«Когда я называю Андрея Шептицкого святым, я не преувеличиваю»
Митрополит Шептицкий (на снимке), который сначала приветствовал победную немецкую армию и благодарил ее за освобождение от коммунистической тирании, вскоре был потрясен кровавыми погромами и массовыми казнями евреев. Как проповедник нравственности и толерантности, митрополит чувствовал, что доминирующее насилие и пренебрежение принципами сосуществования людей поставит под сомнение сами основы социальной этики.
Описывая ситуацию с массовыми убийствами евреев папе Пию XII в 1941 г. [на сайте журнала «Ї» письмо датируется августом 1942-го], Шептицкий отмечал: «Выглядит это так, будто банда безумцев или бешеных волков набросилась на наш несчастный народ».
В другом письме, к кардиналу Тиссерену в 1943 году, Шептицкий писал: «Вся Волынь и часть Западной Украины переполнена бандами необычных политических окрасок. Какие-то банды польские, другие – украинские, а третьи – коммунистические. Между ними попадаются настоящие преступники, среди которых люди разных национальностей – немцы, евреи, украинцы и русские».
Шептицкий, безусловно, был глубоко обеспокоен массовыми казнями еврейского населения, в которых принимали участие представители украинского ополчения.
В феврале 1942-го митрополит Шептицкий выразил свою озабоченность по поводу геноцида еврейского народа и использования в этой преступной деятельности украинской вспомогательной полиции. В ответ Гиммлер посоветовал митрополиту «не вмешиваться в дела, которые его не касаются».
Немцы отомстили Шептицкому за письмо, прекратив деятельность Украинского национального совета, почетным председателем которого был Шептицкий. Это, однако, не остановило митрополита и он продолжал действовать ради спасения жизней. «В своем пастырском письме «О христианском милосердии» (июнь 1942 г.) он связал христианский долг братской любви со святостью человеческой жизни...».
Еще более сильным выступлением Шептицкого в защиту жизни стало пастырское письмо «Не убий!», в котором он осудил различные формы убийства и политику массового истребления. Послание, опубликованное в ноябре 1942-го, должно было быть прочитано во всех церквах. Оно грозило вечным наказанием всем, «кто пролил безвинную кровь и сделал себя изгнанником из человеческого сообщества из-за пренебрежения к человеческой жизни».
Кроме пастырских писем к верующим, митрополит Шептицкий решил использовать административную структуру Украинской Греко-Католической церкви, чтобы спасти столько евреев, сколько было возможно.
Стоит отметить, что спасение евреев в Украине было очень опасным делом – наказанием для Judenbeguenstigung («тех, кто любит евреев») была смертная казнь. Но митрополит хотел, чтобы монахи и монахини, священники и миряне жили в соответствии с заповедью Божьей «Возлюби ближнего как самого себя».
Ближайшими соратниками Шептицкого в подпольной работе по спасению евреев были архимандрит монахов-студитов Климентий Шептицкий, брат митрополита, мать-игуменья Иосифа [Витер], руководившая всеми женскими монастырями, и отец Марк Стек, который занимался изготовлением фальшивых документов для евреев, а затем переправлял их в монастыри.
По словам раввина Давида Кахане, спасенного Шептицким, более 240 украинских священников рисковали жизнью, укрывая евреев и оказывая им помощь. Помимо 200 детей, которые были спрятаны в монастырях, Шептицкий укрывал в своей резиденции 15 евреев, в том числе Курта Левина, его брата Исаака Левина и собственно Кахане, впоследствии ставшего главным раввином израильских военно-воздушных сил.
Годы спустя Филипп Фридман справедливо назовет тех благородных людей и других, подобных им, «хранителями наших братьев» (оригинальное название книги Ф. Фридмана – Their Brothers 'Keepers – парафраз на слова из Библии, где Каин отвечает Богу: «Разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9).
Для небольшой группы счастливчиков, детей и взрослых, война закончилась летом 1944-го, с отступлением немецких войск из Львова. Позже детей отдали еврейским семьям, и митрополит Шептицкий обеспечил эти семьи едой, одеждой и одеялами, а из тех, кто выжил, был организован Еврейский комитет.
«Когда я называю Андрея Шептицкого святым, я не преувеличиваю», – раввин Давид Кахане, «Праведники народов мира», Die Zeit, 27 декабря 1985 г.
Шептицкий, как заявляет раввин Кахане, действительно был «одним из наибольших гуманистов в истории человечества и, бесспорно, самым большим другом евреев». В интервью с Дэвидом Миллзом 31 мая 1968 г. Курт Левин сказал, что встретиться с таким человеком как Шептицкий – «это как коснуться звезд и вдохновиться этим событием... Это луч гуманности в лучшем проявлении, луч религии и веры в сильнейшем их воплощении».
На основе показаний, которые дали люди, спасенные митрополитом Шептицким, мы приходим к выводу, что он действительно был одним из Праведников народов мира.
Мы также должны понимать, как много было героев, рисковавших собственной жизнью, чтобы спасти жизни евреев.
Среди них – глава города Кременчуга Сеница, который вместе с отцом Романским, украинским православным священником, спасал евреев, крестя их и выдавая им фальшивые документы. В Самборе (Львовская область) Александр Кривояжа помог спасти 58 евреев, в то время как в Заваливе Роман Билецкий и его отец Левко спасли 23 еврея.
Это лишь три примера готовности отдать свою жизнь ради спасения евреев, и, по мнению Филиппа Фридмана, их количество должно было бы быть значительнее, поскольку 100 человек было казнено за укрывательство или помощь евреям.
По сообщениям гестапо, кроме указанных случаев, члены Организации украинских националистов выдавали фальшивые документы евреям, работавшим на них. Мы находим подобный отчет в Ereignismeldung UdSSR. Nr.183. Der Chef der Sicherheitspolizei und des SD. Berlin, den. Maerz 1942, который однозначно говорит в пользу того, что движение Бандеры выдавало евреям поддельные документы.
Источник: «The Ukrainian Weekly»,
Перевод на русский: RISU.org.ua
__________________
Автор этой статьи Тарас Гунчак - профессор Университета Ратгерс, США.