УПЦ не может стать независимей, чем есть

12.07.2011, 11:38
УПЦ не может стать независимей, чем есть - фото 1
Дело в том, что ничего нового в уставе УПЦ не появится. Задача предстоящего Собора - утвердить все те положения и документы, которые были приняты со времени последнего Собора УПЦ , проходившего здесь же, в Киево-Печерской лавре, в 1992 году.

В пятницу 8 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоится Собор Украинской православной церкви.

Предыдущий Собор проходил почти двадцать лет назад - в 1992 году. Ожидание такого большого события в православном мире породило немало слухов. «АиФ» решил разобраться в ситуации.

Среди прочего разные источники утверждали, будто  УПЦ  намерена получить больше независимости от Московского патриархата и избрать Местоблюстителя Предстоятельского Престола Церкви, якобы характерное только для Поместных Церквей. Особенно на этой информации настаивали в братстве Александра Невского. Братство даже организовало в понедельник акцию в защиту единства Русской православной церкви у стен Киево-Печерской лавры.

Помочь редакции разобраться в тонкостях взаимоотношений Русской и Украинской православных церквей согласился секретарь Предстоятеля  УПЦ  Митрополита Владимира и глава Отдела внешних церковных связей  УПЦ , архиепископ Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр (Драбинко).

На чем стоим?

- Владыка, что представляет собой сегодня Украинская православная церковь Московского патриархата и какие отношения связывают ее с РПЦ?

- На сегодняшний день  УПЦ  - самоуправляемая часть РПЦ с правами широкой автономии. В 1990 году Томосом (указом. - Ред.) Патриарха Алексия  УПЦ  получила независимость и самостоятельность в управлении. Это означает, что  УПЦ  сама избирает Предстоятеля, имеет собственный Священный Синод, Собор епископов и Собор  УПЦ  как высшие органы церковной власти. Она самостоятельно определяет границы епархий, поставляет епископов, канонизирует святых. Связь с РПЦ у нас, прежде всего, богослужебно-молитвенная - имя Святейшего Патриарха поминается за богослужениями во всех храмах.

При этом епископат Украины принимает участие в решении важных вопросов жизни РПЦ, т. к. участвует в Архиерейских и Поместных Соборах РПЦ, в выборах Патриарха Московского, а Блаженнейший Митрополит Владимир является постоянным членом Священного Синода РПЦ.

Сегодня в  УПЦ  насчитывается 45 епархий, 72 епископа, около 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, 19 духовных учебных заведений.

- Могут ли произойти изменения в отношениях между  УПЦ  и РПЦ после появления местоблюстителя и прочих запланированных изменений в Уставе  УПЦ ?

- Дело в том, что ничего нового в уставе  УПЦ  не появится. Задача предстоящего Собора - утвердить все те положения и документы, которые  были  приняты со времени последнего Собора  УПЦ , проходившего здесь же, в Киево-Печерской лавре, в 1992 году.

Эти и другие решения, а также новая редакция Устава об управлении  УПЦ  нуждаются в одобрении всей церковной Полнотой, т. е. Собором  УПЦ , как сказано в нашем Уставе. А разговоры о местоблюстителе при здравствующем Митрополите - это, извините, бред сивой кобылы. Чистейшей воды провокация, попытка посеять вражду в Церкви, дестабилизировать отношения между верующим и иерархией. Людям, сеющим этот соблазн среди верующих, следовало бы перечитать Евангелие. Особенно в том месте, где говорится, что соблазняющему одного из малых сих, лучше бы жернов мельничный на шею и в море (Мф. 18.6).

- По-вашему, мысль о местоблюстителе не имеет никакого права на существование?

- По-моему, это мертворожденный продукт воспаленной фантазии. При здравствующем Предстоятеле, который у нас по Уставу избран пожизненно, никаких оснований для этого нет. Местоблюститель избирается в случае подачи в отставку Предстоятеля или его кончины.

- В каком случае Предстоятель может подать в отставку?

- Если решит уйти на покой, например, по состоянию здоровья. Однако и в этом случае роль местоблюстителя заключается лишь в том, чтобы блюсти место, пока оно свободно, до избрания нового Предстоятеля.

- Вы уверены, что этот вопрос не  будет  поднят, несмотря на то, что Блаженнейший жив-здоров и на покой пока не собирается?

- Поднят кем? На сегодняшний день мне, как секретарю Митрополита, о такой постановке вопроса ничего не известно. Да и слухи относительно слабого здоровья Блаженнейшего Митрополита гипертрофированы. Понятное дело, что оно не такое, как у 18-летнего юноши. Человек имеет свои немощи, болезни. Однако они не являются преградой для исполнения предстоятельских обязанностей. Можем сходить поздороваться - и убедитесь в этом сами.

Куда больше?

- Хорошо, а в чем же тогда может проявиться дистанционирование  УПЦ  от РПЦ, о котором трубят некоторые СМИ?

- Вот и мы не знаем. О таких трубах говорит апостол Павел, что они - «медь звенящая» и «бубны звучащие». В свое время Леонид Кучма писал, что Украина - не Россия. Так и Украинская церковь со своими особенностями,  будучи  частью Русской Право-славной Церкви, все же является православной церковью Украины. Мы в единстве канонической территории, молитвенно-евхаристическом общении, но  УПЦ  самостоятельна в своем администрировании, и нынешний канонический статус ее вполне удовлетворяет. Он дает Церкви возможность исполнять свою спасительную миссию,  независимо  от внешних обстоятельств. Соответственно вопрос дистанцирования  УПЦ  от РПЦ не то чтобы неактуален, но даже провокационен.

- В контексте общественной жизни - хотя Церковь и отделена от государства,  есть  примеры, когда во время избирательной кампании священники наставляли паству в политических предпочтениях.  Есть  мнения, что так через  УПЦ  Москва влияла на ситуацию в Украине?

- Ну, у нас же не жесткая палочная система. Если священник считает, что такой или иной политический строй  будет  для него более приемлем - он позволяет себе говорить об этом прихожанам. Но в таком случае, согласно общецерковному благословлению, он имеет право действовать от себя лично как гражданин, но не как священник. Собор архиереев 2007 года запретил всякую партийную агитацию в храмах.  Независимо  от флагов и лозунгов, у нас Церковь, слава Богу, едина и для левого и для правого берегов Днепра. Она объединяет и бело-голубых, и оранжевых, и «красносердечников». Что касается упомянутого вами влияния Москвы на ситуацию в Украине (я так полагаю, вы имеете в виду последние выборы), то мне до сих пор так и не ясно, кого же хотела видеть Москва в результате в Киеве.

- Тем не менее, в обществе  УПЦ  часто упрекают за педалирование пророссийских интересов в Украине...

- Мы - граждане нашего государства, живем по его законам. Мне непонятна сама постановка вопроса. Право-славная церковь в роли «пятой колонны» - это устаревший стереотип. Выросло новое поколение. Зайдите в храм и спросите: разделяют люди те лейблы, которые «пришили» Православной Церкви в начале 90-х, или они относятся к своему государству по-другому? Да, мы за сохранение единства и целостности Церкви. Понимаем, что без Киева Русской Церкви нет. Киев - мать городов русских. Киев - крещельная купель Святой Руси.

- А служба в храмах в Украине ведется на каком языке?

- В храмах  УПЦ  богослужение совершается на церковнославянском языке. По желанию прихожан, богослужение могут совершаться и на украинском.

- В чем же тогда еще может проявиться независимость  УПЦ ?

- Да ни в чем больше она не может проявиться. Она уже проявлена.  УПЦ не может стать независимее,  чем есть. В Уставе РПЦ сказано:  УПЦ  «самостоятельная и  независимая  в своем управлении».

Устав УПЦ (МП)

Анна НЕСТЕРОВА

"Аргументы и факты в Украине", №27, 6 июля 2011