• Главная
  • Мониторинг
  • Епископ Богдан (Дзюрах): За выезд украинцев за границу несет ответственность политическая верхушка...

Епископ Богдан (Дзюрах): За выезд украинцев за границу несет ответственность политическая верхушка

30.09.2011, 15:18
Епископ Богдан (Дзюрах): За выезд украинцев за границу несет ответственность политическая верхушка - фото 1
Недавно в Бразилии состоялся Синод епископов УГКЦ и празднование 120-летия украинской эмиграции в Бразилии. Об этом и другом говорим с секретарем Синода УГКЦ владыкой Богданом (ДЗЮРАХОМ).

ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»Недавно в Бразилии состоялся Синод епископов УГКЦ и празднование 120-летия украинской эмиграции в Бразилии. Об этом и другом говорим с секретарем Синода УГКЦ владыкой Богданом (ДЗЮРАХОМ).

— Владика Богдан, украинцы в Бразилии живут уже 120 лет. Как в течение столь длительного времени им удалось сохранить украинскую идентичность?

— Действительно, нас очень приятно поразило, что, невзирая на неблагоприятные обстоятельства и большой промежуток времени, украинская община сохранила и свою национальную идентичность, и церковную принадлежность.

Этому способствовало несколько факторов. В первую очередь, выезжали люди, глубоко укорененные в национальные традиции, которые ценили свое украинство, берегли родной язык и культуру, лелеяли духовность. По-видимому, это и является ключевым в понимании того феномена, который мы наблюдали в Бразилии.

Кстати, в противовес этой 120-летней украинской диаспоре в Бразилии представители современной, четвертой, волны эмиграции склонны очень легко ассимилируются. Попав в новую для себя культурную среду, наши соотечественники пытаются «раствориться» в ней. Нередко таят в сердце обиду на собственное государство, которое не обеспечило им условий для работы, заставило эмигрировать. А тогда, 120 лет назад, люди, хотя и эмигрировали из родных земель, берегли, как что-то дорогое и ценное, осознание своего национального достоинства, культуры и духовности. Казалось, что забыть или — еще хуже — отречься от собственной национальной самобытности было для них равнозначно отречению от самих себя. Поэтому, несмотря ни на какие испытания, люди самоорганизовывались, создавали церковные общины, а следовательно, разного рода культурно-просветительские организации, которые действуют и в настоящее время.

Второй момент: украинцы в Бразилии имели возможность жить компактно на территориях, куда прибывали. Так, только в южных провинциях — Паране и Санта Катарине — проживает свыше 90 процентов бразильских украинцев, остальные разбросаны по всей Бразилии. Таким образом, факт компактного проживания способствовал тому, что украинцы в Бразилии смогли сохранить свою культуру и язык. Некоторые из наших собеседников делились воспоминаниями, что португальский язык они стали изучать, только когда пошли в первый класс. До этого общались исключительно на родном украинском языке.

И третье — роль церкви. Очень быстро вслед за эмигрантами из Галичины поехали отцы василиане, потом прибыли сестры василианки, монахини, и именно они, кроме того, что духовно опекали наших верующих, заботились еще и об их культурном развитии. Для этого создавали разного рода художественные кружки, танцевальные ансамбли, основывали субботние школы, где учили детей родному языку, культуре, давали основные знания об истории Украины. Плоды этого труда мы наблюдали собственными глазами во время юбилея, когда видели замечательные танцевальные ансамбли, оркестры, хоровые коллективы, организованные греко-католическими общинами. В настоящее время таких фольклорных кружков во всей Бразилии насчитывается 24. Имеют они благозвучные названия, которые отражают их память о родной земле — «Барвінок», «Верховина», «Полтава», «Спомин», «Київ», «Соловей», «Калина» и другие. Самому старшему из них — ансамблю «Барвінок» — исполнился 81 год! Потому неудивительно, что многие ораторы, которые выступали в рамках празднований, подчеркивали ключевую роль церкви в сохранении национально-культурной идентичности украинцев.

— Каких высот достигли украинцы Бразилии?

— Первые поселенцы из Украины попали в чрезвычайно тяжелые условия. Их завезли на территории, где не было самых элементарных условий для жизни. Поэтому первые поколения украинцев в Бразилии должны были, в прямом значении этого слова, бороться за выживание, а их сферой занятости на 80% было, и в настоящее время остается, сельское хозяйство. Но со временем трудолюбие и талант нашего народа стали приносить свои плоды. Сегодня украинцы в Бразилии с гордостью называют имена своих выдающихся представителей: поэтессы Елены Колодий, поэтессы и писательницы Веры Селянской-Вовк, историков Оксаны Борушенко и Павла Горбатюка, лингвистов Михаила Вовка и Владимира Кульчицкого. Грегори Варшавчика здесь называют «основателем модерной архитектуры». Уроженец Одессы, он учился в Риме, а после своего переезда в Бразилию в 1923 году опубликовал статью, которая стала манифестом современной бразильской архитектуры. Некоторые украинские семьи были или являются владельцами известных предприятий и фирм, например, семья Дмитерко, которая владела сетью супермаркетов, а в настоящее время занимается инвестициями в развитие логистики в сфере пищевой и перерабатывающей отраслей. В Куритибе нам показывали мебельные салоны семьи Худий, которые славятся по всей стране и за ее пределами. Среди выдающихся украинцев — известный нейрохирург Альфонс Антонюк, онколог Богдан Кобылянский. Украинские корни имеют бывший губернатор штата Парана Жайме Лернер и экс-президент государственной нефтегазовой кампании «Петробраз» Филипп Рейштул. Однако представительство украинцев в органах государственной власти не велико, о чем заявляют и сами наши соотечественники в Бразилии.

— Эмиграция — это хорошо для Украины, на ваш взгляд, или плохо?

— Как и многие явления в нашей жизни, эмиграция имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, эмиграция — объективное явление. Когда упал железный занавес, который отгораживал нас от внешнего мира, начался процесс миграции из Украины. Люди имели возможность посещать другие страны, познавать их культуру, знакомиться со стилем жизни местного населения и тому подобное. Но за годы независимости мы стали свидетелями не просто естественного перемещения людей, которые добровольно путешествуют по другим странам: из Украины выехало несколько миллионов наших соотечественников в расцвете жизненных сил. Выехали, потому что их заставила тяжелая, нестерпимая экономическая ситуация внутри страны. За этот массовый «экзодус» украинцев и за его негативные последствия для нашего народа в значительной степени несет ответственность политическая верхушка. Украинское государство не обеспечило достойной жизни своим гражданам, не смогло использовать их профессиональный потенциал для перестройки отечественной науки, образования, экономики. Нам действительно больно наблюдать, как бывшие учителя, инженеры, врачи, которые эмигрировали в западноевропейские страны за последние 15—20 лет, работают уборщиками (уборщицами) в итальянских семьях, подсобниками на стройках, выполняют самые простые бытовые работы. Эта ситуация — позор для украинского государства. Поэтому мы продолжаем призывать, чтобы государство, наконец, обратило внимание на проблему украинской эмиграции, серьезно заинтересовалось нашими людьми за рубежом, разработало программу их возвращения на родную землю.

С другой стороны, эмиграция дает и определенные шансы, в частности возможность учиться у других, позаимствовать от них что-то хорошее, полезное. Ведь находясь в эмиграции, украинцы имеют возможность познать другой мир, учатся другому отношению к человеку и к труду, чем то, к которому они привыкли во времена советской действительности, открывают для себя культурное богатство европейских стран, в конечном итоге, изучают еще один иностранный язык. Все это, согласитесь, немало. Украинцы, которые пробыли некоторое время за рубежом, нередко возвращаются более зрелыми и ответственными гражданами, осознают свои права и готовы их защищать. Эти люди более сознательны в политическом плане, ими нелегко манипулировать. Не потому ли государство так неохотно обеспечивает зарубежные избирательные участки бюллетенями?..

— Последний Синод состоялся в Бразилии. Это потому что 120-летие?

— Очевидно.

— Последний Синод призывал верующих УГКЦ не обижать представителей других конфессий. А разве они их до сих пор обижали? Или это просто такой шаг навстречу?

— Это, прежде всего, превентивный шаг, чтобы еще раз вспомнить, что мы должны быть очень деликатными в своих высказываниях и действиях относительно наших братьев по вере. От чего это исходит? Мы очень серьезно воспринимаем призыв Христа к единству Церкви и хотим сознательно делать определенные практические шаги, чтобы его приблизить.

Наблюдая за церковной действительностью в Украине, мы не раз видели, что на человеческом уровне случаются определенные недоразумения. Они возникают чаще всего не по злой воле, а из-за человеческой слабости, а иногда — из-за элементарной невоспитанности. И это относится ко всем конфессиям. Все мы люди, и можем совершать ошибки по отношению к ближнему. Принимая упомянутое решение, мы хотели призвать наших верующих быть максимально корректными и доброжелательными к нашим братьям по вере.

С другой стороны, иногда случается, что мы, греко-католики, становимся объектами атак, несправедливой трактовки или некорректных высказываний. Не хочу называть конкретные случаи или имена, но кто следит за религиозной жизнью в Украине, должен знать, что имеется в виду. И, по совести говоря, нас такое отношение мучает. При таких обстоятельствах может появиться большое искушение, особенно на человеческом уровне, отвечать злом на зло. Не хотим, чтобы это искушение перерастало в грешное действие, потому и решили учить наших верующих любить даже тех, кто нам вредит, учиться жить действительно по-евангельски. Не можем требовать этого от других. Должны начинать с себя.

— Насколько известно, об объединении церквей сегодня не идет речь, но стало ли УГКЦ проще общаться с УПЦ МП ввиду конфликта в самой Московской патриархии?

— Мы постоянно учимся лучше овладевать языком общения. Для нас очень важным было утвердить, что есть открытость к диалогу другой стороны, что есть много аспектов церковной и общественной жизни, где мы можем действовать совместно. Есть желание не оглядываться неустанно назад, ища упреки или обвинения, а смотреть в будущее и совместно это будущее созидать.

Конечно, путь к формальному объединению может быть длинным, но мы уже теперь можем объединяться вокруг определенных начинаний, определенных вызовов, что стоят перед украинским обществом, и пытаться находить общие ответы на вопросы, которые тревожат наших граждан сегодня. Такой общий труд не только приближает желаемое единство, но и, в известной мере, уже манифестирует.

Мы также осознаем то, что единая церковь в Украине не является и никогда не будет плодом исключительно человеческих усилий или определенной общественно-политической договоренности. Она является даром Бога, плодом духовного усилия духовенства и верующих всех конфессий. Именно поэтому мы призывали к молитве за дар единства, за диалог и братские взаимоотношения с представителями других церквей и конфессий. Молитвой и искренним отношением друг к другу будем проторять путь для деяния Святого Духа, который «объединяет все церковное сообщество», как об этом говорится в одной из стихирей Пятидесятницы.

— Какой еще главный месседж нынешнего Синода, кроме как не обижать представителей других конфессий?

— Я бы сказал, что самый главный месседж — это внимание, которое Синод уделил приходу как месту встречи с Христом. Жизнь великой Христовой церкви реализуется в конкретных условиях обычного сельского или городского прихода. И именно по качеству духовной жизни прихода будут видно перемены, которые наступают во всей церкви. Поэтому мы хотели обратить свое особенное внимание на приходскую жизнь и приняли за основу нашего будущего развития концепцию «живого прихода». Такой приход является противоположностью просто «приходу», то есть определенному утилитарному и пассивному участию в церковной жизни, когда люди приходят в храм, чтобы «выполнить долг», чтобы отдать дань обычаю или получить определенную «небесную страховку» для своей земной жизни. В живом приходе верующий чувствует себя соответственным за состояние церкви, он в духовной жизни черпает силу для того, чтобы в ежедневных реалиях реализовать свое христианское призвание: быть светом мира и солью земли.

Беседу вела Оксана КЛИМОНЧУК

"День", №175-176, 30 сентября 2011 года