Пророссийские силы берут верх в УПЦ (МП)

28.02.2012, 15:11
Пророссийские силы берут верх в УПЦ (МП) - фото 1

Противостояние между «промосковской» и «проукраинской» частями Украинской православной церкви Московского патриархата, похоже, завершится в пользу первой. Москва удержала церковь на своей орбите влияния, с которой УПЦ имела шансы сойти, и теперь, очевидно, будет постепенно увеличивать свое присутствие в Украине

Пророссийские силы берут верх в УПЦ (МП)Противостояние между «промосковской» и «проукраинской» частями Украинской православной церкви Московского патриархата, похоже, завершится в пользу первой. Москва удержала церковь на своей орбите влияния, с которой УПЦ имела шансы сойти, и теперь, очевидно, будет постепенно увеличивать свое присутствие в Украине

Синод УПЦ (МП) 21 февраля поставил, если не окончательный, то очень важную точку в противостоянии между сторонниками автокефального курса развития УПЦ (МП) и пророссийскими силами, которые хотят лишить его статуса «самоуправной с широкими правами автономии».

Источники из самой УПЦ (МП) сначала сообщали, что на этом синоде планировалось обсуждать два основных вопроса: вывести из постоянных его членов личного секретаря и правую руку митрополита Владимира — архиепископа Александра (Драбинко) и признать недееспособным самого митрополита. Зная о таких намерениях, Владимир направил письмо членам синода, в котором пишет, что проведение этого заседания является нецелесообразным. Поэтому, чтобы все соответствовало букве канона, перед самими собраниями, архиереи во главе с митрополитом Агафангелом (сейчас временно исполняет функции главы УПЦ (МП) посетили всем синодом в больницу, в которой находится больной Владимир. Пообщавшись с ним, получив «личное благословение» (прямой речи Владимира конечно никто кроме его гостей не слышал), все формальные процедуры были решены, и синод состоялся.

На синоде приняли только одно из двух резонансных решений, которые якобы были на повестке дня. В протоколе Синода никак не упомянуто о создании комиссии по состоянию здоровья Владимира. Очевидно, в УПЦ (МП) понимают, что это вызвало бы новую волну обсуждения в обществе и еще более пристальное внимание СМИ к событиям в церкви. Зато устранив архиепископа Александра (Драбинко) со всех ключевых постов, пророссийские силы, с одной стороны убрали конкурента, с другой показали всем — кто в церкви «хозяин». В мотивации к его освобождению сказано следующее: «он себе позволяет в эфире светских общенациональных средств массовой информации, которые и без того относятся к нашей Церкви с необоснованным предубеждением, открыто выступать с критикой решений Высшего Церковного власти, искусственно противопоставляя Священный Синод Украинской Православной Церкви ее Предстоятелю , что является клеветой на соборный разум Церкви и хулой на Духа Святого … »

Стоит отметить, что хотя сторонники «автономистского» курса архиепископа Александра (а по сути митрополита Владимира) есть как среди иерархов, так и среди многих священников, но сейчас можно считать конфликт завершенным. В УПЦ (МП) все стороны конфликта больше всего боятся нового раскола. «Автономисты» понимают, что в случае открытого конфликта они получат статус «неканонических» и «раскольников». Москва же, конечно, не хочет усиления влияния УПЦ (КП), к которой, скорее всего, те присоединятся. Кроме того, РПЦ не заинтересована, пока, в снятии вывески «украинский» со своего филиала в Украине. Промосковское крыло УПЦ (МП) до сих пор вынуждено было мириться с укреплением автономии церкви, а при фактическом правлении промосковского синода, все будут пассивно наблюдать за сближением с РПЦ.

Интересен и тот факт, что церковно-идеологический центр — Московская патриархия показательно молчит. Кроме скупых слов патриарха Кирилла, о том, что «Владимир является недееспособным», оттуда нет каких-то официальных или полуофициальных заявлений. Это свидетельствует, что ситуация их вполне устраивает. Более того, они всегда смогут сказать, что УПЦ — самостоятельная Церковь, и «мы не вмешиваемся».

В такой ситуации, именно вопрос — кто будет преемником Владимира — теряет свою актуальность. Независимо от того, будет это митрополит Одесский Агафангел, Донецкий Илларион, Чернобыльский Павел, или кто-то другой — поставленные будут на эту должность активной пророссийской большинством в руководстве церкви. А потому выполнять ту роль и функцию, которую от них ожидает Москва. А именно: ликвидация всех приобретений «самоуправление» за двадцать лет руководства церковью митрополитом Владимиром.

Однако некоторые эксперты все же считают, что большинство приходов УПЦ (МП) вряд ли пригодятся с теми шовинистическими взглядами, которые провозглашает митрополит Агафангел. «Если в будущем курс УПЦ изменится на строительство« Русского мира », чем не занимался митрополит Владимир, то можно ожидать реакции именно от церковного народа и провинциальных священников», — убежден религиезнавесь Анатолий Бабинский — В этой ситуации Украина уникальная, потому что здесь есть достаточно мощная структура УПЦ (КП), которая в этих процессах может сыграть значительную роль ».

Павло Берест

"Український тиждень" / "Киев:Правда", 22 февраля 2012 года