Эксперт: Проблемы между исламскими объединениями создаются искусственно

12.09.2012, 12:26
Эксперт: Проблемы между исламскими объединениями создаются искусственно - фото 1

Предлагаем вниманию читателей портала «Ислам в СНГ» интервью с Эльмирой Серверовной Муратовой, доцентом кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь, Крым) о современных религиозных и политических процессах в Крыму.

Предлагаем вниманию читателей портала «Ислам в СНГ» интервью с Эльмирой Серверовной МуратовойПредлагаем вниманию читателей портала «Ислам в СНГ» интервью с Эльмирой Серверовной Муратовой, доцентом кафедры политических наук и международных отношений Таврического национального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь, Крым) о современных религиозных и политических процессах в Крыму.

- Какова динамика роста мусульманских общин в современном Крыму? Есть ли объективные данные, позволяющие судить о численности мусульман на полуострове?

- Динамика была довольно интенсивной в 1990-х годах, затем постепенно пошла на спад. К настоящему времени на полуострове функционирует около четырех сот общин, большая часть которых подконтрольна Духовному управлению мусульман Крыма (ДУМК), есть общины, действующие автономно от этого центра. Их порядка пятидесяти. О численности мусульман можно судить приблизительно, главным образом учитывая их этно-конфессиональную принадлежность. Подавляющее большинство мусульман полуострова – крымские татары, точная численность которых нуждается в корректировке. Последние объективные данные датированы 2001 годом, временем проведения всеукраинской переписи населения. Тогда крымские татары составляли более 245 тысяч человек, что соответствовало примерно 12% населения автономии. Очевидно, что сегодня этот процент выше, учитывая более высокий уровень деторождения и миграцию из других стран СНГ. Помимо крымских татар есть еще общины поволжских татар (более 11 тысяч человек) и азербайджанцев (около 4 тысяч).

- Актуальна ли для Крыма проблема исламофобии?

- На бытовом уровне исламофобия как массовое явление не проявляется. Имеет место некая напряженность в отношениях между славянами и крымскими татарами. У части славян есть определенное настороженное отношение к публичной манифестации крымскими татарами своей религиозной идентичности – к ношению бороды, платка, к коллективному исполнению религиозных ритуалов. Но это не фобия, а скорее отношение к «Другому» – недоверчивое, дистантное, в чем-то высокомерное. Другое дело СМИ. Есть в Крыму такие, которые целенаправленно занимаются «демонизацией» ислама и мусульман. Они в любом бытовом конфликте пытаются увидеть происки мусульманских экстремистов, которыми, по их информации, «кишит» полуостров. Насколько они успешны? Судить сложно, но я бы не преувеличивала их влияние.

- Уже длительное время украинская власть не может решить земельный вопрос крымских татар. По Вашему мнению, может ли ситуация измениться после парламентских выборов?

- Вряд ли. Так уж у нас повелось, что решение каких-то проблем возможно скорее перед выборами с целью привлечь чьи-то голоса, а не после. Сейчас земельный вопрос как-то снят с повестки дня, идет определенная работа на уровне договоренностей между руководителями земельных «полян протеста» и власти, но мало что выносится в публичную сферу. На мой взгляд, проблема «самозахватов» крымской земли опять замораживается на неопределенный срок.

- Можно ли сегодня предугадать, на чьей стороне будут симпатии избирателей-мусульман во время предстоящих выборов в Верховный Совет и местные органы власти?

- Если мы говорим о крымских татарах, то решение традиционно принимает Курултай, который запланирован на конец июля. Скорее всего, он поддержит оппозиционные силы, затем призовет крымских татар за них голосовать. Однако надо понимать, что, во-первых, решение Курултая носит рекомендательный характер, а во-вторых, сегодня растет число крымских татар, которые самостоятельно определяют свои политические симпатии. Может случиться и так, что часть из них поддержит правящую Партию регионов, особенно если принять во внимание то, что она инициировала принятие в первом чтении законопроекта «О восстановлении прав лиц, депортированных по национальному признаку».

- В крымской прессе довольно часто встречаются сообщения об автономных исламских общинах, которые представляют «угрозу для традиционного ислама». Как обстоит ситуация на самом деле?

- Я бы вообще была осторожна с употреблением таких понятий как «традиционный», «крымский» и т.д. применительно к исламу. Во-первых, в силу исторических причин (я имею в виду депортацию крымских татар) мало сведений о том, в каких формах ислам бытовал на полуострове, ибо материальные и письменные памятники в большинстве своем были уничтожены. Во-вторых, слишком много желающих сегодня в Крыму позиционировать себя выразителями «традиционного» ислама крымских татар. И как мы видим их понимание этой традиционности сильно разнится. «Традиционный» ислам возрождает ДУМК, опираясь при этом на помощь Турции, «истинным» выразителем религиозных традиций крымских татар позиционирует себя Духовный центр мусульман Крыма, который идеологически тяготеет к хабашизму. На лицо конкуренция «традиционных» проектов.

- Уже не один год длится противостояние между различными мусульманскими объединениями Крыма – Духовным управлением мусульман Крыма, Духовным центром мусульман Крыма, общинами партии «Хизб ат-Тахрир». По Вашему мнению, есть ли перспектива внутриисламского диалога в Крыму?

- Перспектива такого диалога существует всегда, только пока она видится в отдаленном будущем. Слишком много нелестного было сделано и сказано представителями этих организаций в отношении друг друга. Нужно время, чтобы это позабылось. Среди мусульманских лидеров существует осознание того, что проблемы между исламскими объединениями создаются искусственно с целью их ослабления, отвлечения от более важных проблем. Однако дальше этого, к сожалению, не идет. Существует нехватка глобального мышления, присутствует зацикленность на мелочных моментах, банальная близорукость. Все это пока делает перспективу внутриисламского диалога весьма туманной.

- В прошлом году Муфтий Хаджи Эмирали-Аблаев высказал поддержку идеи создания Совета Муфтиев СНГ. Насколько реальны возможности сотрудничества мусульман Крыма с другими исламскими объединениями пост-советского пространства?

- Насколько я могу судить по официальным данным, представители ДУМК открыты к сотрудничеству с единоверцами из стран СНГ – участвуют в конференциях, ездят с визитами. В ситуации конкуренции исламских организаций Украины каждая из них стремится заручиться поддержкой, в том числе и за пределами страны. Поэтому конструктивные инициативы вполне могут быть поддержаны.

- Спасибо за интервью.

Беседовал Михаил Якубович

"Ислам в СНГ", 12 сентября 2012 года