Господь и геи

17.07.2013, 11:07
Господь и геи - фото 1
Благодаря свежему исследованию американских социологов стали известны ТОП-3 самых дружественных и самых недружественных церквей США в отношении гомосексуалистов.

Благодаря свежему исследованию американских социологов стали известны ТОП-3 самых дружественных и самых недружественных церквей США в отношении гомосексуалистов.

Господь и геи

В последнее время ряд американских церквей согласились, что и геи, как и их соратники по ЛГБТ-песочнице, имеют право на хлеб и вино у церковного алтаря. Это, впрочем, мало отразилось на их негативном восприятии церкви и веры. Об этом и многом другом детально излагает выпущенное в июне этого года исследование Pew Research Center «Обзор ЛГБТ-американцев: представления, опыт и ценности в эпоху перемен».

Исследовав мнения 1 197 геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров в возрасте от 18 лет и выше, научный центр раскрыл, что собой представляет религиозность социальной группы, во что верят геи и какие церкви посещают.

Даже несмотря на растущее дружелюбие со стороны постепенно либерализирующихся американских церквей, члены ЛГБТ-сообщества намного менее религиозны, нежели простые жители США. 48% из них свидетельствуют об отсутствии религиозных воззрений (на фоне 20% американских граждан): это атеисты, агностики или не имеющие соответствующих взглядов вообще. Из тех же, кто хранит в себе преданность религиозной традиции, 42% - христиане (27%-протестанты, 14%-католики и 1% принадлежащих к иным течениям); каждый десятый идентифицирует себя с иудаизмом, 8% относят себя к нехристианским верованиям.

Исследователи нашли и изюминку: вероятно, благодаря влиянию консервативной Южной баптистской конвенции (крупнейшего протестантского объединения США), 47% членов ЛГБТ-сообщества, живущих на юге, исповедуют религиозные убеждения. В то же самое время только 41% их живущих на севере единомышленников могут радовать идентичными взглядами.

Геям безразлична религия как в идейном, так и в институциональном измерении: только 13% из них как минимум раз в неделю бывают в церкви (на фоне 37% ординарных американцев). Из князя – в грязи: каждый пятый сторонник ЛГБТ-идей указывает, что религия играет очень важную роль в их жизни (опять же, на фоне 59% взрослых американцев). Женщины-лесбиянки более чувствительны к вере: 56% из них рассказывают о важности религии в их жизни.

Социологи Pew Research обнаружили интересную закономерность: чем выше у респондентов уровень религиозности, тем больше они говорят о конфликте между сексуальной ориентацией и верой. В целом и общем, 73% геев уверены, что религиозные убеждения и их сексуальные предпочтения вполне мирно уживаются друг с другом; 26% придерживаются противоположного мнения. Однако когда исследователи учли религиозные предпочтения опрашиваемых и вывели атеистов за скобки, оказалось, что «религиозные» (‘affiliated’) последователи квир-культуры более склонны к констатации трений между религией и ЛГБТ (каждый третий). Наиболее «конфликтны» в данном случае геи и лесбиянки: 29% и 31% из них соответственно готовы защищать свои сексуальные предпочтения перед религиозными предписаниями. И всё же 66% из них уверены, что вера и ЛГБТ заключили долговременный взаимовыгодный мир.

Как подчёркивают аналитики Pew Research Center, убеждения геев и их единомышленников контрастируют с представлениями большинства граждан США. Так, 74% белых евангеликов-протестантов чётко диагностируют конфликт между их верой и гомосексуальностью; их поддерживают 62% белых неиспаноговорящих католиков и 58% чернокожих протестантов. «Адвокатом дьявола» в данном случае выступают белые ‘mainline’ протестанты (группа включает в себя пресвитерианские, епископальные, либеральные баптистские и реформированные церкви). Больше половины их членов (55%) уверены, что христианство не противоречит гомосексуализму.

Примечательно, что более частое посещение Богослужений приводит гомосексуалистов к крену в сторону традиционных убеждений: две трети из них уверены, что вера и ЛГБТ конфликтуют.

Поскольку приверженцы однополых отношений не видят ценности религиозных убеждений, священнослужители должны были бы обратить на это внимание. Впрочем, сие вряд ли возможно, отмечают исследователи: практически одна треть опрошенных ощутили на себе недружелюбный взгляд церкви или отдельной религиозной институции. Первое место в «рейтинге недружественности» занимает мусульманство (84% геев считают, что их в данной структуре не принимают), второе – мормоны (83%), третье – Католическая церковь (79%) и четвёртое – евангельские церкви (73%).

«Единственным препятствием, удерживающим меня от того, чтобы быть открытым в вопросах сексуальности, являются сильные христианские убеждения большинства членов моей семьи. Я уверен, что «религиозные» члены моей семьи осудят меня на основании их консервативных и радикальных воззрений и порвут со мной отношения», - цитируют исследователи 26-летнего гея и переводят, таким образом, цифры в практическую область.

Чудеса гибкости с точки зрения ЛГБТ-сообщества вызывают иудейские общины (здесь только 47% чувствуют себя некомфотно) и не-евангельские протестантские церкви (44%).

Согласно исследованию, 60% населения Соединённых Штатов благожелательно относятся к гомосексуализму, 31% его игнорируют, 8% не определились. На фоне этих цифр социологи фиксируют наиболее непримиримые к принятию ЛГБТ-идеологии в обществе религиозные группы: мормоны (65% отвергают гомосексуализм), белые евангелики (59%), чернокожие протестанты (51%) и мусульмане (45%). Показательно то, что «чемпионами» по темпам принятия геев в общество оказались иудеи (79%), католики (71%; даже несмотря на официальное порицание гомосексуализма Святым Престолом) и белые ‘mainline’ протестанты (65%).

Алексей Гордеев

"Религия в Украине", 17 июля 2013