязанностей имеет также и обязанность совестливого духовного управления и заботы о стабильности Божия блага, а также непрерывного спасительного служения человечеству во всех поместных святых Православных Церквах. Более того, он всегда делает то, что уместно, что приносит правильный результат, принимая во внимание принципы православного канонического порядка и традиции, что помогает наилучшим образом понять их, в предупреждение или в разрешение каких-либо возможных отклонений от установленных границ, положенных нашими отцами и соборно подтвержденных Церковью в Духе Святом.

Согласно этим каноническим и экклесиологическим принципам Всесвятая и Великая Церковь Христова, после серьезного рассмотрения заявления блаженной памяти почившего Дорофея, митрополита Пражского, Чешских земель и Словаки, используя свою исключительную каноническую ответственность и права, усмотрела, что Православная Церковь в Чешских землях и Словакии удовлетворяет всем установленным каноническим критериям для того, что ей был предоставлен статус автокефальной и самоуправляемой Церкви, после чего ей была благословлена автокефалия в 1998 г. согласно нашему Патриаршему и Синодальному Томосу.

Как известно, вместе с тем, что почти двенадцать веков назад свет Православия был принесен как народам этой земли, так и всей Великой Моравии от Константинопольской Церкви-Матери, которая с большими жертвами и рисками не останавливалась в своих устремлениях и канонических действиях, пока в Чешских землях и Словакии не образовывалась автокефальная Церковь, чтобы последняя и далее могла возрастать в зрелости на прочной скале и основании в своей спасительной миссии для просвещения Тела Христова, то есть православных верующих.

Как подтверждает содержательная корреспонденция между двумя (нашими) Церквами, Церковь-Мать особенно в последнее время заботливо интересовалась церковной ситуацией после отставки Его блаженства митрополита Христофора, который до недавних дней был предстоятелем поместной Церкви. Ситуация развивалась не гладко, как это ожидалось, и Церковь-Мать всячески пыталась поддержать иерархию, священников и народ в сохранении единства.

Потому Наша мерность отправила своего экзарха Его высокопреосвященство митрополита Франции Эммануила на основании формального приглашения, согласно ст. 9 Томоса об автокефалии, выраженного в письме от 10 октября Вашего высокопреосвященства с полномочиями Locum Tenens (местоблюстителя), в котором Вы просите «восполнить число архиереев – членов Священного Синода Вашей Церкви, чтобы принятие Синодом решения удовлетворяло требованиям Священных канонов нашей Святой Православной Церкви, такого решения, которое касалось занимания пустого Пражского престола, что впоследствии оказалось невозможным, поскольку предлагаемые кандидаты на эту должность не соответствовали требованиям, выдвигаемым священными и святыми канонами, о чем нас информировал высокопреосвященный митрополит Франции в своем пространном и подробном отчете.

Дорогой брат, мы признаем, что Церковь-Мать была разочарована неожиданным и неправильным развитием ситуации. Тем не менее, она и далее проявляла свой сознательный и доброжелательный интерес, и снова ответила на приглашение, выраженное в письме Вашего высокопреосвященства от 22 октября 2013 г., и направила по нашему предложению и решению Синода наших братьев преосвященнейших митрополитов Эммануила Французского и Арсения Австрийского как наблюдателей и советников, которые также приняли участие в заседании Священного Синода Всесвятой Церкви в Чешских землях и Словакии, прошедшем 9 декабря 2013 г., где во время заседания Синода с удивлением обнаружили представителей Всесвятой Русской Церкви, оказавшихся там без приглашения, и нас действительно интересует, на каком каноническом основании? (В конце концов, почему не были приглашены и представители прочих Православных Церквей?) – о чем нам сообщили наши вышеупомянутые представители.

Поэтому мы должны общаться с Вашим (возлюбленным) высокопреосвященством в наших полномочиях Первоиерарха Вашей Церкви-Матери, как тот, кто несет ответственность за эти обстоятельства. Потому посредством настоящего Патриаршего письма выражаем наше удивление и разочарование событиями как предыдущего, так и, особенно, последнего заседания Священного Синода Православной Церкви в Чешских землях и Словакии, ситуацией, которая привела к отставке вашего высокопреосвященства с поста Locum Tenens не каноническим путем, а, скорее, непрозрачными и недопустимыми способами, которые Вы осудили в (пасторском) послании поместной Церкви, а также теми событиями, которые произошли в противоречии каноническому порядку. В результате этого возникают рассказы об угрозе – если он все еще не случился – возникновения раскола внутри Церкви в Чешских землях и Словакии, что было бы сокрушительным для её (собственной) священной институции, которой был вверен православный Божий народ, но и для свидетельства о Единой и Цельной Православной Церкви во всем мире.

Ваше высокопреосвященство, конечно, согласится с тем, что эти события, которые не могут быть описаны иначе, содержат свидетельства нездорового функционирования синодальной системы и своевольного режима поместной автокефальной Православной Церкви. Этот факт вызывает разные вопросы у образованных канонистов, богословов и архиереев, и приводит их к заключению, что автокефалия Вашей поместной Церкви переживает кризис, поскольку соответствующие канонические критерии не исполняются, (особенно) один из фундаментальных, а именно: способность автокефальной Церкви управляться своей собственной иерархией, которая должна была бы быть зрелой и способной канонически признавать своих членов равными, а также признавать своего председателя и первоиерарха в своей среде. Это приводит Церковь-Мать в отчаянное положение поиска иных способов разрешения этой незаконной ситуации, которая уже случилась и все время усиливается, причем в согласии как со священными и святыми канонами, так и с исторически подтвержденной традицией Церкви.

Мы повторяем, что возникшая и развивающая таким образом ситуация весьма беспокоит Вселенский Патриархат, который уже пошел на многие жертвы ради благого развития и Божьего благословения Вашей поместной Церкви. При чем мы обращаем внимание на слова свят. Иоанна Златоуста о том, что «репутация церкви основана на ее синодальном устроении» (На псалом 149, PG 55.493), и действуем согласно им, и напоминаем, что даже мученическая кровь не смоет грех того, кто производит раскол в Церкви.

Поэтому мы призываем всех наших братьев во Христе, включая членов Священного Синода Всесвятой Церкви в Чешских землях и Словакии, подумать об обязанностях, которые на них наложены и которые они несут перед Богом и людьми, чтобы каждый придерживался того, что он исповедал во время своей архиерейской хиротонии; вы должны соработать настолько, насколько это возможно – я бы сказал, даже более, чем это возможно – в партнерстве, сотрудничестве и единстве, чтобы были разрешены серьезные возникнувшие проблемы, с которыми сталкивается ваша дражайшая поместная Церковь, особенно, безотлагательное избрание Пражского епископа и, далее, первоиерарха Вашей Церкви, чтобы вы смогли разрешить ваши внутренние противоречия, чтобы не сбылись слова отцов: «Ибо подлинно были бы мы безрассуднейшие из людей, если б радовались разделениям или сечениями в Церквах и союза между членами Тела Христова не почитали величайшим из благ» (Василий Великий, Письмо 156, К Евагрию, пресвитеру, PG32.613С). И, в конце концов, чтобы всесвятой Вселенский Престол не оказался в неизбежной, хотя и не необходимом положении, когда он будет вынужден разрешить сложившуюся ситуацию иным способом, я по-братски прошу, чтобы вы в своих действиях не допускали влияния Лукавого – «чтобы зло не преумножалось».

Ваше высокопреосвященство, дорогой брат, согласно каноническому порядку и акривии, я повторяю, что Церковь-Мать должна (своими) действиями служить, с одной стороны, всеправославному единству, а с другой – стабильности и благу каждой поместной Православной Церкви, причем она стремится к сохранению и спасительному развитию Единой и Цельной Православной Церкви традиционными путями; Константинопольская Церковь братски и предано возвращает в Тело Христово то, что было отсечено от него либо отделяется на время, сохраняя тем самым «единство духа в сообществе мира».

У нас нет никаких сомнений, что вышеприведенное материнское наставление Вселенского Патриархата и наше личное Патриаршие увещевание обретет внимательных слушателей особенно в нынешние времена, когда «потребна великая тщательность и многопопечительность, чтобы (всем Православным) Церквам оказать какое-нибудь благодеяние. Благодеянием же будет соединение доселе разделенного» (Василий Великий, Письмо 113, PG32.525C-D). То есть, мы ожидаем, что иерархи возьмут на себя ответственность для осуществления соответствующих начинаний и примут во внимание непосредственный совет от Церкви-матери.

В заключение, ваше высокопреосвященство, мы молимся, чтобы та небесная звезда, которая привела мудрецов к поклонению Божественному Младенцу, также вела помыслы всех вас и просветила мысли нас всех в Чешских землях и Словакии для осуществления необходимого и для продвижения господства мира и благоволения в объятиях местной Православной Церкви, для которой мы испрашиваем Божьего прощения и бесконечной милости.

31 декабря 2013 г.

Любящий во Христе брат Варфоломей

ЖЖ Ильи Бея, 9 января 2014