• Главная
  • Мониторинг
  • СТАВКИ СДЕЛАНЫ, ГОСПОДА! Третий акт киевской трагедии накануне 1025-летия Крещения Руси...

СТАВКИ СДЕЛАНЫ, ГОСПОДА! Третий акт киевской трагедии накануне 1025-летия Крещения Руси

22.07.2013, 12:02

Насильственное удержание владыки Александра на конспиративных квартирах направлено в первую очередь на то, чтобы укоротить дни жизни предстоятеля УПЦ МП. А та возня, которая уже началась в преддверии 1025-летия Крещения Руси вокруг престола предстоятеля, может привести к настоящей трагедии.

Прошла неделя со дня публикации второй части нашей украинской трагедии под названием "Шекспир по-украински". За это время произошли знаковые события. Во-первых, предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан), прибыв в Одессу, неожиданно обратился к журналистам с откровенным словом. Он заявил, что за 17 лет служения своего секретаря, архиепископа Александра (Драбинко), у него не было к нему никаких претензий. Во-вторых, похоже, украинские власти определились с преемником предстоятеля УПЦ МП. И передали Киево-Печерской лавре этой Церкви аж 75 объектов!

И все-таки следует соблюдать некий порядок, который диктует нам жанр трагедии. Главный герой, вокруг которого страсти разгораются с каждым днем, владыка Владимир (Сабодан), дал понять, что не собирается добровольно покидать кафедру киевского митрополита и, тем более, складывать с себя полномочия предстоятеля Украинской Церкви. Важно понять и проследить хотя основные вехи жизненного пути митрополита Владимира.

Не думаю, что он нуждается в апологете. О нем написано и издано немало книг и ни для кого не секрет, что сегодня в Украине нет ни одного епископа, который обладал бы столь весомым авторитетом и мог бы встать рядом с ним. Его любит церковный народ, с ним солидарны молодые епископы и большая часть духовенства. Те из них, кто учился в Московской духовной академии в годы ректорства владыки Владимира, вспоминают, что дверь его кабинета всегда была открыта. В буквальном смысле. Любой семинарист или студент-академик могли придти к нему и поделиться своими радостями или проблемами. Таким он и остался.

Каждый верующий знал, что до того момента, когда владыка сломал шейку бедра, он регулярно в 9 часов утра выходил на прогулку. Обычно он неспешно гулял по лавре, и маршрут его прогулок был известен. Иногда его сопровождал иподиакон, но чаще гулял один. К нему подходили верующие. И не только для того, чтобы получить благословение. К нему обращались в случае беды – пожара или болезни. И он никогда не отказывал в денежной помощи. Всегда вспоминал слова Христа: "Блаженнее давать, нежели брать!" За это верующий народ окружил его любовью. Кому-то может показаться, что я идеализирую митрополита Владимира, стремясь создать не живой образ, а икону. На самом деле, делюсь своими впечатлениями, поскольку знаю владыку почти 30 лет.

Конечно же, он не ангел, публиковался "компромат" и на него. Но среди своих собратьев, особенно птенцов "никодимова гнезда", он выделяется простотой, молитвенностью и желанием как можно прочнее устроить жизнь вверенной ему Церкви. Кроме того, он патриот Украины. Сегодня можно было бы указать на ряд его тактических и кадровых ошибок, но легко критиковать – гораздо труднее вести церковный корабль среди бурных волн.

Накануне Троицы произошла встреча митрополита Владимира с президентом Украины Виктором Януковичем. На этой встрече присутствовало ограниченное количество свидетелей, поэтому приходится как мозаику восстанавливать тот важный разговор. Суть встречи свелась к тому, что президент, как прихожанин УПЦ МП, поинтересовался, почему секретарь митрополита – архиепископ Александр (Драбинко) - до сих пор не отстранен от всех должностей и не отправлен куда-нибудь на заграничный приход. Митрополит Владимир вежливо осведомился: предъявлено ли обвинение владыке Александру? Переведен ли он из свидетеля в статус обвиняемого? Найдены ли похитители монахинь? И наличествовал ли сам факт похищения, поскольку монахини постоянно путаются в показаниях? Найдена ли Наталья Панько? Как продвигается следствие? На все эти вопросы митрополит Владимир не получил ясных ответов. А когда Янукович поинтересовался, почему предстоятель не поставил в известность о случившемся Москву, тот ответил, что расследование всего происходящего вокруг владыки Александра – прежде всего задача силовых ведомств Украины и внутреннее дело Украинской Церкви. По-видимому, столь твердая позиция побудила светские власти продолжить укрывательство архиепископа Александра и начать поиски преемника несговорчивому митрополиту Владимиру.

Как мы помним, на роль Яго претендовал и с успехом ее исполнял вплоть до последнего времени митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебидь). Благосклонное внимание властей вдохновило его на ряд интервью, в которых он поведал народу и миру о своих нескончаемых подвигах: "Из этих 25 лет 20 лет я в монастыре, отвечаю перед Богом и перед людьми за жизнь и служение этой славной обители. И вам лучше видно, какие есть изменения. Сначала мы довольствовались малым – только чтобы можно было войти в храм, вызволить из состояния музейного объекта, доказывавшего, что Бога нет. Теперь же подходим к вопросу течения монастырской жизни серьезно: реставрируем храмы, которые с годами удалось возвратить Лавре, делаем необходимые ремонты, накопившиеся за советское время, расписываем храмы. Смотрите, какими стали храм Рождества Богородицы, Аннозачатиевская церковь, Крестовоздвиженский храм, храм Всех Преподобных Печерских, церковь преподобного Сергия Радонежского. Сейчас идет ремонт Трапезной палаты храма преподобных Антония и Феодосия Печерских, который в народе называется Трапезным храмом. Расписываем Успенский собор, восстановленный из руин несколько лет назад. Ну и, конечно же, за эти годы привели в надлежащий порядок келейные корпуса, в которых

прежде были жилые коммунальные квартиры, так называемые коммуналки. Можете представить себе, в каком они были состоянии – убито всё". Понятно, что без Павла Киево-Печерская лавра давно бы пришла в запустение. Он скромно умалчивает о том, какие гигантские средства вкладывало государство в восстановление лаврских храмов и их украшение. Кое в чем владыка лукавит – росписи Успенского собора завершены. А сам Успенский собор был восстановлен из руин 15 лет тому назад Украинским государством. Государство же вложило только в реставрацию лаврской колокольни 76 млн гривен!

Но вернемся к владыке Александру, который продолжает пребывать в фактическом заключении, лишенный возможности общаться с митрополитом Владимиром, с собратьями и родными. Он не может пользоваться ни телефоном, ни компьютером. Его содержат в полной изоляции, объясняя это тем, что агенты Натальи Панько могут обнаружить его и расправиться с ним.

Что же вменяется ему в вину? Какие слухи распространяются о нем?

Досужие умы клевещут, что он стремился к собственному обогащению и поэтому поддерживал Панько. Но забывают при этом, что именно он первым обратился в милицию и прокуратуру с заявлением о мошенничестве Панько. Допустил ли он какие-то ошибки? Безусловно!

Не будем забывать, что в Украине доминируют четыре крупнейшие христианские конфессии. УПЦ КП президентом Кравчуком был дарован Князь-Владимирский собор, который стал кафедральным. Греко-католики выстроили на берегу Днепра величественный собор Воскресения. УАПЦ служит в великолепном храме на Андреевском спуске. Не имеет собственного кафедрального собора лишь УПЦ МП. Несколько лет назад был выделен участок для строительства кафедрального собора УПЦ МП. Архитекторы создали величественный проект, который был одобрен как на светском, так и на церковном уровнях. Но строительство продвигалось чрезвычайно медленно из-за недостатка средств. Архиепископ Александр был мотором и мозговым центром строительства нового собора. Он считал, что любые средства помогут приблизить завершение этого строительства. Поэтому доверился Наталье Панько. Но не всякие деньги, об этом еще говорил преподобный Серафим Саровский, может принять Церковь. Есть грязные деньги, которые приносят только беды.

Могут спросить: а зачем УПЦ МП кафедральный собор, когда у нее есть величественный Успенский собор лавры? Постановлением украинского правительства двадцатилетней давности в Успенском соборе в равной степени имеют право служить все три основные Церкви Украины. Поэтому, чтобы не допустить "раскольников" в Успенский собор, митрополит Владимир распорядился поставить там строительные леса и не спешить с росписями. Поэтому в великие праздники литургия совершается на помосте у собора, а не внутри. Главный же храм Киева - Софийский собор - принадлежит государству и имеет статус музея-заповедника. Хотя в нем вполне могли бы изредка совершаться богослужения. Но сегодня основная боль украинской трагедии в другом.

Митрополит Владимир страдает болезнью Паркинсона и ему нужен постоянный квалифицированный уход. Священным Синодом УПЦ МП его секретарю было вменено в обязанность следить за здоровьем предстоятеля. Не только владыка Александр следил за здоровьем митрополита Владимира. Ему деятельно помогал один из влиятельных депутатов Верховной Рады и другие доброхоты. Сегодня медицина успешно борется с этой болезнью. Но митрополит Владимир – монах; родных, которые могли бы за ним ухаживать, нет. Единственный человек, который был не только его личным секретарем, но и следил за распорядком его дня, за приемом лекарств, занимался необходимыми медицинскими процедурами, сегодня насильственно оторван от старого, больного человека, который ограничен в передвижении, но сохраняет здравый разум. Архиепископ Александр исполнял это послушание Священного Синода не только как монах, но и движимый искренней любовью. Те, кто имеют больных престарелых родственников, знают, насколько тяжела эта ноша.

Насильственное удержание владыки Александра на конспиративных квартирах направлено в первую очередь на то, чтобы укоротить дни жизни предстоятеля УПЦ МП. А та возня, которая уже началась в преддверии 1025-летия Крещения Руси вокруг престола предстоятеля, может привести к настоящей трагедии. Вмешательство государственных структур в жизнь Церкви чаще всего было губительным. Раскол, терзающий сегодня когда-то единую Украинскую Церковь, губительно воздействует на души людей. Даже митрополит Павел, так органично вошедший в роль Яго, заметил: "Приходя к служению в Церкви, надо иметь душу в состоянии любви к Богу и глубокого раскаяния, а не чувствовать себя в Церкви хозяином. Я читаю иногда "откровения" в интернете, где пишут: мол, попы такие, попы сякие. Какой только грязью не поливают там Церковь и священников! И в результате – священник сегодня – это настолько унизительно, что иногда опускаются руки…". Авторитет Православной Церкви сегодня падает не только в Украине, но и в Греции, и в России. А тут еще горячие объятия государства. Того и гляди – как бы не задушили в приступе любви…

Продолжение следует.

Сергей Бычков

"Portal-credo.ru", 19 июля 2013