Церковь. Общество. Диалог

6 июля 2012, 13:31 | Общество-дайджест | 0 |   | Код для блога |  | 

Юлиана ЛАВРИШ,

Летняя школа журналистики «Дня»

"День", 5 июля 2012

Збигнев НосовскиРедактор польского журнала «Вьеньзь» — о том, почему религиозные медиа должны пропагандировать дух экуменизма и находить в обществе новые авторитеты

В этом году церковный мир отмечает особенную дату — 50-летие со времени проведения ІІ Ватиканского Собора, в корне изменившего диалог Церкви. Именно тогда был подписан «Декрет о масс-медиа» («Inter Mirifica» — с лат. — «Среди необычных»).

Недавно Институт экуменических студий Украинского католического университета провел соответствующую конференцию — «Второй Ватиканский Собор — дары Духа — таинство Церкви — свидетельства человека». С участником конференции, главным редактором варшавского журнала «Вьеньзь», активным общественным деятелем и интеллектуалом Збигневом НОСОВСКИ мы пообщались о важности религиозных СМИ и уровне диалога между Церковью и обществом сегодня.

— «Декрет о масс-медиа» определял совершенно новый вектор сотрудничества СМИ и Церкви, которые совместно должны были стать рупором надежды. Имеет ли этот документ актуальность сегодня?

— Документ, о котором вы вспомнили, сегодня не совсем актуален в связи с тем, что написан в рамках определенного времени. За 50 лет со времени подписания «Декрета» медиа изменились. Согласно своему английскому соответствию, медиа означает «посредничество». Но в наше время мы можем наблюдать за тем, как СМИ поддерживают разные позиции, могут быть не только «рупорами надежды и мира». Сегодня важно, во-первых, чтобы масс-медиа во всем мире были посредниками в формировании общественной идеи, какого-то общего национального концепта. Во-вторых, журналистика нуждается в таких профессионалах, которые были бы не только интеллектуально наполнены, но и в тех, которые полны духа, которые бы мыслили и не были прототипом метафоры «подставка для микрофона». Я, например, не считаю себя журналистом, ведь, во-первых, получил социологически-теологическое образование, во-вторых, работа над нашим месячником отличается от насыщенного новостийного мира, ведь мы должны видеть глубже, аналитически представляя определенные проблемы читателю. Поэтому называю себя не ежедневным журналистом, а месячным.

— После подписания упомянутого «Декрета о масс-медиа» Церковь основала Всемирный день коммуникации. С тех пор ежегодно Папа Римский обращается к журналистам со своими посланиями. Как, на ваш взгляд, журналисты прислушиваются к тому, с чем к ним обращается Церковь?

— По крайней мере, их реакция на послание Папы не совсем заметна. Хотя на самом деле эти послания достаточно интересны, ведь Папа обращает внимание на такие вещи, которые порой кажутся нам пустяками. Знаете, я даже думал о такой акции, если бы журналисты отвечали на письма Папы, выражали свои рефлексии и таким образом творили полноценный диалог!

— Вы работаете главным редактором варшавского издания «Вьеньзь» (с польского — «связь»). Какова концепция работы журнала?

— В первую очередь, «Вьеньзь» — это интеллектуальный журнал, рассчитанный на мыслящих людей. Идея создания такого издания появилась в 1950-е годы и была реакцией на тогдашнюю ситуацию в Польше. «Вьеньзь» означает единение, то есть мы пропагандируем единение между народами: между поляками и нашими соседями — в частности, украинцами. Понимаем, что сегодня журнал выполняет определенную историческую миссию, ведь нашему единству мешают стереотипы, сотворенные эпохами. Также мы пропагандируем так называемое движение экуменизма. В частности, журнал неоднократно обращался к христианско-иудейскому диалогу. Этот диалог нужен для достижения взаимной правды, например, правды о взаимных провинностях. Но эта правда не должна причинить еще больше ран, а наоборот — стимулировать взаимопрощение и единение. Ведь в современном мире достаточно разделений! Кроме того, наше издание неоднократно обращалось к основным идеям ІІ Ватиканского Собора, в частности, мы стараемся пропагандировать один из важнейших концептов Собора — «Церковь должна быть открытой». Я уже более десяти лет работаю редактором журнала. Кроме одноименной книги и журнала, у нас есть своя лаборатория «Вьеньзь», в которой работает около 50 мыслящих людей. Вместе мы организовываем дискуссии, собрания, круглые столы. Наш основной вектор — это культура, религия и общество.

— Во время пребывания в Польше меня больше всего удивило то, что в вашей стране много религиозных СМИ: не только пресса, но радио, телевидение, интернет-издания. Кроме того, эти медиа всегда рейтинговые. Что является основанием для такой популярности?

— Ключевым основанием для такого спроса является вера, которая нужна всем без исключения. Хотя перед Второй мировой войной религиозные СМИ в Польше играли более весомую роль. Сегодня, по мнению епископов Римо-Католической церкви, было бы неплохо, если бы каждая диецезия (епископат у римо-католиков — Ред.) имела свое средство массовой информации, которое концентрировалось бы на той информации Церкви, которая важна именно для этой местности. Поэтому сегодня в Польше имеем много радиостанций. Однако нам нужно выработать концепт настоящей национальной религиозной радиостанции, которая имела бы объединительный характер.

— Каким образом религиозные медиа могут влиять на решение общественных проблем?

— Знаете, я не придерживаюсь той позиции, что через медиа можно молниеносно изменить мир. Впрочем, это можно сделать путем длительного и последовательного формирования общественного мнения и сознания.

— Какие советы вы бы дали журналистам, которые стремятся работать над религиозными темами?

— Журналист, который хочет работать в религиозных медиа, должен задуматься над весомостью его миссии, ведь он выражает позицию важности религии в жизни каждого человека и мира в целом. Думаю, что такой человек должен быть активным верным, стараясь поделиться своим персональным свидетельством Бога — и не только с теми, кто верит, но — самое важное — с теми, кто стоит вдалеке от Церкви! Эти журналисты должны быть людьми с хорошей жизненной мотивацией, для которых вера является ежедневным источником их энергии, которые несут в мир любовь. Знаете, в мире сегодня преобладает мнение, что верующий человек не современен. Религиозная журналистика должна показывать людям новые авторитеты и новых людей.

Справка «Дня»

Збигнев Носовски — польский журналист, публицист, католический деятель, главный редактор журнала «Вьеньзь». Родился 6 ноября 1961 года. Закончил социологические студии в Варшавском университете, а также теологию в Академии католической теологии (Варшава). На рубеже 1970-х годов вместе с женой Катажиной учредил движение «Свет-Жизнь», в 1984-ом — сообщество «Зернышко» для людей с особыми потребностями. В 2001 г. стал главным редактором журнала «Вьеньзь». В 2002—2008 годах был консультантом Папского совета по делам мирян. В 2007—2009 годах — христианский соруководитель Польского Совета Христиан и Евреев, после — вице-проводник этой организации. Принадлежит к Клубу католической интеллигенции, Форуму Св. Войцеха, который организовывает встречи в Гнезно. В 2005 году награжден кавалерским крестом Ордена возрождения Польши.

Система Orphus
Рейтинг
0
0
0комментариев

Комментарии

добавить коментарий 

    Оставлять комментарии могут только зарегистрированные посетители Войти

    Последние комментарии

    • Paraeklezyarh | 22 октября 2019, 00:12

      Звичайно що належатиме. По іншому і бути не може. Ось тільки часу на це потрібно не мало. Бо ще не все ,,"населеніє" розуміє (а вірніше, не хоче розуміти) що живуть вже давно не в Київській

    • serge1717 | 21 октября 2019, 20:52

      Я древлянин і древлянка Малуша подарувала світу Володимира Великого, сина князя Святослава Ігоровича і внука княгині Ольги. Твоєю мокшанією смерде тоді ще навіть і не смерділо і надіюсь дасть Бог і

    • velovs@ukr.net | 21 октября 2019, 20:45

      Из своих буду... :)

    • ultimaratio22 | 21 октября 2019, 20:41

      А ты чьих будешь, бесёнок? Если бесёнок, значит адский тролль.

    • ultimaratio22 | 21 октября 2019, 20:36

      А ты чьих будешь, бесёнок? Если бесёнок, значит адский тролль.

    Популярные статьи месяца