Вопрос профессиональной этики — к вопросу о телескандалах

29.07.2011, 15:47
Разбирая профессионализм журналистов, мы задаемся известным вопросом: «Кому выгодно?». Но оказывается, кроме внешней выгоды есть еще и внутренняя выгода, которая гораздо хуже осознается.

Разбирая профессионализм журналистов, мы задаемся известным вопросом: «Кому выгодно?». Но оказывается, кроме внешней выгоды есть еще и внутренняя выгода, которая гораздо хуже осознается. Однако именно она дает человеку энергию, делает его преданным делу и несгибаемым в поисках правды. Но, какой характер носит эта правда? Начнем издалека…

Другой как зеркало

Представьте, что вы очень сильно чего-то хотите. Ну, например, вы барышня и вам срочно нужна шубка из кого-то натурального. Однако, вы барышня сознательная. Вы сами себе доходчиво объясняете, что учитывая низкую рождаемость шиншилл и норок в этом году, можно рассчитать, какова будет нереальная стоимость желаемого для вашего семейного бюджета, который, кстати, очень пострадал и от прошлого мирового кризиса, и еще от «великой американской депрессии»...

И вот вы, окрыленная собственной сговорчивостью, встречаетесь с подружкой. И она, рассказывая вам тысячу мелочей, добавляет еще одну: «Я себе шубку купила». Что с вами? Как будто сработал стоп-кадр. Все ее тысячи историй меркнут перед вашими глазами, и остается только заветное слово «ШУБКА». Не будем вдаваться в ваше эмоциональное состояние. Нам важно, что из всего потока сознания вашей подруги в вашем восприятии мощнее всего отразится то, что ваше желание так легко и просто сбылось у кого-то другого.

Или вот еще история… Вы молодой человек, который очень любит поспать часов до одиннадцати. Вы так себя не любите за то, что любите поспать. Ведь вы знаете, как должны вести себя настоящие подвижники по утрам. Вы боретесь с собой, стесняетесь своей привычки, но воз и ныне там.

И вот, приходя на работу и видя своих коллег слегка помятых и опаздывающих, вы решаете удовлетворенно: «Тоже поспать любят». Хотя, что мы знаем о них? Отводят ли они детей в садик, бегают ли на утренние процедуры, едут с другого конца города. Но, не это важно для нас. Для нас важно то, что мы видим в других СЕБЯ.

Из всего потока стимулов, обрушивающихся на нас с приходом другого, мы выбираем те, которые нам хорошо известны и напоминают нас самих. Поэтому — обратите внимание, что вас раздражает в других. Обычно, это то, что хотели бы мы сами, но не разрешаем себе этого понимать, желать или то, от чего в себе страдаем и также не хотим видеть. Другие – это зеркало нас самих.

Француаза Дальто и зависть

Поэтому, когда мы смотрим, как журналисты нападают на тех, кто облечен священнической «властью», можно задать вопрос: «Что именно их раздражает?». Авторитет, который священноначалие имеет у людей, наличие ценностей, вера в Бога. Есть какое-то желание, которое сбылось у одних и не может произойти у других. Есть немощи, которых стесняемся и так хотим выискать вокруг себя. Ведь так легче смириться со своим несовершенством.

Все человеческое ни чуждо нам всем. Но можно ли назвать это правдой, профессионализмом, этикой? Нет. Это другое. Это наши попытки обрести самоуспокоение и мир с самим собой, доказывая, что все такие же, как я, и разрушая авторитетный образ другого из-за своей…

Известный детский терапевт Француаза Дальто как-то наблюдала за игрой двух мальчиков. Назовем их Димой и Толей. Дима мирно играл в машинки. Толя занимался тем, что агрессивно забирал машинки у Толи. Француаза подошла к Толе и тихо спросила: «Толя, ты хочешь машинку или хочешь быть Димой?» Зависть говорит нам: «Хочу быть таким, как он. А если не могу, то и он пусть не может».

Стратегия зависти и проекции своих несовершенств на окружающих заставляет нас быть бдительными, уверенными в своем взгляде на мир. Но является ли такой взгляд правдивым? Даже если он независим от внешних источников, то независим ли он от себя самого? Можем ли мы увидеть вокруг что-то, кроме самих себя. Это один из вопросов профессиональной этики.

Анастасия Бондарук

"Православіє в Україні", 29  июля 2011