Борис ГУДЗЯК: Я живу большой надеждой

24.10.2011, 13:54
Борис ГУДЗЯК: Я живу большой надеждой - фото 1
О планах и перспективах УКУ, католическом образовании в целом и об особенностях церковно-религиозной жизни в Украине накануне предстоящего события в Киеве «Дню» рассказал ректор университета, отец-доктор Борис ГУДЗЯК

ФОТО КОСТЯНТИНА ГРИШИНА / «День»В этом году Украинский католический университет (УКУ), небольшой вуз из Львова, оказался среди отечественных лидеров в университетском рейтинге Webomitrics, который измеряет успешность университетов, исходя из степени их присутствия в Интернете. Этот единственный католический университет на постсоветском пространстве существует уже 17 лет исключительно на средства меценатов, без какой-либо поддержки государства. В конце октября в Киеве пройдет благотворительный бал, посредством которого университет уже в четвертый раз привлекает внимание украинцев не только к нуждам и проектам УКУ, но и к вопросам возрождения традиций филантропии и меценатства в Украине. О планах и перспективах УКУ, католическом образовании в целом и об особенностях церковно-религиозной жизни в Украине накануне предстоящего события в Киеве «Дню» рассказал ректор университета, отец-доктор Борис ГУДЗЯК:

— Вы в достаточно солидном возрасте (38 лет) были возведены в сан священника. Скажите, что для вас стало точкой невозвращения при принятии такого важного решения?

— Есть ряд уважительных причин, из-за которых я долго шел к этому решению, хотя свое призвание ощутил еще ребенком. К священническому служению я относился с особым трепетом и чувством ответственности. И поэтому не мог легкомысленно подходить к этому вопросу. Я не тратил попусту время и не убегал от ответственности.

Я чувствовал, что Господь призывает меня прежде завершить научную карьеру. Именно поэтому в течение девяти лет я учился в докторантуре Гарвардского университета, известной своими серьезными требованиями. После получения научной степени приехал в Украину, где следовало пройти определенный процесс адаптации, что тоже заняло немало времени. Не многие украинцы из диаспоры, которые не занимали высокооплачиваемые менеджерские посты, переехали и навсегда остались в Украине. Кто-кто бросался сломя голову, но долго не выдерживал.

Кроме того, во Львове возникло много важных проблем, в частности создание Института истории церкви и запись устной истории подпольной жизни УГКЦ. С 1992 года по поручению Блаженнейшего Мирослава Ивана Любачивского вместе с другими я стал работать над созданием Украинского католического университета. Сначала, в 1994 году, возродилась Львовская богословская академия (ЛБА). Принимая во внимание очень конкретные академические задания, не спешить с принятием решения относительно священничества мне, уже на 35-м году жизни, советовал и Блаженнейший Любомир Гузар.

Именно в ЛБА мое призвание окончательно определилось. Когда студенты и преподаватели подчеркивали, что хотели бы видеть меня священником, я понял — время пришло. Призыв сообщества окончательно усилил духовное стремление, которое формировалось во мне в течение многих лет.

— Каким видите будущее католических университетов в Европе в целом и в Украине в частности?

— В разных европейских странах существуют разные традиции католического образования. Например, в Италии действует более 15 католических университетов (преимущественно в Риме), а в большой Испании и маленьком Ливане, с населением четыре миллиона человек, — по шесть таких заведений. Большинство из них очень хорошо развивается. Как учебные заведения они имеют хорошую репутацию, но некоторые из них секуляризуются, то есть из них выветривается первичный религиозный дух.

В Украине, да и на всем постсоветском пространстве, Украинский католический университет — единственное католическое высшее учебное заведение. По моему мнению, сектор католического образования со временем будет расширяться.

— Видите ли предпосылки для того, чтобы в Украине появились католические университеты, школы, детские садики, как в Европе?

— Европейское образование в его современном понимании тесно связано с историей церкви и ее культурой. Я думаю, что Украина тоже постепенно будет открывать и развивать этот потенциал, так как она — часть Европы. Сегодня в Украине существует 4—5 католических школ и один университет. Со временем их станет больше, но развиваться они будут медленно, потому что на их деятельность отягощена юридическими и финансовыми сложностями. В частности, за газ мы платим не как образовательные учреждения, а как предприятия. Это серьезная финансовая нагрузка.

Развитие католического образования обусловит и потребность в качественном образовании. Сегодня эта проблема уже назрела в обществе, например, многие бизнесмены отправляют детей учиться (даже в среднюю школу) за границу. Значит, они не доверяют отечественному образованию. И с этим нужно что-то делать, потому что дети, которые учились за границей с 14 до 24 лет, вряд ли вернутся домой. Страна не может потерять свою элиту. И рано или поздно эта элита начнет финансово поддерживать развитие украинского образования. Она будет искать, как его можно улучшить, в том числе и за счет духовно-религиозных принципов. Поэтому будут появляться католические или вообще конфессиональные садики, школы и вузы.

— Приближается к концу срок вашей каденции на должности ректора университета. С чем вы связываете свою дальнейшую деятельность?

— Мне кажется, что в университете не очень хотят со мной расставаться, и, может, придется быть ректором еще одну каденцию. Хотя все решит наблюдательный совет (сенат) УКУ.

Есть много незавершенных дел, которые не могу оставить на произвол судьбы. Например, недавно началось строительство уникального университетского студенческого городка. Его проект включает в себя коллегиум, библиотеку, учебный корпус, университетскую церковь. Строительство началось в 2010 году. А уже в 2012 году рассчитываем сдать в эксплуатацию одно общежитие, где будут жить студенты и преподаватели. Это будет компактный комплекс, где студент не просто ночует, но продолжает полноценную учебу, занимается спортом, отдыхает и т. п. Строительство городка планируется завершить в 2015 году. Кстати, строительство ведется без какой бы то ни было государственной помощи, исключительно благодаря пожертвованиям благодетелей.

— Вы вспомнили о меценатах. Кто из известных украинцев поддерживает этот проект, а также другие проекты университета?

— Среди наших меценатов — известные украинские бизнесмены Виталий Антонов, Филя Жебровская, Олег Бахматюк, Василий Данилив. Большую финансовую и моральную поддержку УКУ получает от украинцев за рубежом и неукраинцев, которые не равнодушны к делам нашей страны и церкви. Например, в нашем фонде в США 60% пожертвований для университета получено от людей неукраинского происхождения.

Весной мы сообщили, что украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ стал одним из самых больших жертвователей, которые способствуют строительству нашего университетского городка во Львове. Он будет поддерживать этот проект до завершения сооружения городка. К проекту строительства также приобщился один из самых выдающихся специалистов современного менеджмента, украинец по происхождению Адриан Сливоцкий. Университетская часовня построена на средства украинских бизнесменов, львиная доля пожертвований была получена от львовского предпринимателя Ярослава Рущишина. Должен сказать, что студенческий городок УКУ — это уникальный для Украины, однако очень дорогой проект: ежегодно нам нужно 4—5 миллионов долларов на строительство. Поэтому поиск средств и меценатов еще продолжается, и мы радостно приветствуем каждого, кто готов оказать помощь.

Изыскивая средства на университет, мы видим, как медленно, но уверенно возрождается и развивается традиция филантропии и меценатства в Украине. Если десять лет тому назад не могло быть и речи о том, чтобы искать средства в Украине, то теперь мы свидетельствуем о поддержке не только известных и богатых людей, но и представителей так называемого среднего класса. Возможно, украинцы стали немного богаче, но причина и в том, что возрождается ответственность и появляется понимание общего дела.

— В своей практике вы придерживаетесь американской модели поведения в общении со студентами. Мне рассказывали, что вы приглашаете студентов на обед или на чашечку чая к себе домой. Почему именно такой подход? И как считаете, когда такая модель общения ректора со студентами распространится в Украине?

— Гостеприимство и общительность исповедовали еще мои родители, которые приехали в США из Украины. Помню, дома у нас часто бывало много гостей. Поэтому переехав в Украину, я привез с собой эту традицию. В моем доме бывает ежемесячно до 200 гостей. Не каждый готов настолько открывать свою личную жизнь. Однако, по моему мнению, существующее сегодня недоверие в обществе и нездоровые человеческие отношения, когда человек не доверяет человеку, нужно лечить открытостью и готовностью помочь. Я люблю общаться со студентами в неформальной обстановке — тогда можно заметить и понять то, чего никогда не почувствовать в аудитории.

— Сейчас общество наблюдает, как политический компонент влияет на религиозную жизнь в Украине. Как вы думаете, насколько серьезно это влияние?

— Принимая во внимание структуру современного общества и сравнивая ее с другими странами, становится очевидно, что связь власти и церкви — преувеличена. Она всегда была. И каждая церковь ее чувствовала. Конечно, это вредит церкви. Церковь, прежде всего, должна решать духовные вопросы. Церковь должна заниматься душой человека, а не политикой. Когда политика — на первом месте, то духовные дела отходят на задний план. Церковь должна одухотворять политику, а не быть марионеткой политических партий, кандидатов или структур власти.

— На фоне политических событий наблюдается усиление «трения» между основными конфессиями в Украине. Как им прийти к диалогу, ведь все конфессии признают: любовь к ближнему — самая важная заповедь Божья?

— У меня нет простого ответа на этот вопрос. Конечно, разъединенность между христианами беспокоит общество и отталкивает людей от церкви, в частности молодежь. Убежден в одном: нужно каждый день творить добрые дела для единства всех детей Божьих. ...Все в Господних руках. Я живу большой надеждой.

СПРАВКА «Дня»

Отец Борис Гудзяк родился 24 ноября 1960 года в городе Сиракузы, штат Нью-Йорк, США в семье украинских эмигрантов. Учился в Сиракузском университете (США), Папском урбанском университете, Папском ориентальном институте в Италии. Степень доктора по византинистике и славистике получил в Гарвардском университете в 1992-м. В том же году приехал в Украину и основал Институт истории церкви, который собирал воспоминания людей, переживших подполье Украинской греко-католической церкви. С тех пор постоянно живет в Украине. В 1993 году возглавил комиссию по возобновлению Львовской богословской академии (ЛБА), которую создал в 1928—1929 гг. во Львове митрополит Андрей Шептицкий. Это заведение было закрыто в 1944-м советской властью и возрождено через 50 лет. В 1995—2000 гг. — вице-ректор академии. В 2000 году был инаугурирован на пост ректора. Таинство священничества принял в 1998 году. В 2002-м ЛБА изменила свой статус: образовался Украинский католический университет, который о. Борис Гудзяк возглавляет уже вторую каденцию.

Беседовала Наталья БИЛОУСОВА

"День", №190-191, 21 октября 2011 года