Мусульмане и украинская армия: приглашение к дискуссии

11.08.2011, 13:00

На одном из заседаний рабочей группы Общественного Совета по душпастырской опеке военнослужащих при Министерстве обороны Украины мне довелось услышать от одного из присутствующих сомнение: а служат ли вообще мусульмане в наших Вооруженных Силах? Вопрос, конечно, наивный даже с точки зрения элементарной логики.

На одном из заседаний рабочей группы Общественного Совета  по душпастырской опеке военнослужащих при Министерстве обороны Украины мне довелось услышать от одного из присутствующих сомнение: а служат ли вообще мусульмане в наших Вооруженных Силах? Вопрос, конечно, наивный даже с точки зрения элементарной логики.

В нашей стране, по разным оценкам, от одного до двух миллионов граждан исповедуют ислам. Определенный и весьма значительный процент этого населения составляет молодежь призывного возраста. Как говорится «дважды два равно четыре». Но, оказывается, не для всех. Мусульмане служат в ВС Украины. И если учитывать тот факт, что верующий мусульманин – человек ответственный и дисциплинированный, в большинстве своем мусульмане должны служить добросовестно.

В то же время мы понимаем насколько нелегко мусульманину, с его особым отношением к пище, к быту, к исполнению религиозных ритуалов, нести воинскую службу. Как же решить эту проблему? Как обеспечить военнослужащему-мусульманину его незыблемые конституционные права, чтобы он мог максимально эффективно исполнять свой долг перед  страной?

Вероятно, общую для многих мусульман идею в этом вопросе высказал на прошедшем недавно в Центральном Доме офицеров круглом столе «Механизмы внедрения Концепции душпастырской опеки военнослужащих в Вооруженных силах Украины», представитель ДУМУ шейх Рустам Гафури. Это – идея компактного прохождения службы военнослужащими-мусульманами. И действительно, это автоматически снимало бы целый пласт проблем. Причем, что немаловажно, не ложась дополнительным бременем на и без того скудный бюджет армии. Это и проблема, собственно, душпастырской опеки как таковой, и проблема коммуникации внутри соединения и отдельных подразделений, и качественно другой уровень работы с подчиненными для командиров и их заместителей по социально-психологической и воспитательной работе. Наконец, это сплоченность коллектива подразделения, которая способствует более эффективному выполнению поставленных командованием учебных и боевых задач, позволяя не отвлекаться на постоянный поиск решений по вопросам, не относящимся напрямую к этим задачам.

Примеров эффективности такого подхода в истории достаточно много. Стоит, наверное, вспомнить «Кавказскую туземную конную дивизию» сформированную в 1914г. в российской армии. «…Кабардинский, Дагестанский, Чеченский, Татарский, Черкесский и Ингушский полки стали гордостью Российской Армии. Это было поистине уникальное воинское соединение по своей организации, многонациональному составу всадников и офицеров, по царившему между ними духу воинского братства, солидарности и взаимовыручки». (Из книги «Кавказская конная дивизия» О.Л. Опрышко, написанной на основе документальных материалов Российского государственного военно-исторического архива, других хранилищ документов, а также на основе публикаций российских газет, журналов и книг, изданных за рубежом, а также на основе эмигрантских изданий).

К сожалению, очень мало написано о крупных татарских и башкирских соединениях в той же российской царской армии, хотя их удельный вес и роль практически во всех войнах и сражениях империи несоизмеримо больший. Но это были, скорее, боевые соединения по этническому принципу. Что, в то же время, способствовало решению вопросов и исполнения религиозных обязанностей, и обустройства быта, и организации соответствующего питания.

Так как нас в этих примерах интересует не этническая, а именно религиозная составляющая, логично предположить, что подобный подход в формировании подразделения действительно поможет избежать огромного количества проблем как в воинском быту, так и в социально-воспитательной работе.

Веками в Украине проживают крымские, казанские, волжские татары. За годы Советской власти здесь поселилось немало представителей северо-кавказских и средне-азиатских республик. Мусульманская община Украины пополняется коренной русской и украинской молодежью, греками, грузинами и представителями других коренных этносов нашей страны. Общемировые процессы глобализации пополнили страну, пусть и небольшим количеством,  выходцев из стран Ближнего Востока и Юго-восточной Азии. И наша задача, как мне видится, заключается не только в том, чтобы все без исключения граждане нашей страны чувствовали себя защищенными и наделенными всеми конституционными правами, но и в том, чтобы они знали и могли полноценно исполнять свои гражданские обязанности по отношению к государству.

Чувство ответственности и патриотизма не берется с потолка – это  элемент воспитания. И только правильный, выверенный подход в этом тонком и щекотливом вопросе может дать положительный эффект. К счастью ли, к сожаленью ли, время кавалерийских наскоков прошло. Но многие из нас,  ностальгируя по старым временам, по инерции пытаются решать сложные вопросы взмахом шашки. Давайте думать. Приглашаю к широкой дискуссии специалистов.

А в заключении для тех, кому хотелось бы представить эту проблему как новую и даже чужеродную для нашей страны (таких, поверьте, немало) я прилагаю чрезвычайно любопытный документ, датированный 1917 годом. (http://www.hrono.ru/libris/lib_p/petl19171210.html):

 

Приказ Генерального Секретариата по военным делам УНР

о создании

Мусульманского комиссариата и формировании мусульманского корпуса

10 декабря 1917 года

ПРИКАЗ

По Военному Генеральному Секретариату

Украинской Народной Республики

10 декабря 1917 г., г. Киев 4.59

§1

Объявляю к сведению и исполнению следующее: а) В городе Киеве при Генеральном Секретариате военных дел создается Мусульманский комиссариат для того, чтобы направлять как солдат, так и офицеров-мусульман в мусульманские части, б) Приказываю издать соответствующее распоряжение по всем запасным частям округов, дабы не чинили никаких препон для переводов мусульман в свой корпус, выделяя отдельные сотни и команды, в) Разрешаю грекам 24-го запасного полка выделяться в отдельные сотни при том же полке.

§2

По мере роспуска великороссов из Стрелковых полков, причисленных к конным дивизиям, приказываю такие полки расформировывать, а украинцев направлять по своим коренным полкам для укомплектования конных полков.

Подписал: Генеральный Секретарь по военным делам

Петлюра

Копия верна

Начальник Канцелярии С. Письменный

Руслан ТОВМИРЗАЕВ

"УММА", 8 августа 2011 года