• Главная
  • Мониторинг
  • Религиовед, доцент Львовского государственного университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "В Украине нет естественных причин для радикального изменения соотношения православных юрисдикций"...

Религиовед, доцент Львовского государственного университета АНДРЕЙ ЮРАШ: "В Украине нет естественных причин для радикального изменения соотношения православных юрисдикций"

20.01.2011, 11:46

Заявление Патриарха Филарета стало следствием ситуации, которая вот уже несколько месяцев реально существует в Украине и которая связана с совместной политикой УПЦ МП и некоторых, возможно даже большинства, государственных чиновников, а также с целенаправленной поддержкой только УПЦ МП в Украине.

"Портал-Credo.Ru": Недавно Патриарх Филарет (Денисенко) выступил с сенсационным заявлением, что существует заговор, нацеленный на ликвидацию УПЦ КП. Как бы Вы могли прокомментировать это заявление? Что же на самом деле происходит с Киевским патриархатом и насколько прав Филарет?

Андрей Юраш: Заявление Патриарха Филарета стало следствием ситуации, которая вот уже несколько месяцев реально существует в Украине и которая связана с совместной политикой УПЦ МП и некоторых, возможно даже большинства, государственных чиновников, а также с целенаправленной поддержкой только УПЦ МП в Украине.

Вследствие этой ситуации УПЦ КП оказывается в новом для себя положении второстепенной маргинальной структуры, с которой не связаны напрямую главные инициативы в общественной плоскости в целом в Украине. Конечно, такая ситуация рождает самые разные толкования и последствия. То есть появилось очень много разочаровавшихся в ситуации и в статусе УПЦ КП, которая уже не находит поддержки у представителей современной государственной власти в Украине. Незначительная часть духовенства Киевского патриархата даже готова к каким-то юрисдикционным изменениям, о которых говорит архиепископ УПЦ МП Ионафан (Елецких).

Если заявление Патриарха Филарета можно трактовать в какой-то мере как констатацию сложившейся ситуации с некоторым преувеличением, которое призвано мобилизовать и верующих, и духовенство собственной Церкви, и заострить внимание общественности, то ответное заявление архиепископа Ионафана звучит как желаемая и ожидаемая в УПЦ МП программа.

Единственное, что мы замечали в течение нескольких последних месяцев — это переход нескольких священников Киевского патриархата в УАПЦ. Но это течение, во-первых, локализировано абсолютно очевидно на уровне нескольких персоналий — это о. Владимир Черпакский, о. Иоанн Шведский и еще два священника во Львовской области. Из этих четырех переходов три очевидно связаны с получением желаемого этими священниками епископского статуса — с хиротонией, которую они моментально получили в Автокефальной Церкви. В украинских СМИ прозвучало заявление, что в Сумской области несколько общин УПЦ МП заявили о желании перейти в Киевский патриархат.

То есть каких-то радикальных изменений, глобальных переформатирований пока что не происходит. И ситуация не показывает, что в практической плоскости такие переформатирования, о которых вещает архиепископ Ионафан, могут происходить. Другое дело, как это выглядит не на фактическом уровне, а на уровне государственной политики. Вот там изменения произошли, они констатируются абсолютно всеми — и аналитиками, и церковными деятелями. Поэтому такое заявление Патриарха Филарета — это предупреждение для общественности, которое мобилизует очень много последователей и верующих Киевского патриархата и в целом представителей той части общества, которая нацелена на поддержку автокефальных движений.

Городские советы во Львове, в Тернополе принимают радикальные заявления-послания к президенту Януковичу, в которых они выражают категорическое несогласие с проводимой им политикой, в том числе конфессиональной, и в очень радикальных формулировках. С одной стороны, президент однозначно декларирует свою поддержку одной Церкви — свою направленность на взаимодействие с УПЦ МП, что вызывает радикализацию всех оппонентов. И об этом пока что очень мало кто говорит, даже сами государственные чиновники, которые продуцируют такую политику, или не понимают, или старательно этого не замечают.

Я только одну фразу приведу из заявления Львовского городского совета, провозглашенном на сессии горсовета, где РПЦ МП названа "КГБшно-сталинской сектой Гундяева". Я понимаю, что это совершенно неприличное выражение для официального обращения, тем более с подачи официального городского совета. Но это и является следствием проводимой неадекватной государственной политики.

Очень многих, и это прозвучало в СМИ, особенно на Западной Украине, чрезвычайно многих оскорбило рождественское поздравление президента, в котором он поздравлял только православных, в абстрактном смысле этого слова, не упомянув греко-католиков, 3-4 миллиона которых в Украине тоже празднуют этот праздник по юлианскому календарю, и, наверное, до полумиллиона протестантов, которые, согласно местной традиции согласованного празднования Рождества с религиозным большинством, празднуют Рождество по юлианскому стилю. И эта тема сейчас чрезвычайно актуальна. Она уже перешла рамки церковных дискуссий.

Кстати, на это не столько отреагировали церковные деятели, которые уже понимают ситуацию однозначно и стараются не накалять страсти, но об этом постоянно говорят политики, и не только радикального направления. Например, Арсений Яценюк, который считается левым политиком, представителем нового поколения, одним из самых ярких и наиболее проевропейских политиков, а отнюдь не националистом радикального направления, как многие в Украине, - он сделал специальное заявление о том, что президент должен извиниться перед миллионами верующих, о которых он сознательно забыл в своем коротком рождественском поздравлении.

Возвращаясь к упомянутым выше двум заявлениям Патриарха Филарета и архиепископа Ионафана, хочу заметить, что эти два документа с двух сторон обозначают современную ситуацию в Украине. Очевидна обеспокоенность тем, что государство в лице его президента и главных государственных органов старается сломить существующую модель государственно-церковных отношений, и в этом смысле звучат и радикальные заявления (например, несколько месяцев назад прозвучало заявление секретаря Киевской епархии УПЦ МП протоиерея Лебедева о том, что Украина должна пойти болгарским путем упразднения "раскольнических православных группировок"). С другой стороны, некоторые церковные деятели подталкивают власть на этом пути.

УАПЦ также давно перестала играть самодостаточную роль в украинском религиозном пространстве. В нынешней конфигурации ей отводится специфическая роль, в том числе и роль структуры, которая, со своей стороны, в какой-то мере "изнутри" должна дискредитировать и постепенно разрушать автокефальную часть православного сегмента в Украине.

- Что происходит с попытками переводить священников УПЦ КП в Московский патриархат, чем занимаются некоторые чиновники?

- Здесь есть региональная специфика. Больше всего таких случаев в Донецкой и Луганской областях. Местные епископы Киевского патриархата делали заявления о "силовых" попытках провести собрания верующих в общинах Киевского патриархата с целью переориентирования на Московский патриархат, об отказе некоторых меценатов от дальнейшей поддержки Киевского патриархата и т.д. Совершенно очевидно, что такого сценария нет и не может быть в Западной Украине, где как таковые идеология и практика Московского патриархата вообще не являются влиятельным и существенным фактором церковной и общественной жизни. И поэтому здесь происходят эти переходы в Автокефальную Церковь.

То есть пока что каких-то существенных, радикальных переходов не произошло. Говорят о возможных переходах в ближайшее время. Но переходы клириков из юрисдикции в юрисдикцию существовали всегда. В этом была и специфика украинской ситуации. Епископы и духовенство мигрировали постоянно. И несмотря на эти локальные переходы, тенденция в Украине сохранялась и продвигалась в одном направлении — постепенного, но постоянного увеличения процента — и об этом говорят все исторические исследования — тех граждан Украины, которые поддерживают автокефальный статус украинского православия и идею создания поместной Церкви.

Это начали констатировать еще в конце 90-х годов, и 10-12 последних лет это постоянно подчеркивалось исследованиями, проведенными на различных уровнях. То есть эти переходы, даже если они и будут происходить, не смогут изменить радикальным образом религиозного состояния в Украине. Об этом, кстати, и Роман Лункин говорил в интервью Вам - что эта ситуация в самых общих чертах складывалась не одно столетие. А если говорить на практическом уровне, то последние двадцать лет.

И в основе этого плюрализма, в том числе и внутри православия — я имею в виду юрисдикционный плюрализм, — лежит не какая-то искусственная причина, в основе этого лежат не просто какие-то личностные характеристики — любовь к тому-то, ненависть к тому-то. В основе этого лежат гораздо более глубокие причины, разделяющие православных по цивилизационному принципу, по исповедуемым ими мировоззренческим взглядам и чертам — по отношению к толерантности, к инославным, к религиозному многообразию, к службе и т.д. В Украине нет универсального православия. И вот если раньше — 2-3 года назад, когда все, с подачи, в том числе, и государственных чиновников Ющенко, активно проводили идеологию, что в Украине в скором времени — буквально за несколько лет будет образована единая поместная универсальная Церковь, которая объединит всех православных, то кто-то говорил, что такого нет и быть не может, потому что православные разъединены не искусственным барьером, а глубокими мировоззренческими принципами.

То же самое я могу сказать и сейчас, что нет пока у государства, и слава Богу, таких возможностей, чтобы в один момент или каким-то радикальным образом принудить объединиться всех сторонников Киевского патриархата или простых верующих Автокефальной Церкви, которые разделяют одни и те же юрисдикционные принципы и на уровне обычного верующего вообще между собой разницы не видят. Это уже проблема иерархии — отношения УПЦ КП и Автокефальной Церкви. То есть, в этом сегменте общества нет никакого малейшего желания и возможности объединиться сейчас с Московским патриархатом, как это видится архиепископу Ионафану (Елецких), точнее, как ему это хотелось бы видеть, что буквально на глазах, в какое-то мгновение ока, все автокефальное развалится, и все верующие однозначно присоединятся к Московскому патриархату. Нет естественных причин, естественных условий для таких радикальных переформатирований в обществе. Такое возможно только при применении насилия.

- Здесь вопрос регионов действительно будет очень важен. Все это происходит на уровне местных начальников. И насколько сумеют представители УПЦ КП противостоять местной администрации, которая готова и рвется в бой…

- Но это тоже зависит от региона, потому что в некоторых местах региональные власти даже, в какой-то мере сочувствуя и понимая религиозную политику, прекрасно осознают реальное соотношение сил. И в очень многих регионах, в том числе в центральной Украине, все прекрасно понимают, что насильственный, как это, например, в Макарове произошло, переход местного священника с церковью, но без общины в Московский патриархат вызовет большой социальный конфликт. А ведь Московский патриархат планирует такой переход не одной или десятка общин, а тысяч — это однозначно вызовет безумное напряжение в обществе.

Я не думаю, что трезвомыслящие политики, чиновники регионального уровня будут готовы к провоцированию собственными руками множества конфликтов на территориях, где они управляют. Это как бы подкладывание мины под самих себя. Ответственные деятели вряд ли могут сознательно пойти на такое развитие событий.

Владимир ОЙВИН

"Портал-Credo.Ru", 18 января 2011 года