Католический храм Севастополя - 100 лет ожидания

29.06.2011, 15:50
Католический храм Севастополя - 100 лет ожидания - фото 1
Католики Севастополя и сочувствующие им лица – христиане других вероисповеданий и просто граждане города – создали на днях инициативную группу по возвращению Римско-католического храма священномученика Климента Римского католической общине города.

Кинотеатр в Римско-католическом храме священномученика Климента Римского в Севастополе. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

От редакции BlackSeaNews

Католики Севастополя и сочувствующие им лица – христиане других вероисповеданий и просто граждане города – создали на днях инициативную группу по возвращению Римско-католического храма священномученика Климента Римского католической общине города.

Вопрос о возвращении здания костёла стоит не один год. В 2010 году католическая община города отпраздновала свое десятилетие. В апреле 2011 года исполнилось 100 лет зданию храма. Из этих 100 лет благополучными для храма и общины оказались лишь шесть...

В костёле, пережившем Вторую мировую войну, советской властью были уничтожены все сакральные части здания – сорвали кровлю, заложили готические окна, сбили верхний портик, алтарную стену спрятали за экраном. Сразу под ней устроили городские туалеты.

Жительница Севастополя вспоминает... Видео с сайта с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Туалеты в храме были закрыты только в январе 2009 года по ходатайству Владимира Казарина, в то время бывшего первым заместителем главы городской администрации.

В том же 2009 году, в ноябре, севастопольским католикам во второй раз за 10 лет разрешили провести богослужение на праздник святого Климента внутри храма. А в декабре архитектурная комиссия проверила состояние здания, которое находилось в аренде кинообъединения «Киномир» и обнаружила аварийное состояние потолка в кинозале. Разумеется, все сеансы были запрещены. И тогда католическим верующим отказали в проведении Рождественского богослужения. Рождественская Месса проходила под стенами храма.

В качестве одного из аргументов против воссоздания храма выдвигают количество католиков в городе на сегодняшний день... Конечно, сейчас их не 3 500, как было во времена строительства храма в начале ХХ века. В свое время, после поголовных репрессий, их осталось несколько человек, а после войны в Севастополь селили выборочно – строителей и участников обороны. Но и среди них были католики – и строители, и семьи военных.

Католическое богослужение у костёла. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Католическое богослужение у костёла. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

На сегодняшний день в католической общине – около 400 человек, которые постоянно посещают воскресные богослужения, в небольшой часовне в доме напротив здания храма. А еще есть те, кто приезжают из окрестных поселков – вплоть до Углового.

А еще – пожилые люди, которые не в состоянии подняться на высокие ступени третьего этажа, и котрых священник посещает на дому. В приходе около 40 детей разного возраста. Вмещается в часовенке около 100 человек. То есть это несколько воскресных месс. А потому на праздники богослужение проходит на площади возле костела.

Все 10 лет община неоднократно обращалась и в судебные инстанции, и в комииссию по правам человека. Обращения из высоких инстанций городскими депутатами игнорировались. Отказы мотивировались тем, что это – детский кинотеатр.

Видео с сайта с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Сегодня противников передачи костёла католической общине хватает. Это и политики, и городские власти – вопрос передачи кинотеатра под костел находит поддержку только у двоих депутатов горсовета и нового председателя городской администрации Владимира Яцубы.

Говорят, что против воостановления костёла выступает и благочиние УПЦ Московского Патриархата, которое считает Севастополь «канонической территорией православной церкви»...

Из статьи «Католики Севастополя:
след в истории»

Виталий КОВАЛЕНКО
кандидат исторических наук, Севастополь
подбор иллюстраций, как всегда – BlackSeaNews

О Севастополe принято говорить как о городе, основанном в 1783 году. Но история городской жизни на Гераклейском полуострове насчитывает более двух с половиной тысяч лет – oна знала взлёты и падения, расцвет и упадок, периоды запустения и возрождения.

Но не было времени, когда она прерывалась бы: Херсонес, Херсон, Симболон, Чембало, Каламита, Инкерман – сменяющиеся во времени имена городов, чьи руины охватывает в своих границах современный Севастополь, унаследовавший от них духовный стержень, которым вот уже две тысячи лет является христианство.

И здесь вопрос о «каноничности», пожалуй, не имеет безоговорочно однозначного решения.

Херсонес Таврический на старых фото Севастополя. Из фондов дома-музея Чехова в Ялте

Херсонес Таврический на старых фото Севастополя. Из фондов дома-музея Чехова в Ялте

Первым на земле Херсонеса – Херсона – Севастополя возвестил Евангелие апостол Андрей Первозванный, равно чтимый западными и восточными христианами;

наряду с семью священномучениками херсонскими – епископами, прибывшими по благословению патриарха Иерусалимского, здесь приняли смерть главы Римской церкви – священномученик Климент и священноисповедник Мартин, святые для православных и католиков.

Единой, но уже раздираемой спорами между иерархами Рима и Константинополя Церкви, принадлежат деяния святых Кирилла (Константина) и Мефодия, тесно связанные с этой землёй.

Труд создателей славянской грамоты получил высокую оценку не только Константинопольского патриарха Фотия: Римский папa Адриан с благоговением принял из их рук мощи Климента Римского, обретенные братьями в Херсоне.

Еще при единой номинально церкви в 988 году, Херсон-Корсунь стал местом крещения князя Владимира, почитаемого не только как равноапостольный Креститель Православной Руси, но и как Небесный покровитель российских и украинских католиков.

Памятник Кириллу и Мефодию в Севастополе. Фото с сайта panoramio.com, автор: E.N.Veselov

Памятник Кириллу и Мефодию в Севастополе. Фото с сайта panoramio.com, автор: E.N.Veselov

Как разделить это общее наследие первого тысячелетия христианской истории?

Изнемогающая под натиском мусульман Византийская империя получила в 1204 году тяжелейший удар со стороны крестоносцев и распалась, утратив роль восточного форпоста христианского мира.

На её бывших территориях Православие и Католицизм вели спор за души людей – то уповая на проповедь миссионеров, то полагаясь на оружие. Не был исключением и средневековый Херсон, где двум христианским общинам пришлось сосуществовать в тесном пространстве города, подвергаемого мощному давлению со стороны беспокойных соседей – язычников и мусульман.

Первые сведения о католической общине в Херсоне относятся к XIII веку. Известно, что в 1333 году здесь уже был католический собор.

В июле того же года вновь созданную епископскую кафедру возглавил монах-доминиканец Ричард Английский. Подчинялась новая епархия католическому митрополиту Боспора, архиепископу Франциско де Камерино, назначенному одновременно с Ричардом. Известно, что к этому времени оба священника уже много лет проповедовали в этих краях и даже обратили в католичество двух местных правителей, а также их подданных.

Жизнь постепенно уходила из Херсона, перетекая в соседние города – Ямболи (Чембало, Балаклаву) и Каламиту (Инкерман). В Балаклаве, находившейся в XIV – XV веках под властью генуэзцев, стоит ныне православный храм во имя Двенадцати апостолов. На камне, вмурованном в стену древнего здания, сохранилась надпись, говорящая о том, что строительство католического храма начато здесь 10 сентября 1357 года, «в управление консула и кастеляна мужа Симона де Орто».

Храм Двенадцати апостолов в Балаклаве. Фото с сайта forum.vgd.ru

Храм Двенадцати апостолов в Балаклаве. Фото с сайта forum.vgd.ru

B Юго-Западном Крыму католическая община продолжала существовать и в условиях господства Османской империи.

Кроме потомков генуэзцев, в нее входили армяне-католики, а также многочисленные пленники из литовских и польских земель. Об их жизни красноречиво повествуют страницы произведений послов и путешественников, побывавших в Крыму в XV – XVIII веках: Иосафата Барбаро, Михалона Литвина, Мартина Броневского, Дортелли д’Асколи, Эвлии Челеби и др. В католической церкви в 1578 молился М. Броневский, посол польского короля Стефана Батория к хану Мухаммед-Гирею. Она стояла на левом берегу реки Кача.

Приход Российской империи в Тавриду коренным образом изменил жизнь края. Уже в 1778 году, за пять лет до аннексии территории Крымского ханства, силами российского корпуса под командованием генерал-поручика Александра Суворова из Крыма были выселены более тридцати одной тысячи местных жителей-христиан: православных, католиков, григориан. На полуострове осталось буквально несколько десятков католиков, случайно избежавших депортации. Но после присоединения Крыма к России их численность на полуострове постоянно возрастала.

Французы, поляки, литовцы, другие подданные империи римско-католического вероисповедания расселялись в разных уголках «полуденного края». Были они и в числе первых обитателей основанного в 1783 году черноморской твердыни Российской империи – Севастополя.

Политика веротерпимости, провозглашённая Екатериной II, открывала для них самые широкие возможности во всех сферах государственной и общественной жизни.

Севастополь. Из фондов дома-музея Чехова в Ялте

Севастополь. Из фондов дома-музея Чехова в Ялте

Большое число католиков, особенно среди нижних чинов и мастеровых, поставило на повестку дня возведение в городе католического храма.

Уже в 1837 году император Николай I утвердил план города, на котором было обозначено место для её постройки. Впоследствии была утверждена смета на сооружение в Севастополе Римско-католической церкви на 900 человек.

Строительство храма прервала Крымская война, а упадок городской жизни в первые десятилетия после Крымской войны, не позволял вернуться к этому вопросу. Регулярное католическое богослужение было возобновлено в каплице во имя непорочного зачатия Божьей Матери, оборудованной в частном доме, принадлежавшем отставному матросу Петру Кухарскому.

Быстрое развитие города с середины 70-х годов XIX века привело к росту численности католической общины. На осень 1912 года она насчитывала 3389 человек. Hемало католиков было cреди граждан Севастополя, и они играли весомую роль в жизни города, флота, да и страны в целом. Некоторых из них хотелось бы упомянуть отдельно.

10 декабря 1905 года, в субботу севастопольская газета «Крымский вестник» за номером 284 сообщила в разделе «Хроника»:

«Нижний этаж строящегося на Новосельцевой площади здания римско-католического костела уже закончен и туда в настоящее время перешла римско-католическая каплица, помещавшаяся ранее в доме Баланчука в Таврическом переулке». Еще долгих шесть лет, до апреля 1911 ждали прихожане окончания строительства.

Севастопольский костел в начале ХХ века. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Севастопольский костел в начале ХХ века. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Первая служба по его завершении последовала за трагедией, потрясшей весь город.

18 апреля в 7 часов вечера в авиационной катастрофе на Куликовом поле погиб инструктор Севастопольской авиационной школы штабс-капитан Бронислав Витольдович Матыевич-Мациевич, один из первых военных летчиков России. Первым в истории авиации oн совершил полет над морем с установленным на аэроплане компасом. В тот трагический вечер вместе со штабс-капитаном Матыевичем-Мациевичем погиб и его брат, мичман эскадренного миноносца «Мощный» Станислав.

20 апреля тела братьев были перевезены из часовни морского госпиталя в только что достроенный костел. За гробами шли тысячи людей, провожавших первого летчика, погибшего в Севастополе. Молебен отслужил капеллан войск Одесского военного округа ксендз Франц Антонович Козловский. На траурной церемонии присутствовала сестра погибших Анна Витольдовна. По завершении тела братьев Матыевичей-Мациевичей были отправлены с вокзала для погребения на родину в Волынскую губернию.

Севастопольский костел в 1944 году. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Севастопольский костел в 1944 году. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

После разгрома католической общины в годы воинствующего безбожия, храм приспособили для иных целей. Наверное, никто из тех, кто возносил в костеле молитвы к единому для всех Богу, не думал, что в алтаре разместят когда-нибудь места общественного пользования. Иначе они просили бы, чтобы Господь был милостив в будущем ко всем тем, кто «не ведает, что творит»...

На обложке – Севастопольский костёл после войны. Фото с сайта kostel-klimenta.livejournal.com

Продолжение следует...

Юлия КУЗНЕЦОВА

BlackSeaNews

Использованы материалы: kostel-klimenta.livejournal.com, sevastopolis.com, sevnews.info