«Когда я называю Андрея Шептицкого святым, я не преувеличиваю»

09.06.2011, 13:10
«Когда я называю Андрея Шептицкого святым, я не преувеличиваю» - фото 1
На основе свидетельств, которые предоставили спасенные митрополитом Шептицким люди, мы приходим к выводу, что он действительно был одним из Праведников народов мира. Более 240 украинских священников рисковали своей жизнью, укрывая и оказывая помощь евреям.

На основе свидетельств, которые предоставили спасенные митрополитом Шептицким люди, мы приходим к выводу, что он действительно был одним из Праведников народов мира. Более 240 украинских священников рисковали своей жизнью, укрывая и оказывая помощь евреям.

Для того, чтобы понять гуманистическую роль митрополита Андрея Шептицкого в годы Второй мировой войны, мы должны рассмотреть ее в историческом контексте. Ведь проблемы, с которыми столкнулся этот харизматический лидер Украинской Греко-Католической церкви, бросили вызов его принципам и его возможности противостоять преступным режимам коммунизма и фашизма.

Коммунисты, поддерживавшие политику атеизма и диктатуры, внедрили такую систему власти, какую до того никогда не видело население Западной Украины. За короткое время советской власти (с сентября 1939 по 22 июня 1941 гг.) тюрьмы наполнились невинными людьми, тысячи были высланы в Сибирь.

Когда немецкая армия входила в Западную Украину, а Красная армия оттуда отступала, оказалось, что тюрьмы были полны телами молодых украинцев, убитых НКВД. Настроения украинцев под влиянием стереотипов «жидо-коммунист» или «жидо-большевизм» (возникших из-за значительного представительства евреев в эшелонах советской властной структуры, в частности, в тайной полиции – ЧК, ГПУ и НКВД), усиленные нацистской политикой антисемитизма, вылились в некоторых поселках и городах в акты насилия против еврейского населения.

Таким образом, трагедия украинского народа превратилась в трагедию народа еврейского.

При Советской власти во Львове исчезли около 20 000 украинцев и 5 000 были убиты в тюрьмах. Родственники заключенных, пришедшие спасти невинные жертвы советских репрессий, нашли только мертвые тела. В эту скорбную минуту «...насильно собрали около 1000 евреев и доставили в тюрьму ГПУ [в действительности НКВД], где был расположен Вермахт».

Этих ни в чем не повинных евреев – виноватые, скорее всего, ушли вместе с Красной армией – заставили вынести тела жертв коммунистических репрессий, подавляющее большинство из которых были украинцами.

Ereignismeldung [Рапорт о событиях] сообщает, какую роль сыграли немцы в массовом убийстве евреев: «Гестапо собрало и казнило около 7000 евреев, таким образом расправившись за бесчеловечные зверства». Подобные преступления против еврейского народа были совершены нацистами, иногда при участии украинцев, и в других городах Западной Украины.

Это была трагическая реальность для евреев и украинцев.

К сожалению, некоторые авторы не удовлетворяются мрачной и хорошо задокументированной реальностью; они добавляют к этой трагической истории безосновательные домыслы, не имеющие какого-либо документального подтверждения. К таким домыслам относится история о погромах, происходивших, в частности, во Львове и известных как «Дни Петлюры», в которых пострадали тысячи евреев.

Как мы видим из этого краткого обзора, миф и реальность переплелись между собой, создав основу трагедии.

Эта проблема лучше всего проанализирована Цви Гительманом, который заявлял: «Важнейшей является выборочная историческая память, которая ...становится основой для коллективного мифа, развивающегося и трансформирующегося на протяжении поколений. Этот миф создает основу для стереотипных образов, которые народы создают для себя и других. Не исторический факт формирует отношение народов друг к другу, но интерпретация факта...».

Митрополит Шептицкий (на снимке), который сначала приветствовал победную немецкую армию и благодарил ее за освобождение от коммунистической тирании, вскоре был потрясен кровавыми погромами и массовыми казнями евреев. Как проповедник нравственности и толерантности, митрополит чувствовал, что доминирующее насилие и пренебрежение принципами сосуществования людей поставит под сомнение сами основы социальной этики.

Описывая ситуацию с массовыми убийствами евреев папе Пию XII в 1941 г. [на сайте журнала «Ї» письмо датируется августом 1942-го], Шептицкий отмечал: «Выглядит это так, будто банда безумцев или бешеных волков набросилась на наш несчастный народ».

В другом письме, к кардиналу Тиссерену в 1943 году, Шептицкий писал: «Вся Волынь и часть Западной Украины переполнена бандами необычных политических окрасок. Какие-то банды польские, другие – украинские, а третьи – коммунистические. Между ними попадаются настоящие преступники, среди которых люди разных национальностей – немцы, евреи, украинцы и русские».

Шептицкий, безусловно, был глубоко обеспокоен массовыми казнями еврейского населения, в которых принимали участие представители украинского ополчения.

В феврале 1942-го митрополит Шептицкий выразил свою озабоченность по поводу геноцида еврейского народа и использования в этой преступной деятельности украинской вспомогательной полиции. В ответ Гиммлер посоветовал митрополиту «не вмешиваться в дела, которые его не касаются».

Немцы отомстили Шептицкому за письмо, прекратив деятельность Украинского национального совета, почетным председателем которого был Шептицкий. Это, однако, не остановило митрополита и он продолжал действовать ради спасения жизней. «В своем пастырском письме «О христианском милосердии» (июнь 1942 г.) он связал христианский долг братской любви со святостью человеческой жизни...».

Еще более сильным выступлением Шептицкого в защиту жизни стало пастырское письмо «Не убий!», в котором он осудил различные формы убийства и политику массового истребления. Послание, опубликованное в ноябре 1942-го, должно было быть прочитано во всех церквах. Оно грозило вечным наказанием всем, «кто пролил безвинную кровь и сделал себя изгнанником из человеческого сообщества из-за пренебрежения к человеческой жизни».

Кроме пастырских писем к верующим, митрополит Шептицкий решил использовать административную структуру Украинской Греко-Католической церкви, чтобы спасти столько евреев, сколько было возможно.

Стоит отметить, что спасение евреев в Украине было очень опасным делом – наказанием для Judenbeguenstigung («тех, кто любит евреев») была смертная казнь. Но митрополит хотел, чтобы монахи и монахини, священники и миряне жили в соответствии с заповедью Божьей «Возлюби ближнего как самого себя».

Ближайшими соратниками Шептицкого в подпольной работе по спасению евреев были архимандрит монахов-студитов Климентий Шептицкий, брат митрополита, мать-игуменья Иосифа [Витер], руководившая всеми женскими монастырями, и отец Марк Стек, который занимался изготовлением фальшивых документов для евреев, а затем переправлял их в монастыри.

По словам раввина Давида Кахане, спасенного Шептицким, более 240 украинских священников рисковали жизнью, укрывая евреев и оказывая им помощь. Помимо 200 детей, которые были спрятаны в монастырях, Шептицкий укрывал в своей резиденции 15 евреев, в том числе Курта Левина, его брата Исаака Левина и собственно Кахане, впоследствии ставшего главным раввином израильских военно-воздушных сил.

Годы спустя Филипп Фридман справедливо назовет тех благородных людей и других, подобных им, «хранителями наших братьев» (оригинальное название книги Ф. Фридмана – Their Brothers 'Keepers – парафраз на слова из Библии, где Каин отвечает Богу: «Разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9).

Для небольшой группы счастливчиков, детей и взрослых, война закончилась летом 1944-го, с отступлением немецких войск из Львова. Позже детей отдали еврейским семьям, и митрополит Шептицкий обеспечил эти семьи едой, одеждой и одеялами, а из тех, кто выжил, был организован Еврейский комитет.

«Когда я называю Андрея Шептицкого святым, я не преувеличиваю», – раввин Давид Кахане, «Праведники народов мира», Die Zeit, 27 декабря 1985 г.

Шептицкий, как заявляет раввин Кахане, действительно был «одним из наибольших гуманистов в истории человечества и, бесспорно, самым большим другом евреев». В интервью с Дэвидом Миллзом 31 мая 1968 г. Курт Левин сказал, что встретиться с таким человеком как Шептицкий – «это как коснуться звезд и вдохновиться этим событием... Это луч гуманности в лучшем проявлении, луч религии и веры в сильнейшем их воплощении».

На основе показаний, которые дали люди, спасенные митрополитом Шептицким, мы приходим к выводу, что он действительно был одним из Праведников народов мира.

Мы также должны понимать, как много было героев, рисковавших собственной жизнью, чтобы спасти жизни евреев.

Среди них – глава города Кременчуга Сеница, который вместе с отцом Романским, украинским православным священником, спасал евреев, крестя их и выдавая им фальшивые документы. В Самборе (Львовская область) Александр Кривояжа помог спасти 58 евреев, в то время как в Заваливе Роман Билецкий и его отец Левко спасли 23 еврея.

Это лишь три примера готовности отдать свою жизнь ради спасения евреев, и, по мнению Филиппа Фридмана, их количество должно было бы быть значительнее, поскольку 100 человек было казнено за укрывательство или помощь евреям.

По сообщениям гестапо, кроме указанных случаев, члены Организации украинских националистов выдавали фальшивые документы евреям, работавшим на них. Мы находим подобный отчет в Ereignismeldung UdSSR. Nr.183. Der Chef der Sicherheitspolizei und des SD. Berlin, den. Maerz 1942, который однозначно говорит в пользу того, что движение Бандеры выдавало евреям поддельные документы.

Источник: «The Ukrainian Weekly»,
Перевод на русский: RISU.org.ua

__________________

Автор этой статьи Тарас Гунчак - профессор Университета Ратгерс, США.

Проф. Тарас Гунчак, Нью-Джерси

"Мы здесь", Иерусалим, Израиль, № 310, 9-15 июня 2011