Период полураспада. Москва пытается сохранить единство УПЦ

01.08.2011, 17:03
С помощью подковёрных интриг и заговоров Москва пытается установить тотальный контроль над Украинской православной церковью. На кону – кресло митрополита и единство УПЦ

С помощью подковёрных интриг и заговоров Москва пытается установить тотальный контроль над Украинской православной церковью. На кону – кресло митрополита и единство УПЦ

«Соблюдайте регламент», – голос предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира осенними листьями прошелестел по залу Трапезного храма Киево-Печерской лавры. Его слова (а из-за неважного состояния здоровья митрополит сейчас говорит крайне редко), произнесённые на Поместном Соборе Украинской православной церкви 8 июля, заставили выступающего на несколько секунд замолчать. Потом известный бизнесмен с донецкими корнями, меценат, истовый православный Виктор Нусенкис продолжил свою 15-минутную речь. Говорил он о том, что украинская церковь отдаляется от русского православия, и бранил на чём свет стоит окружение митрополита Владимира, которое добивается полного разрыва с матерью-РПЦ. В зале изредка раздавались неодобрительные возгласы присутствующих епископов, звучали неразборчивые фразы со словами «Донецк» и «донецкие».

Впрочем, публичная дрязга – это лишь видимая часть политического конфликта, который вот уже несколько лет тлеет внутри УПЦ МП и сейчас, похоже, готов разгореться ярким пламенем. Борьба между сторонниками самостоятельности украинской церкви и пророссийским епископатом грозит расколом УПЦ. Цена вопроса – 5 миллионов прихожан и треть всего православного мира.

Церковный переворот

Чтобы понять причины разразившегося на соборе конфликта, нужно отмотать плёнку на день назад. Накануне вечером в офис настоятеля Киево-Печерской лавры епископа Павла зашли двое хорошо одетых солидных мужчин. Владыка принял их с большим радушием. Как было не принять? Ведь Виктор Нусенкис и Юрий Филатов, руководители группы «Донецксталь», – крупнейшие спонсоры Украинской православной церкви. Однако на этот раз к владыке они пришли не с разговорами о строительстве храмов, а с предложением другого рода.

«Нусенкис с Филатовым на голубом глазу предложили Павлу место митрополита Киевского в обмен на поддержку их позиции на Соборе. По плану, который они озвучили Павлу, митрополитом вначале должен был стать епископ Донецкий и Мариупольский Иларион, а потом, собственно, сам Павел, потому что он на 10 лет моложе. Самого митрополита намеревались низложить либо убедить оставить свой пост по состоянию здоровья», – рассказал Фокусу источник в киевской митрополии. По его же словам, на смелое предложение высоких гостей настоятель Киево-Печерской лавры ответил отказом и в рискованную интригу ввязываться не стал. Вместо этого о разговоре с Нусенкисом и Филатовым он рассказал митрополиту Владимиру. Собственно говоря, уже на этом этапе заговор по отстранению предстоятеля УПЦ провалился.

И хотя сам Нусенкис не захотел комментировать эту информацию, скорее всего, это не конец истории, а её начало. Ведь, судя по всему, за смелыми планами по смещению Владимира стоит высшее духовенство РПЦ, а возможно, и сам патриарх Кирилл, который таким образом пытается вернуть автономную украинскую церковь под свой прямой контроль.

Рука Москвы

 

В Украине идеологической опорой РПЦ называют лидеров так называемого славянофильского крыла УПЦ – епископов Донецкого и Мариупольского Илариона, которого заговорщики прочили в митрополиты, и Одесского – Агафангела. А Нусенкиса и Филатова Москва, очевидно, выбрала только в качестве переговорщиков. Им, в отличие от епископов, нечего было терять в случае провала заговора.

Версию о том, что возникший на соборе конфликт был срежиссирован в канцелярии Кирилла, расположенной в Чистом переулке в Москве, на условиях анонимности Фокусу подтвердили и сотрудники аппарата Киевской митрополии. Они называют даже автора озвученных Нусенкисом тезисов – это зампредседателя отдела внешних церковных связей РПЦ отец Николай (Балашов). Если это так, то санкцию на церковный бунт украинским заговорщикам спустили с самого верха.

«Учитывая, что структура патриархии намного более централизована, чем структура УПЦ, я думаю, пытаться представить протоиерея Николая Балашова как человека, который совершает такие действия в украинских вопросах самостоятельно, невозможно. Поэтому упоминание Балашова – это попытка найти стрелочника», – отметил в разговоре с Фокусом епископ УПЦ КП Евстратий (Зоря).

Впрочем, желание Кирилла усилить контроль над УПЦ по принципу «разделяй и властвуй» в итоге может сыграть против него самого. «Действия патриарха и его окружения ведут к усилению напряжённости в церкви. Теперь ясно видно, что есть несколько групп в УПЦ МП, которые по-разному видят будущее церкви. Патриарх Кирилл поддерживает только группу сторонников тесной интеграции с Москвой. Единство УПЦ МП держится только за счёт личного авторитета митрополита Владимира», – уверен епископ Евстратий.

Если это так, то попытки патриархии поставить на место Владимира своего ставленника закончатся расколом. Как метко выразился один священник из окружения митрополита, в случае реализации такого сценария вместо контроля над всеми украинскими приходами Чистый переулок получит контроль над неким Донецким экзархатом. И окончательно потеряет всю остальную Украину. Так что сейчас патриарху Кириллу придётся склеивать тарелку, которую до этого он активно помогал разбивать.

Епископ Александр (Драбинко): «Раскола внутри церкви нет»


Кардинал в тени. Несмотря на молодой возраст, Александра Драбинко считают одним из самых авторитетных деятелей УПЦ

Секретаря митрополита Владимира епископа Александра (Драбинко) считают одним из оппонентов русофильского крыла епископата УПЦ. Владыка Александр изложил Фокусу свою версию произошедших на Соборе событий

– Почему Виктор Нусенкис решил, что он вправе в такой форме выступать на Соборе?

– Он являлся равноправным участником и делегатом Собора УПЦ. От каждой епархии было по четыре делегата: архиерей, священник, монашествующий и мирянин. Всего 237 человек. В их число входил и Виктор Нусенкис – известный и уважаемый человек, церковный меценат, храмостроитель. Церковь его благодарит и низко кланяется за добрые дела. Но что случилось с ним на Соборе, одному Богу известно. Не хотелось бы верить, что правы те, кто такое поведение объясняет его личными политическими и экономическими интересами.

– В СМИ появилась информация о том, что он прекратил финансирование церкви. Это правда?

– Не могу отвечать за всю церковь. Виктор Нусенкис финансировал многие социальные проекты в разных епархиях УПЦ. Помогал также в строительстве кафедрального собора, реконструкции киевских духовных школ. В какой мере прекращено финансирование, мне не известно. Некоторые «репрессивные» меры, конечно, последовали в адрес нашего авторского проекта «Світ Православія» на телеканале «Глас». Запрещено освещать деятельность митрополии и предстоятеля УПЦ. И всё потому, что нашему меценату нашептали о чрезмерном украинофильстве сотрудников митрополии, которое якобы уводит УПЦ от Московского патриархата.

– Почему всё-таки он решил разругаться с руководством церкви?

– Я сам в недоумении и задаюсь этим вопросом. Один мой знакомый предположил, что причина в том, что нынешнее руководство церкви ему уже не нужно, так как он решил свои проблемы. В чём суть этих проблем, мне не объяснили. Впрочем, я более чем уверен: не Виктор Нусенкис является автором и причиной произнесённого и произошедшего на Соборе.

– Кто же тогда автор?

– Не хотелось бы выносить сор из избы. Это внутренние дела руководства церкви. Однако тема приобрела широкую огласку, и я не могу не ответить. А имя автора озвучил в одном из своих недавних интервью наместник Киево-Печерской лавры митрополит Павел. Это зампредседателя отдела внешних церковных связей РПЦ протоиерей Николай Балашов. Утверждение не голословное. Накануне Собора к нам попала конфиденциальная информация, которая, как выяснилось впоследствии, легла как в основу речи Виктора Нусенкиса, так и письма об изменениях к Уставу за подписью владыки Агафангела, поддержанного и другими архиереями. Знал ли об этом и благословил ли на такие действия Николая Балашова святейший патриарх Кирилл? Весьма сомнительно. В телефонном разговоре святейшего с митрополитом Владимиром за полчаса до начала Собора об этом речи не шло.

– Вас называют сторонником автокефалии УПЦ. Это правда?

– На этот вопрос я уже многократно отвечал. Меня, как и большинство в нашей церкви, устраивает её нынешний канонический статус. Считаю его оптимальным.

– Правда ли, что патриарх Кирилл приехал в Украину для того, чтобы предотвратить раскол внутри УПЦ?

– Раскола внутри УПЦ нет. Делегаты Собора практически единогласно поддержали все решения, предложенные предстоятелем УПЦ блаженнейшим митрополитом Владимиром.

Сергей Высоцкий

"Фокус", 28 июля 2011